Основные правовые концепции в современном российском правоведении
Либертарно-юридическая концепция В.С.Нерсесянца и коммуникативная теория А.В.Полякова.
Особенности ситуации:
1. Отсутствие преемственности в развитии теоретико-правовой мысли.
Современно право разделено на три периода при отсутствии между этими периодами преемственной связи:
a. Дореволоюционный
b. Советский
c. Постсоветский
2. Кризис марксистской идеологии привел к методологической растерянности. Господствующим остается классический стиль научного мышления и этатистский подход к праву.
Сторонники интегральной концепции права: В.Г. Графский. Противники: И.Л. Честнов, К.В. Мальцев.
Интегральная концепция правопонимания лишь механическое суммирование политических правовых процессов, ведет к эклектичности.
Мальцев: разные типы правопонимания. Выделяемые в праве различные аспекты и абсолютизируя их, безусловно, односторонние, но они органичные для различных правовых культур. Нецелесообразно в России отказываться от этатизма, так как он представляет собой традиционный для России подход к праву.
В современном российском правоведении отсутствуют концепции, которые бы отражали какой-нибудь тип правопонимания в чистом виде. Основные подходы:
1. Модернизированный этатистский подход.
a. Этатистский, дополненный естественно-правовым – сторонники Алексеев, Хропенюк, Бабаев.
b. Этатистский, дополненный социологическим – Черданцев, Венгеров, Марченко.
Профессор Байтин – право есть система общеобязательных норм, выражающих государственную волю общества, ее классовый и общечеловеческий характер.
2. Широкие концепции права.
Вышинский: этатистский подход – узконормативный, право – не только нормы, а еще и правоотношения и правосознание. Право = правовая система. Три аспекта правовой системы:
a. Нормативный
b. Деятельностный
c. Идеологический
В.В. Лазарев: право – совокупность признаваемых в обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости.
3. концепции права, основанные на современных неклассических методах – Честнов (диалогическая концепция права), Нерсесянц (либератарно-юридическая), Поляков (коммуникативная).
Либертарно-юридическая концепция права
Три составных части:
1. Право понимается как синтез свободы, равенства и справедливости.
2. Концепция правового закона.
3. Различение права и закона.
Равенство возможно только как правовое формальное равенство:
1. равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права (равенство может быть только там, где признается свобода люди, субъекта). Формальное равенство присуще любому историческому типу права – универсальное свойство.
2. Равная мера свободы субъектов. История права – история процесса формального равенства. Признание равной меры свободы, правоспособности за все большим числом субъектов. Равенство – по состоянию присуще праву. Принцип, но с исторически измененным содержанием.
Право – нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства.
Свобода – люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы.
Свобода – всегда правовая свобода. История права – прогресс свободы. Там где отрицается свободная личность, там где отрицается правовое значение лица, там не может быть права. свободные индивиды составляют суть и смысл права.
Справедливость. Понимание права как равной меры свободы необходимо включает в себя справедливость. Право по определению справедливое, несправедливого права быть не может (несправедлив может быть только закон). Право -равное (а потому справедливая) мера свободы субъектов.
Различение права и закона
Различение права и закона. Концепция правового закона.
Правовой закон – закон, выражающий в себе право. Как триединство равенства, свободы и справедливости.