Административные правоотношения. Административно-правовые отношения являются раз­новидностью правовых отношений, разнообразных по ха­рактеру

Административно-правовые отношения являются раз­новидностью правовых отношений, разнообразных по ха­рактеру, юридическому содержанию, кругу участников.

Административно-правовое отношение — это урегули­рованное административно-правовой нормой управленче­ское общественное отношение, в котором стороны высту­пают как носители взаимных прав и обязанностей, уста­новленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Характерными признаками административно-правовых отношений являются следующие:

— они возникают на основе норм административного права в сфере деятельности исполнительной власти;

— для них характерно наличие обязательного субъекта, наделенного государственно-властными полномочиями;

— участники этих отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями;

— административно-правовые отношения весьма мно­гообразны, имеют много разновидностей;

— реализация субъективных прав и исполнение юриди­ческих обязанностей обеспечивается возможностью госу­дарственного принуждения;

— споры, возникающие между сторонами администра­тивно-правовых отношений, разрешаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке.

Предусматривая возможность возникновения админи­стративно-правовых отношений в тех или иных условиях и между теми или иными сторонами, административно-пра­вовая норма заранее устанавливает объем полномочий этих сторон, а также юридическую ответственность за неиспол­нение обязанностей или нарушение прав. Административ­но-правовая норма определяет для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой - вид и меру должного поведения.

Вместе с тем административно-правовые отношения нельзя понимать так, что у одной стороны имеются толь­ко обязанности, а у другой — только права. Свойственный административно-правовому регулированию метод, хотя и предопределяет юридическое властвование одной из сто­рон управленческих отношений, однако не превращает вторую сторону в пассивного их участника, не имеющего соответствующих прав. Например, гражданин, подавший жалобу в орган управления, вправе требовать ее рассмот­рения в определенные сроки и т.п. Данному праву соот­ветствует обязанность органа управления принять и заре­гистрировать жалобу, рассмотреть ее в установленные сроки и т.п. Налицо, следовательно, взаимные права и обязан­ности сторон административно-правового отношения. Но при этом у одной из сторон, как правило, есть такие юри­дические полномочия, которых нет у другой стороны, или их объем менее значителен.

Наши рекомендации