Общие методические рекомендации для подготовки к занятиям
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским и практическим занятиям
для курсантов, обучающихся по специальности 030505.65 – Правоохранительная деятельность
Белгород – 2011
Административное право. Методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским и практическим занятиям. – Белгород: Белгородский юридический институт МВД России, 2011. – 55 с.
Составитель:
кандидат юридических наук, подполковник полиции Карагодин А.В.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры АП и АД ОВД Бел ЮИ МВД России « » 2011 г., протокол №
Обсуждены и одобрены на заседании методического совета Бел ЮИ МВД России « » 2011 г., протокол №
ВВЕДЕНИЕ
Административное право относится к числу общепрофессиональных юридических дисциплин. Необходимость изучения дисциплины обусловлена потребностью подготовки специалистов высшей квалификации, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками для эффективного выполнения служебных обязанностей в новых социально-экономических и политико-правовых условиях.
Целью дисциплины является обеспечение фундаментальной профессиональной подготовки курсантов и слушателей на основе формирования у них юридического мышления, базирующегося на идеях и принципах современного административного права. В процессе изучения дисциплины также формируются необходимые для осуществления профессиональной деятельности представления об административных основах общества и государства и проблемах современного административного права. Административное право по содержанию и методам воздействия непосредственно связано с институтами конституционного, финансового, налогового, таможенного, уголовного, земельного права и ряда процессуальных отраслей права.
К задачам дисциплины относится – ознакомление курсантов и слушателей с понятийным аппаратом и основными институтами административного права; с достижениях науки административного права; обучение курсантов и слушателей правилам работы с административным законодательством, формирование навыков правильного толкования и применения норм административного права в конкретных условиях деятельности юриста; ознакомление курсантов и слушателей с системой, субъектами, формами и методами государственного управления, а также с организацией и правовыми основами административно-правового регулирования в отдельных сферах и отраслях управления. Методологическую основу курса составляют знания, полученные при изучении теории государства и права, конституционного права России, философии, логики. В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
· роль и место административного права в правовой системе РФ;
· систему субъектов административного права;
· административно-правовой статус индивидуальных субъектов;
· систему и структуру органов исполнительной власти;
· формы и методы государственного управления;
· способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;
· особенности управления в отдельных отраслях и сферах;
· понятие и признаки административного правонарушения;
· состав административного правонарушения;
· понятие и виды административных наказаний;
· общие правила назначения административных наказаний;
· понятие, структуру и особенности административного процесса;
· понятие, стадии и принципы производства по делам об административных правонарушениях;
· порядок исполнения постановлений о назначении административного наказания, систему и компетенции органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
уметь:
· работать с административно-правовыми актами, правильно толковать нормы административного права;
· анализировать юридически значимые ситуации, требующие применения административно-правовых норм;
· квалифицировать административные правонарушения;
· составлять процессуальные документы;
· использовать навыки производства по делам об административных правонарушениях.
Курс состоит из трех частей и пяти разделов. В первой части рассматриваются основные понятия административного права, его характеристика как отрасли и науки, рассматривается система субъектов, административно-правовых форм и методов управления, средств обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Вторая часть курса отражает административно-правовое регулирование в сфере межотраслевого управления, а также в отдельных отраслях управления. Особое внимание обращено на рассмотрение вопросов управления в социально-политической сфере, в частности, на управление обороной, безопасностью, внутренними делами. Третья часть курса посвящена административной юрисдикции и охватывает такие вопросы как административное правонарушение и административная ответственность; виды административных правонарушений; субъекты административной юрисдикции; административный процесс и производство по делам об административных правонарушениях. При рассмотрении всех учебных вопросов обращено внимание на особенности деятельности органов внутренних дел с учетом их места и роли в государственном управлении, на направления и формы взаимодействия ОВД с другими субъектами административных правоотношений.
При выступлении на семинарских и практических занятиях необходимо использовать положительный опыт органов внутренних дел, анализировать приказы МВД РФ, обзоры, справки, отрабатывать навыки устных выступлений при подготовке научных сообщений.
Необходимые для самостоятельной работы дидактические материалы даны в методических рекомендациях к соответствующим темам.
С целью проверки знаний курсантов предусмотрено тестирование по темам дисциплины.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по курсу «Административное право»
№ темы | Наименование тем | Количество часов по видам занятий | ||||||
Всего часов | Аудиторные часы | Послед. изучения | ||||||
Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | К/р | Самостоятельная работа | ||||
Часть 1. Государственное управление. Административное право. | ||||||||
1. | Административное право как отрасль права, наука, учебная дисциплина. Механизм административно-правового регулирования. | Л-С | ||||||
2. | Индивидуальные субъекты административного права. | Л-С | ||||||
3. | Административно-правовой статус органов исполнительной власти. | Л-С | ||||||
4. | Административно-правовой статус государственных служащих. | Л-С | ||||||
5. | Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций. | Л-С | ||||||
6. | Административно-правовые формы и методы управления. | Л-С | ||||||
7. | Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении. | Л-С | ||||||
Контрольная работа | ||||||||
Часть 2. Административно-правовое регулирование в сферах и отраслях управления. | ||||||||
8. | Административно-правовое регулирование в сфере межотраслевого управления. | Л | ||||||
9. | Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере. | Л-С | ||||||
10. | Административно-правовое регулирование в административно-политической сфере. | Л-С | ||||||
Итого за семестр: | ||||||||
Часть 3. Административная юрисдикция. | ||||||||
11. | Административное правонарушение и административная ответственность. | Л-С- ПЗ-ПЗ-ПЗ | ||||||
12. | Административные наказания и порядок их назначения. | Л-С- ПЗ-ПЗ-ПЗ | ||||||
13. | Виды административных правонарушений и наказания, применяемые за их совершение. | Л-С- ПЗ-ПЗ-ПЗ | ||||||
Контрольная работа | ||||||||
14. | Административный процесс. | Л-С- ПЗ-ПЗ-ПЗ | ||||||
15. | Производство по делам об административных правонарушениях. | Л-С- ПЗ-ПЗ-ПЗ | ||||||
16. | Меры административно-процессуального обеспечения. | Л- ПЗ-ПЗ-ПЗ | ||||||
Итого за семестр: | ||||||||
Итого по курсу: | ||||||||
Форма итогового контроля - экзамен |
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ
Семинарские занятия
Семинар является важным звеном системы теоретического обучения и представляет собой одну из форм учебных занятий, широко распространенных в вузе и предназначенных для обсуждения наиболее сложных тем учебной программы под руководством преподавателя. На семинаре курсанты учатся рассуждать, дискутировать, находить истину, выдвигать и отстаивать свою точку зрения, опираясь на научные аргументы.
Активизирующая, развивающая роль семинара будет повышаться тем больше, чем более преподаватель сможет включить в обсуждение подготовленных докладов учебную группу в целом. Важно обращать внимание на активизацию большинства, привлечение их к обсуждению, оценке работ, поиску ответа на спорный вопрос, к анализу причин и следствий того или иного выбора.
В зависимости от использования разных приемов, организации взаимодействия на занятии, выделяется множество его видов: семинар-дискуссия, семинар-исследование, семинар-практикум, взаимообучение или взаимозачет, "актуальная проблема" и др.
Важным направлением совершенствования этой формы занятий является ее поисковая, проблемная организация. Это достигается и на предварительном этапе подготовки к семинару, и в процессе обсуждения подготовленных курсантами материалов. Именно семинар, как наиболее гибкая организационная форма, в наибольшей мере позволяет перестраивать методы обучения и подготовки сотрудников ОВД в соответствии с новой парадигмой профессионального образования.
С целью более углубленного изучения предмета на семинарских занятиях в соответствии с требованиями учебной программы по курсу «Административное право» предусматривается заслушивание и обсуждение докладов и рефератов, что способствует развитию у курсантов теоретического мышления, исследовательских, аналитических навыков, формированию ораторских способностей.
Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение не освещенных на лекции вопросов, касающихся административно-правовой проблематики.
Для самостоятельной работы в процессе подготовки к семинарским занятиям по курсу «Административное право» курсантам рекомендуются учебники, учебные пособия, методические пособия, а также монографическая литература отечественных и зарубежных авторов, материалы об административных правонарушениях.
Работая на семинарском занятии, активно участвуйтев обсуждении рассматриваемых вопросов, во время своего выступления стремитесь выделять главное и четко формулировать свои мысли. Не стесняйтесь задавать вопросы, не бойтесь критиковать своих товарищей, но, высказывая критические замечания, будьте объективны и доброжелательны. Не страшитесь ошибок и старайтесь по-деловому воспринимать сказанное в процессе обсуждения.
По окончании семинара обязательно подведите для себя итоги, определите и кратко сформулируйте окончательные и правильные ответы на вопросы плана семинарского занятия.
Практические занятия
Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение курсантами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. И если на лекции основное внимание обучаемых сосредотачивается на разъяснении теории конкретной учебной дисциплины, то практические занятия служат для обучения методам ее применения.
Подготовка курсантов осуществляется в соответствие со следующими методическими рекомендациями и заданиями, вынесенными на самоподготовку:
1. Изучить конспект лекции и рекомендованную учебную литературу.
2. Детально изучить статьи и главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обозначенные в лекции. Необходимо использовать действующую редакцию КоАП РФ по состоянию на момент проведения практического занятия, для чего сверить учебный экземпляр Кодекса с электронной версией Кодекса по системе Консультант+ в Информационно-образовательном центре института. Каждый курсант прибывает на ПЗ с экземпляром КоАП РФ.
3. Подготовить ответы на вопросы блиц-опроса, кратко изложив их в тетради для групповых занятий. Отдельные положения лекции и КоАП необходимо знать близко к тексту. Знания должны позволять курсанту изложить ответ во время-блиц опроса кратко и по существу в течение 1-2 минут.
4. В целях обеспечения эффективной работы в аудитории рекомендуется предварительно (во время консультации) ознакомиться с содержанием архивных учебных дел об административных правонарушениях. Обратите внимание на: структуру дела и вид производства; правовые основания производства по делу (ст.1.1 и 1.3 КоАП) ; обстоятельства, подлежащие установлению по делу, и фактически установленные по делу (ст.26.1 КоАП); предварительную и итоговую квалификация правонарушения (протокол об административном правонарушении и постановление по делу; ст.ст 28.2, 29.10, 20.1 КоАП РФ); подведомственность возбуждения и рассмотрения дел (с учетом ст.ст. 28.3 и 23.3 КоАП РФ; Приказа МВД РФ №444-2005г.); доказательства, использованные в делах (гл.26 и 27 КоАП); участники производства (гл.21-23, 25 КоАП). Необходимо подготовиться к обсуждению этих вопросов с использованием учебных дел и содержания указанных норм КоАП РФ.
5. При решении практических задач курсант должен быть готов дать возможные варианты квалификации поведения задержанного, используя нормы КоАП РФ.
6. Составление процессуальных документов по результатам анализа учебной ситуации предполагает предварительное ознакомление с содержанием ст.ст.28.2 и 28.5 КоАП РФ, формализованными бланками протоколов и образцами заполненных протоколов по учебным делам. Продумать порядок заполнения протоколов и содержание докладов при обсуждении вопроса.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ