Понятие административного правонарушения. Состав административного правонарушения

Закон определяет административное правонарушениекак противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об админи­стративных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена админист­ративная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Из анализа указанного определения выделим признаки административного правонарушения: противоправность, наказуемость, виновность. Доктринальный признак - общественная опасность –материальным, по­зволяет отграничивать административные правонарушения от преступлений. Административное правонарушение является нежелательным для общества явлением, поскольку нарушает общественные отношения, угодные и выгодные для общества и охраняемые нормами права.

Факти­ческое основание административной ответственности— это наличие всех элементов юридического состава админис­тративного правонарушения.

Под юридическим составом административного правонарушенияпонимается обязательная совокупность элементов, установ­ленных правом и характеризующих деяние как администра­тивное правонарушение. Наличие всех элементов юридического состава строго обязательно для квалификации конкретного деяния в качестве административного правонарушения. В административно-правовой литературе выделяются четыре элемента, представляющие юридический состав ад­министративного правонарушения: объект, объективная сто­рона, субъект, субъективная сторона. Объект — это общественные отношения, охраняемые законодательством РФ об административных правонаруше­ниях, на которые направлены противоправные действия (бездействия). Важнейшим элементом юридического состава админист­ративного правонарушения является объективная сторона — конкретные действия либо бездействие, причинившие вред общественным отношениям. Она также включает в себя способ, время, место, орудия совершения административного правонарушения. Установление признаков объективной стороны юридического состава правонаруше­ния является основным условием определения основания административной ответственности. При этом совершен­ное деяние и все его дополнительные характеристики долж­ны в точности соответствовать их описанию в конкретном составе. В качестве третьего структурного элемента юридическо­го состава правонарушения называется субъект. Субъекта­ми административных правонарушений являются физиче­ские и юридические лица. И четвертый элемент юридического состава административного правонарушения — субъективная сто­рона, которая выражается в вине и представляет собой со­вокупность признаков, характеризующих состояние лица в момент совершения правонарушения и его отношение к совершенному им противоправному деянию и его послед­ствиям.

Признаки административного правонару­шения выделяются следующим образом: одни из них входят в состав (конструктивные признаки), а другие не входят в состав административного правонарушения (об­стоятельства, смягчающие, отягчающие административную ответственность). К конструктивным признакам относятся: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторо­на.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по различным основаниям: 1)по особенностям конструкции — материальныеи
формальные. Материальными называются составы, в которых: а) содержится такой признак, как наступление вредных последствий деяния; б) описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние не названы КоАП РФ или законом субъекта РФ. Формальные составы не содержат признака наступления вредных последствий деяния. 2) в зависимости от степени обобщения признаков ан­тиобщественных правонарушений — казуальныеиобобщенные.В первом случае состав охватывает сравнительно узкую группу деяний; во втором случае — широкую; 3) по количеству признаков — однозначныеиальтер­нативные. Однозначный состав называет те единственные признаки, совокупность которых его образует. В альтер­нативном составе перечисляется несколько вариантов признаков. Разнообразие в описании признаков обусловлено стремлением законодателя избежать общих формулировок, раскрыть содержание признака, конкретизировать его; 4) по признаку субъективной стороны как формы вины — умышленныеи неосторожные.

Определение всех элементов состава административного правонарушения способствует выполнению задач производства по делу об административном правонарушении.

Наши рекомендации