Основные правовые концепции в современном российском правоведении

Либертарно-юридическая концепция В.С.Нерсесянца и коммуникативная теория А.В.Полякова.

Особенности ситуации:

1. Отсутствие преемственности в развитии теоретико-правовой мысли.

Современно право разделено на три периода при отсутствии между этими периодами преемственной связи:

a. Дореволоюционный

b. Советский

c. Постсоветский

2. Кризис марксистской идеологии привел к методологической растерянности. Господствующим остается классический стиль научного мышления и этатистский подход к праву.

Сторонники интегральной концепции права: В.Г. Графский. Противники: И.Л. Честнов, К.В. Мальцев.

Интегральная концепция правопонимания лишь механическое суммирование политических правовых процессов, ведет к эклектичности.

Мальцев: разные типы правопонимания. Выделяемые в праве различные аспекты и абсолютизируя их, безусловно, односторонние, но они органичные для различных правовых культур. Нецелесообразно в России отказываться от этатизма, так как он представляет собой традиционный для России подход к праву.

В современном российском правоведении отсутствуют концепции, которые бы отражали какой-нибудь тип правопонимания в чистом виде. Основные подходы:

1. Модернизированный этатистский подход.

a. Этатистский, дополненный естественно-правовым – сторонники Алексеев, Хропенюк, Бабаев.

b. Этатистский, дополненный социологическим – Черданцев, Венгеров, Марченко.

Профессор Байтин – право есть система общеобязательных норм, выражающих государственную волю общества, ее классовый и общечеловеческий характер.

2. Широкие концепции права.

Вышинский: этатистский подход – узконормативный, право – не только нормы, а еще и правоотношения и правосознание. Право = правовая система. Три аспекта правовой системы:

a. Нормативный

b. Деятельностный

c. Идеологический

В.В. Лазарев: право – совокупность признаваемых в обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости.

3. концепции права, основанные на современных неклассических методах – Честнов (диалогическая концепция права), Нерсесянц (либератарно-юридическая), Поляков (коммуникативная).

Либертарно-юридическая концепция права

Расширение узких мест сути дела не меняет.

Три составных части:

1. Право понимается как синтез свободы, равенства и справедливости.

2. Концепция правового закона.

3. Различение права и закона.

Равенство возможно только как правовое формальное равенство:

1.равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права (равенство может быть только там, где признается свобода люди, субъекта). Формальное равенство присуще любому историческому типу права – универсальное свойство.

2.Равная мера свободы субъектов. История права – история процесса формального равенства. Признание равной меры свободы, правоспособности за все большим числом субъектов. Равенство – по состоянию присуще праву. Принцип, но с исторически измененным содержанием.

Право – нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства.

Свобода – люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы.

Свобода – всегда правовая свобода. История права – прогресс свободы. Там где отрицается свободная личность, там где отрицается правовое значение лица, там не может быть права. свободные индивиды составляют суть и смысл права.

Справедливость. Понимание права как равной меры свободы необходимо включает в себя справедливость. Право по определению справедливое, несправедливого права быть не может (несправедлив может быть только закон). Право -равное (а потому справедливая) мера свободы субъектов.

Различение права и закона

Различение права и закона. Концепция правового закона.

Правовой закон – закон, выражающий в себе право. Как триединство равенства, свободы и справедливости.

Коммуникативная теория права

Вариант интегрального правопонимания. Право рассматривается как коммуникация. Коммуникация – взаимодействие, опосредуемое текстом.

Текст – определенная система знаков, которая используется для хранения, передачи и интерпретации информации.

Виды текстов:

1.Вербальные

a. Устные

b. Письменные

2.Невербальные

Наши рекомендации