МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ. Программа курса "Семейное право" составлена в объеме, необходимом для глубокого изучения студентами основных положений семейного законодательства
Программа курса "Семейное право" составлена в объеме, необходимом для глубокого изучения студентами основных положений семейного законодательства.
Основными видами учебных занятий по семейному праву являются лекции и семинары (36 часов - лекций и 26 часов - семинарских занятий), предусмотрены также контрольная работа и экзамен у студентов дневного и заочного отделений.
В лекциях даются теоретические знания по дисциплине, раскрываются наиболее сложные вопросы по семейному праву, анализируется практика применения семейного законодательства. На семинарских занятиях у студентов проверяется степень усвоения теоретического материала по семейному праву, норм семейного законодательства, вырабатываются практические навыки в решении конкретных жизненных ситуаций. Усвоение материала курса предполагает также систематическую самостоятельную работу студентов в объеме 66 часов. Система контроля усвоения студентами учебного материала включает опросы обучаемых на семинарских занятиях, индивидуальные собеседования с ними, контрольную работу по решению задач.
Итоговой формой контроля является зачет (экзамен), который имеет целью проверку теоретических знаний студентов по семейному праву, выявление наличия навыков применения полученных знаний при решении конкретных задач, а также умения самостоятельно работать с научной и учебной литературой.
Основными задачами преподавания учебной дисциплины «Семейное право» и ее самостоятельного изучения студентами являются усвоение теоретических положений науки семейного права и норм семейного законодательства и выработка умений практического применения полученных знаний и норм семейного права к решению конкретных ситуаций в сфере брачно-семейных отношений.
В результате изучения семейного права Российской Федерации студенты должны знать:
- нормы семейного права о порядке и условиях заключения и прекращения брака, признании его недействительным,
- о личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях супругов,
- об основаниях возникновения родительского правоотношения, правах и обязанностях родителей и детей,
- алиментных обязательствах членов семьи,
- о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновлении, опеке и попечительстве, приемной семье и др.);
- уметь применять нормы семейного права в процессе работы по юридической специальности; ознакомиться с практикой применения семейного законодательства судами, прокуратурой, органами опеки и попечительства, органами записи актов гражданского состояния, воспитательными учреждениями;
- знать историю семейного права России, перспективы и основные направления развития семейного права; отдельные институты семейного права в законодательстве зарубежных государств.
Самостоятельно студенты должны изучить вопросы из истории семейного права России, при этом особое внимание, уделив кодифицированным актам семейного права: Кодексу законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС РСФСР), принятому 16 сентября 1918 г., Кодексу законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО РСФСР), принятому 19 ноября 1926 г., Кодексу законов о браке и семье РСФСР (КоБС РСФСР), принятому 30 июля 1969 года.
Рекомендуется при изучении исторических вопросов обращение к следующим источникам: Антокольская М.В. Курс лекций по семейному праву. М.: Юристъ, 1995; Антокольская М.В. Семейное право. М.: Юристъ, 2004, 2010; Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России: Учебное пособие. М.: Статут, 2001; Цатурова М.К. Русское семейное право XYI –XYIII вв. М.: ЮЛ, 1991; Отечественное законодательство XI-XX вв. Часть 2. / Под ред. Чистякова О.И. М.:Юристъ, 1999.
В процессе изучения курса «Семейное право» студенты должны освоить рекомендуемые учебной программой нормы международного права, Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Федерального закона «Об актах гражданского состояния» и других федеральных законов, а также некоторых постановлений Правительства РФ и разъяснений семейного законодательства, данных в постановлениях Пленумов Верховного Суда Российской Федерации. В силу тесной связи семейного права с гражданским правом и гражданским процессуальным правом в ходе изучения курса семейного права студентам рекомендуются соответствующие нормы ГК РФ и ГПК РФ. Для закрепления теоретических и законодательных конструкций на семинарских занятиях практикуются активные формы работы студентов, так называемые «комплексные» ролевые игры по темам: «Консультации в органах ЗАГСа при подаче заявлений о вступлении в брак и о расторжении брака», «Расторжение брака в судебном порядке», «Расторжение брака в органах ЗАГСа», «Установление отцовства в судебном порядке». Тексты правовых нормативных актов студентам рекомендуется находить самостоятельно в компьютерных справочно-информационных юридических программах («Консультант плюс», «Кодекс», «Гарант»), в официальных источниках опубликования («Российская газета», «Российские вести», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Собрание актов Президента и Правительства РФ» и др.). Разъяснения судебной практики публикуются в Бюллетене Верховного Суда (СССР, РСФСР, РФ), Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ.
В качестве учебников и учебных пособий рекомендуется использовать те, которые изданы и рекомендованы для студентов юридических вузов: М.В. Антокольская. Семейное право. Учебник. М., 2010; С.А. Муратова. Семейное право. М., 2009; Л.М. Пчелинцева. Семейное право России. Учебник. М., 2009, 2010; Л.М. Пчелинцева. Практикум по семейному праву (для юридических вузов и факультетов). М., 2011; и др.
Студентам рекомендовано изучение актуальных научных статей, опубликованных в журнале «Семейное и жилищное право» (журнал включен в Перечень ВАК).
Содержание курсанаправлено на достижение указанных целей изучение настоящего курса. В лекциях рассматриваются прежде всего проблемы, отличающиеся сложностью понимания и не получившие однозначного освещения в научной литературе. Принципиальная важность посещения лекций диктуется тем, что в ходе их лектор стремится снять противоречия и неясности, имеющиеся в литературе, познакомить студентов с существующей судебной практикой использования норм семейного, гражданского и гражданского процессуального права. Изучение учебной и научной литературы не может заменить в полной мере лекций. В свою очередь, нельзя ограничиваться только материалами лекций, для освоения курса следует использовать учебную и научную литературу, рекомендуемую в настоящем комплексе.
Назначение семинаров по курсу состоит, с одной стороны, в обучении студентов теоретическим основам специализированных норм и практике их применения, с другой стороны, в формировании у студентов представлений о курсе как о самостоятельной учебной дисциплине.
Программа семинарских занятий ориентирована на последовательное, системное изложение основных категорий курса, позволяющее студентам
- приобрести общее представление об основном содержании изучаемого курса;
- сформировать системное восприятие курса, а также последовательность его изучения;
- ознакомиться с общими и особенными чертами изучаемого предмета;
- обеспечить владение соответствующей юридической терминологией;
- обозначить взаимосвязь изучаемых правовых норм с другими элементами правовой системы.
Требования к студентам при подготовке к семинарским занятиям.
К семинарскому занятию студент обязан изучить лекционный материал по соответствующей теме, прочесть основную и дополнительную литературу, решить задачи. Вопросы, указанные в планах семинарских занятий, являются основными в соответствующей теме. К ним надо готовиться самым тщательным образом. Раскрывая тот или иной вопрос, студент должен четко сформулировать теоретические положения, раскрыть значение изучаемой категории права, привести аргументы в пользу выдвигаемых теорий и против отвергаемых концепций, привести примеры использования соответствующей нормы права в судебных решениях.
На одном (или двух) семинарских занятиях студенту необходимо выступить с докладом по одному из вопросов занятия. Доклады распределяются между студентами группы на первом семинарском занятии. Доклад представляет собой самостоятельное научное исследование студента, основанное на анализе литературных источников и материалов судебной практики.
Кроме доклада каждый студент обязан выступить также и с содокладом, оппонируя докладу другого выступающего. Содокладчиков назначает преподаватель на текущем семинарском занятии.
Рефераты и доклады по спецкурсу пишутся по одной из тем, приведенных в настоящим комплексе. По согласованию с преподавателем может быть выбрана и иная тема. Работа должна представлять собой углубленное изложение теоретического материала. Студент должен в ней проявить не только умение пользоваться статьями и монографическими исследованиями по избранной проблеме, но и показать способность анализировать позиции различных авторов по затронутым вопросам, определить свою точку зрения, аргументировать ее. Кроме того, написание реферата и доклада по курсу преследует цели:
-систематизации, закрепления и расширения теоретических и практических навыков по избранной специальности;
-выявления способности применять полученные знания при решении конкретных научных и практических задач;
-развитие навыков самостоятельной работы и усовершенствования методики научного исследования;
-закрепления умения делать обобщения, выводы, разрабатывать практические рекомендации в исследуемой области.
После выбора темы следует, прежде всего, ознакомиться с существующей литературой по вопросу, затем составить план и согласовать его с преподавателем, являющимся научным руководителем работы, тщательно изучить журнальные статьи и монографии по теме. В случае выбора темы с практической направленностью необходимо, кроме того, изучить нормативный материал, судебную и иную правоприменительную практику, статистику и т.д.
Изучение материала происходит путем чтения и конспектирования источников информации. При этом допустимо делать копии, соответствующие выписки с точным указанием выходных данных источников и страниц или статей нормативных актов. Это даст возможность в последующем делать точные ссылки.
Необходимо подготовить примерный список литературы, которую необходимо изучить для раскрытия темы реферата или доклада. Помощь при выборе нужной информации могут оказать юридические журналы. В последнем номере журнала за истекший год всегда дается перечень статей, опубликованных в течение года. Затем необходим сбор материалов судебной практики, которые можно найти в официальных изданиях ВС РФ, ВАС РФ, Европейского суда по правам человека, а также в информационно-правовых базах данных.
Собранные материалы должны быть проанализированы и обработаны. Обработка информации состоит в ее перечитывании и отборе в соответствии с темой работы. Только после этого следует приступать к написанию работы в соответствии с планом, который в процессе написания может быть и скорректирован. В окончательном варианте план называется «оглавление», предшествует работе и помещается вслед за титульной страницей.
Работа должна быть напечатана и правильно оформлена: цитаты заключаются в кавычки, в подстрочечных замечаниях необходимо указать источники, откуда взяты цитаты, а также все использованные фактические данные выводы и положения с обозначением всех выходных данных издания и страницы.
В случае использования данных из глобальных сетей необходимо указать электронный адрес. Объем реферата должен составлять 15-20 страниц стандартного машинописного текста, доклада – до 10 страниц.
Результат усвоения материала оцениваются при помощи различных форм контроля.Текущий контроль основан на оценке работы студента на семинарских занятиях. Промежуточным контролем является оценка ответов и доклада (содоклада) студента на семинарских занятиях. Итоговый контроль – зачет или экзамен. На экзамене (зачете) студенту предлагается ответить на два вопроса из разных тем курса.
Критерии оценки знаний: Оценка «отлично» (зачет) ставится, если студент проявил глубокие знания по обоим вопросам, ответил на дополнительные вопросы. Оценку «хорошо» (зачет) получает студент, который в целом ответил на поставленные в билете вопросы, однако его ответ без достоинств, указанных выше, или им допущена ошибка в ответе. Ответ студента оценивается «удовлетворительно» (зачет), если он допустил две грубые ошибки при ответе. Грубой считается ошибка, свидетельствующая о незнании или непонимании программных вопросов курса и не устраненная при ответе на дополнительные вопросы. Отсутствие ответа на один или оба вопроса билета, а также допущение студентом более двух грубых ошибок оценивается «неудовлетворительно» (незачет).
О литературе по спецкурсу.Важнейшие положения курса изложены в литературе, обозначенной в настоящем комплексе в качестве основной. Эти монографии и учебники достаточны и могут быть использованы для подготовки к семинарам, зачету и экзамену. Учебники и учебные пособия по теории государства и права при изучении данного курса следует использовать по соответствующим вопросам, например, «Принципы права», «Понятие права», «Правоотношение», «Юридические факты». Помимо учебников по теории государства и права, указанных в настоящем комплексе, можно изучать и иные работы: изданный под редакцией проф. М.Н. Марченко трехтомник «Теория государства и права. Академический курс», учебник «Теория государства и права» под ред. В.Д. Перевалова, курс лекций «Теория государства и права» под ред. М.Н. Марченко, учебник «Общая теория права» под ред. А.С. Пиголкина, а также учебники и учебные пособия по теории государства и права, написанные С.А. Комаровым, В.В. Лазаревым, М.Н. Марченко, Л.И. Спиридоновым, В.М. Сырых, А.Ф. Черданцевым, В.И. Червонюк, А.Б. Венгеровым.
Для изучения отдельных вопросов курса должны быть исследованы и учебники по гражданскому праву: Гражданское право: учебник / отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев; Гражданское право: учебник / под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева; Гражданское право: учебник / под ред. С.П. Гришаева; Гражданское право: учебник / под ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева; Гражданское право: учебник: в 2 т. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого; Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2010.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к семинарским занятиям, решении предлагаемых в данном комплексе задач, в написании письменных работ (рефератов и докладов). Самостоятельная работа выражается также в дополнительном изучении ими научной и учебной литературы, современных периодических изданий, в подготовке к зачету (экзамену), в участии в деятельности студенческого научного общества, в написании научных статей и выступлений на студенческих научных конференциях.