Проблемы и перспективы развития правотворчества в России
Во времена СССР немало правовых актов, но значению не уступающих законам, принималось на уровне правительства, а в ряде случаев в виде совместных постановлений партийных и советских органов. В конце 1980 г. этот порядок стал преодолеваться. В РФ эта тенденция продолжается, однако само качество законов оставляет желать много лучшего. Вот некоторые типичные недостатки, присущие нынешней законодательной технике:
- принятые законы лишены сведений относительно их авторов, разработчиков, инициаторов, которыми могут быть отдельные лица, коллективы, организации. В ряде случаев это затрудняет не только их наименование, но что не менее важно понимание, толкование, пользование;
- название некоторых законов неоправданно растянуты, поэтому ссылаться на их титулы бесполезно. Поэтому язык закона должен быть понятен простым людям, а не только специалистам;
- невразумительность закона;
- присутствие в законах ненужного материала. Основным содержанием законов должны быть права и обязанности - как материальные, так и процессуальные;
- группировка законов в особые отрасли происходит обычно в тех случаях, когда законы, имеющие общий предмет регулирования, объединяются в кодекс.
Рис. 3. Формы правотворчества в РФ.[8]
Возможен вариант (заимствования) норм из одного кодекса в другой. Но в ряде случаев оба этих способа игнорируются. Иногда же отношения, которые могут регулироваться смежными отраслями права, попросту обходя стороной. [9]
Все сказанное позволяет сделать четыре общих рекомендации в области законодательной техники:
- улучшить информационную подготовку законопроектов, обеспечивать законодателям и общественности надлежащий круг сведений по затрагиваемым отношениям;
- важнейшим законодательным актам присваивать собственные имена;
- подвергать подготовленные законопроекты по проверке на соответствие законодательному языку, а также на их засоренность внеправовой материей, из подготовленных законопроектов должны исключаться инструктивные и «школьные материалы»;
- подвергать подготовленные законопроекты проверке на предмет их согласованности с Конституцией РФ и другими законами РФ, в частности для того, чтобы они не вторгались в комплекцию регионов и местных властей. [10]
Наша обновленная Россия должна творчески воспринять значительную часть юридической техники и правового опыта, накопленного за тысячелетия в демократических странах мира. Концепция развития российского законодательства в целях обеспечения единого правового пространства в России. [11]
Важнейшим рычагом вхождения России в мировое сообщество является совершенствование ее законодательства, адаптация юридической инфраструктуры к основополагающим европейским и международным нормам и оправдавшим себя на практике правилам. Нам предстоит создать государство, основанное на авторитете и разделении разных ветвей власти, четком формулировании законов. Необходима единая государственная программа законотворчества, которая должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень субъектов Российской Федерации и уровень местного самоуправления.
Такой программой является план развития всего законотворчества в целом, где каждому субъекту законотворчества определено особое место, и он сможет на основании данного документа выработать стратегию законотворчества, по крайней мере, на десятилетие вперед. К сожалению, в настоящее время целостной общегосударственной программы законотворчества нет. Очевидно, что ни Президенту, ни Правительству, ни палатам Федерального Собрания, ни субъектам Российской Федерации, ни объединениям муниципальных образований самим по себе, по отдельности, такая задача не под силу. Она может быть решена только в результате взаимодействия всех перечисленных субъектов. При нынешнем состоянии это сотрудничество ветвей власти представляется проблематичным. Видимо, в ближайшее время общегосударственный план законопроектных работ разработан не будет, и субъекты законотворчества будут по-прежнему ограничиваться частыми случайными инициативами, и решать свои проблемы методом проб и ошибок. Закон, если даже он воплощает насущные интересы, не будет работать автоматически. Для его реализации требуется особый механизм, который начинает действовать на организационном этапе. Только так государство может воздействовать на государственный механизм и общество в целом с целью установления отношений, предписанных законом. [12]
Заключение
В заключении данной работы можно подвести следующие итоги:
Правотворчество в правовой сфере - государственная деятельность, завершающая процесс формирования права.
Правотворчество, которое основано на определенных принципах - одно из важных направлений любого государства. Оно всегда было, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связано с типом государства, его формой, механизмом и функциями.
Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативно-правовых актов и становятся положительным правом, т.е. правом, существующим в виде законодательства. Логическим завершением правотворчества, которое позволяет создать стройную, работающую систему законодательства является систематизация нормативно-правовых актов.
Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов - постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. “Потребителями” законов являются люди, общество, и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан.
Важнейшим рычагом вхождения России в мировое сообщество является совершенствование ее законодательства, адаптация юридической инфраструктуры к основополагающим европейским и международным нормам и оправдавшим себя на практике правилам. Нам предстоит создать государство, основанное на авторитете и разделении разных ветвей власти, четком формулировании законов. Необходима единая государственная программа законотворчества, которая должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень субъектов Российской Федерации и уровень местного самоуправления.
Список использованной литературы
1. Абдулаев Н. Д. Диалектика правотворчества. Баку. 2006 г.-157 с.
2. Бошно С.В. Правоведение. Учебник. М.: Право и закон, 2007 — 416 с.
3. Максименко Е.В. Основы права: ответы на экзаменационные вопросы.- Минск: Тетра Системс, 2009.- 112 с.
4. Малько А.В. Правоведение. Малько А.В. -Москва, Кнорус. 2008 г. – 400 с.
5. Системность законодательства как фактор повышения его качества. ИГП РАН//Государство и право, № 8, 2007 с. 28.
6. Толстик В.А. Иерархия источников российского права: Монография. М. 2006 г. – 170 с.
7. Журнал российского права, № 6, 2007 с. 78.
8. www.yandex.ru
-----------------------
[1] www.yandex.ru
[2] Малько А.В. Правоведение. Малько А.В. -Москва, Кнорус. 2008 г. – 99 с.
[3] Абдулаев Н. Д. Диалектика правотворчества. Баку. 2006 г.-67 с.
[4] Максименко Е.В. Основы права: ответы на экзаменационные вопросы.- Минск: Тетра Системс, 2009.- 12 с.
[5] www.yandex.ru
[6] Толстик В.А. Иерархия источников российского права: Монография. М. 2006 г. – 90 с.
[7] Малько А.В. Правоведение. Малько А.В. -Москва, Кнорус. 2008 г. – 102 с.
[8] www.yandex.ru
[9] Абдулаев Н. Д. Диалектика правотворчества. Баку. 2006 г.-45 с.
[10] Бошно С.В. Правоведение. Учебник. М.: Право и закон, 2007 — 222 с.
[11] Журнал российского права, № 6, 2002 с. 17
[12] Системность законодательства как фактор повышения его качества. ИГП РАН//Государство и право, № 8, 2007 с. 28