Тема 1. Понятие конституционного права зарубежных стран

Порядок сдачи самостоятельных работ

1. Обязательно отвечайте на все вопросы, идущие под одним номером. В том случае, если ответ будет дан только на один из них, ответ не будет защитан вообще.

2. Все работы сдаются только в письменном виде (работы, отпечатанные на принтере, не принимаются).

3. Работы должны быть сданы в течение недели после их раздачи.

4. Обязательно подписывайте работы!!!

5. В конце должен быть приведён список использованных источников и литературы с полным библиографическим описанием: Автор и Название работы. – Место издания: Издательство, год издания. – Общее количество страниц в книге или обозначение тех страниц, где находится статья, текст конституции и т. д. (Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 2015.-764 с, ) Для сайтов Internet следует правильно указать адрес.

6. Не выдумывайте несуществующих данных – всё будет тщательно проверяться!

7. Работа предполагает самостоятельный труд. Все работы, списанные у товарищей по группе, курсу или общаге не будут защитываться без разбора, кто у кого списал!!!

Тема 1. Понятие конституционного права зарубежных стран

  1. Как вы считаете, верно ли следующее определение:

Конституционное право зарубежных стран как отрасль права – система внутренне согласованных правовых норм юридических норм, которые содержатся в различных правовых актах – конституциях, законах, декретах президента и т. д. и регулируют определенную группу общественных отношений (прежде всего, основы устройства общества и государства, правового положения личности).

Обоснуйте свой ответ.

  1. Дайте определение конституционного права как науки.
  1. Какие деятели эпохи Просвещения внесли свой вклад в развитие конституционного права, как науки? Какие идеи просветителей нашли своё отражение в первых конституциях?
  1. Назовите известных деятелей в области конституционного права в следующих странах: Франция, Великобритания, Италия.
  1. Какие направления существуют в современной науке коституционного права? В чём суть этих направлений?
  1. Какие школы существуют сегодня в современном зарубежном конституционном праве? Дайте характеристику каждой из них.
  1. Зачем, по-вашему, изучать предмет «Конституционное право зарубежных стран» в высших учебных заведениях?
  1. Изучив текст конституций Испании или Италии, приведите по два примера императивных и диспозитивных норм.
  1. На основе конституций США, Франции, Италии, ФРГ, Испании приведите по два примера:

– норм-принципов (норм-деклараций)

– норм-разъяснений

­– норм-правил

­

  1. Исходя из текста конституций США, Франции, Италии, ФРГ, Испании определите, какие институты конституционного права существуют в каждой (!) из этих стран.
  1. В чём отличие понятия «закон» в странах англо-саксонской и романо-германской правовой семьи?
  1. В чём специфика понимания закона в странах мусульманского права?
  1. Что такое «закон в узком смысле слова» в странах англо-саксонской системы права? «Закон в широком смысле слова»?
  1. Почему, на ваш взгляд, в англо-саксонской системе права законы не подразделяются по такому критерию, как «юридическая сила».
  1. По какому критерию классифицируются законы в Великобритании?
  1. Какова процедура принятия конституционных законов во Франции?
  1. Ссылаясь на статьи конституции Франции, покажите, по каким вопросам принимаются органические законы в Республике.
  1. Зачем, на ваш взгляд, требуется вводить специальные органические законы? Почему вопросы, предусмотренные отсылочными нормами конституции, нельзя закрепить в обычном законе, принимаемом по обычной процедуре?
  1. Как можно классифицировать законы по территориальной сфере действия?
  1. На какие подвиды подразделяются локальные законы?
  1. В чём заключается специфика принятия органических законов? Чем отличается порядок его принятия от порядка принятия как коснтитуционных, так и обычных законов?
  1. Что такое «делегированное законодательство»?
  1. В каких условиях и когда возникло делегированное законодательство?
  1. В чём отличие делегированного законодательства в странах англо-саксонской и романо-германской правовой семьи?
  1. В каких странах акты, имеющие силу закона, принимаются главой государства на основании общей компетенции, предоставленной ему Конституцией? Приведите примеры, ссылаясь на статьи конституций.
  1. В каких странах парламент делегирует законодательные полномочия главе государства? Приведите примеры, ссылаясь на статьи конституций.
  1. В каких странах парламент делегирует законодательные полномочия правительству? Приведите примеры, ссылаясь на статьи конституций.
  1. Являются ли акты органов конституционного контроля источником права в странах англо-саксонской правовой семьи? Почему?
  1. Являются ли акты органов конституционного контроля источником права в странах романо-германской правовой семьи? Почему?
  1. Что такое конвенционные нормы? Приведите примеры применительно к Великобритании.
  1. В каких странах конституционное соглашение официально признаётся истоником права?
  1. В каких странах традиционный правовой обычай является источником конституционного права?
  1. Каково отношение к конституционному обычаю как к источнику права в странах романо-германской правовой семьи?
  1. В чём сущность договоров, заключаемых ранее независимыми государствами об образовании нового федеративного государства? Каково их содержание? Приведите примеры.
  1. Что является предметом договоров между федерацией и её субъектами? Приведите примеры.
  1. В каких условиях в 1995 г. был заключён договор между Президентом Украины и Парламентом Украины? В чём его суть? Каковы основные последствия?
  1. Когда, на Ваш взгляд, международные договоры стали важным источником конституционного права? Почему?
  1. Что такое имплементация? В каких случаях и в каких странах она применяется?
  1. В чём суть доктрины самоисполняющегося договора? В каких странах она действует?
  1. Охарактеризуйте доктрину как источник конституционного права Великобритании. Труды каких юристов принимают в качестве доктринальных?
  1. В чем специфика доктрины в мусульманских странах?

Наши рекомендации