Состав административного правонарушения.
Элементы состава:
• субъект административного правонарушения
В общем виде можно говорить о том, что есть субъект общий – это физические и юридические лица, и есть специальные субъекты, которые также должны отвечать признакам общего субъекта (достижение 16 лет и вменяемость), но при этом отличающиеся особым правовым положением, с которым связана специфика привлечения их к административной ответственности – к ним относится 4 категории физических лиц, которые несут административную ответственность в особом порядке:
1. должностные лица. Понятие должностного лица в КоАП воспроизведено практически то же самое, которое в свое время было дано в примечании к одной из статей УК РФ (по крайней мере конструкция должностного лица как субъекта ответственности очень похожа)
Примечание к ст. 2.4 КоАП. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него[S24] , а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Кроме понятия должностного лица как представителя власти в примечании к статье 2.4 говорится еще о двух категориях - лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах и частных организациях (коммерческих и некоммерческих). Что представляют собой эти функции? В КоАП этого не раскрыто, это не сделано и в УК РФ, но применительно к УК РФ, в котором эти категории существуют уже много лет, есть разъяснение судебной практики (постановление пленума ВС РФ от 2000 года № 6).
Организационно-распорядительные функции – это функции по управлению персоналом. Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий
Административно-хозяйственные функции – функции по распоряжению материальными ресурсами. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
2. лица, подпадающие под действие дисциплинарных уставов. Это военнослужащие и иные лица. Теоретически с точки зрения доктрины административного права в этом случае специфика ответственности объясняется тем, что ответственность по дисциплинарным уставам тоже в каком-то смысле осуществляется в рамках административных правоотношений, т. е. дисциплинарная ответственность в том случае, если речь идет об указанных лицах, в каком то смысле есть разновидность ответственности по административному праву – не административная ответственность, но ответственность, реализуемая в рамках административных правоотношений. Соответственно эта специфическая ответственность может рассматриваться как какая-то альтернатива, замена административной ответственности.
3. иностранные граждане и лица без гражданства. Вопрос гражданства с одной стороны в целом мало влияет на ответственность, даже напрямую не связан именно с составом правонарушения, но связан с механизмом привлечения к ответственности, а именно главная особенность состоит в том, что иностранные граждане могут быть выдворены из РФ, что в отношении граждан РФ не допускается.
4. собственники транспортных средств. Эта категория субъектов появилась относительно недавно. По сути дела эта особая категория отвечает на особых условиях в тех случаях, когда правонарушение зафиксировано камерами, работающими в автоматическом режиме – в этом случае не действует презумпция невиновности.
Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы (т. е. собственник (владелец) обращается с жалобой и доказывает эти обстоятельства) на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
• субъективная сторона административного правонарушения
• объект административного правонарушения
• объективная сторона административного правонарушения