З.з.формы координации

Практика деятельности правоохранительных органов и взаимодействие с другими органами выработали определенные формы координации. Впервые теоретическое обобщение этих форм было сделано В.К. Звирбуль в его работе «Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности»/' Он полагал, чго назначение координации состоит в планомерности и взаи­мосвязи специальных мер прокуратуры, суда и МВД. Среди этих мер он называл совместное изучение преступности, разра­ботку и осуществление взаимосогласованных мероприятий, об­суждение их на межведомственных совещаниях, совместные выезды для оказания практической помощи на места, обмен по­ложительным опытом и повышение деловой квалификации про­куроров, следователей, судей и работников МВД. пропаганду права. Многое из сказанного воспринято нынешним законода­тельством. Наиболее важное значение приобрели координаци­онные совещания руководителей правоохранительных органов,

ЙЧ Звлрбуль В. К. Деятельность прокуратуры но предупреждению пре­ступности. М.. 197]. С. |48.

на которых заслушиваются сообщения ответственных должно­стных лиц, а затем вносятся по итогам обсуждения предложения о путях повышения эффективности деятельности соответст­вующих органов, которые могут оформляться в виде обзоров, рекомендаций или приказов по каждому ведомству в рамках его компетенции. Чаше всего на координационных совещаниях да­ется оценка состоянию преступности и борьбы с ней, подводят­ся итоги работы за определенный период времени по выявле­нию, пресечению и предупреждению преступлений, обобщается положительный опыт, намечаются очередные текущие и на пер­спективу задачи, вырабатываются совместные меры. Большое значение имеет такая форма, как обмен текущей информацией по вопросам борьбы с преступностью. Эта форма позволяет прогнозировать развитие обстановки в динамике преступности и принимать соответствующие меры для се предупреждения. Не­редко практикуется такая форма, как совместные выезды в рай­оны, регионы для изучения обстановки, проведения согласован­ных действий и оказания помощи местным правоохранитель­ным органам в борьбе с преступностью или в раскрытии и рас­следовании тяжких преступлений. Получила распространение и такая форма, как создание межведомственных оперативно-следственных групп для расследования конкретных преступле­ний, представляющих большую сложность и общественную опасность и требующих больших совместных усилий, например, дел о террористических актах, бандитизме, заказных убийствах, организованных крупных хищениях, наркобизнесе и т.п.

В числе рекомендуемых форм координации могут быть на­званы целевые мероприятия по выявлению и пресечению пре­ступлений, разработке мер предупреждения, устранению при­чин и условий, порождающих преступления, оказание помощи в обеспечении безопасности самих работников, расследующих преступления, повышение квалификации следователей и других сотрудников правоохранительных органов путем проведения совместных семинаров, конференций, разработка и составление текущих и перспективных планов координации деятельности.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите и охарактеризуйте содержание форм коор­динации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

2. Роль координационных совещаний, проводимых проку­рором?

Литература к главе 3

1. Закон «О прокуратуре РФ». Ст. 8 (В ред. 18 октября 1995 г и 23 декабря 1998г.).

2. Положение о координации и деятельности правоохрани­тельных органов по борьбе с преступностью. Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 года // Собрание законодательства. 1996. №17. Ст. 1958

3. Комментарий к Закону «О прокуратуре Российской Фе­дерации», ст. 8.С.30-36.

4. Звирбуль В.К. Деятельность прокуратуры по предупреж­дению преступности. М.,1971. Глава 5.1.

5. Зинуров. Законодательные основы координационной функции прокуратуры: проблемы и перспективы // Законность. 2003. №2. С. 41.

5. Координация: опыт Санкт-Петербурга /интервью с про­курором Санкт-Петербурга/ // Законность. 1996. № 5. С. 28-32.

6. Осипов Ю. Координационная деятельность прокуратуры. /Законность. 1999. № 9. С. 25-26.

7. Рекунков А.М. Координация, как она была организована // Законность. 1996. № 2. С. 35-38.

Наши рекомендации