Понятие и вилы органов исполнительной власти РФ
ОИВ представляет собой самост структурную ч Г аппарат, входящую в сис-му ИОГВ, и предназначенный д\осуществления гос управления и наделённый собств компетенцией.
Признаки ОИВ:
1. Наличие гос-властных полномочий в области нормотворчества и \ правоприменения.
2. ОИВ обладает опред самостоятельностью, т.е. м самост осуществлять предост ему права и закреплённые за ним об-ти. Ор м осуществить л своё полномочие путём издания собственного акта \ акта д\л. Не требуется обращаться к др д\л д\реализации своих полномочий)
3. ОИВ нах в структурной и функциональной подчинённости от др ОИВ. Структурная = организационная.
4. ОИВ имеет собств внутр структуру, штат Г служащих, технич персонала. Является ли высшее д\л ОИВ? ВС РФ – в РФ есть ГО, состоящие из 1л – это искл.
5. Ор обладает правами ЮЛ, кроме Ор, состоящих из 1 субъекта. – он дб в к-т организационно0-правовой форме предусмотрен ГК – учреждение.
6. Ор финансируется из Г бюджета РФ \ субъекта РФ.
Виды ОИВ:
1. ОИВ РФ и субъектов РФ
2. По содержанию компетенции
a. Ор общей компетенции – перечень ??, кот м решать Ор явл открытым, путём рамочными нормами \ открытым перечнем \ не определён в принципе
b. Ор спец компетенции - Ор, кот наделены правом рещшать т строго опред круг ??
3. …
a. Отраслевые
b. Межотраслевые
4. По терр охвату деят-ти
a. Центральные – осущ свои полномочия на всей терр соотв публ-правового образования
b. Территориальные – осущ свою деят-ть на опред терр
5. По порядку принятия решений
a. Единоначальные – есть 1 рук-ль и он лично на сонове пр-па единоначалия руководит деят-тью Ор
b. коллегиальные
6. по организационным формам
a. с т.з. ГП – учреждения
с т.з. АП – министрерства, службы, агентства, комитеты, управления, департаменты, надзоры
20. Правовой статус органов исполнительной власти: организационная структура и компетенция.
Структура ГО:
1. линейная структура. Рук-ль отвечает за работу ор в целом. Управленческое воздействие оказывает непосредственно на подчинённых. У рук-ля есть право на привлечение к дисципд отв-ти, имеет место послдедоват соподчинение нижестоящих рук-лей вышестоящим.
2. Функциональная стр-ра. Когда рук-ль назначается линейным рук-лем.
Виды структурных подразделений, кот есть в Ор:
1. Руководство, кот включает в себя
a. Руководитель – самост стр 1
b. Заместители рук-ля - \\ -
i. Первые замы – осуществляет полномочия рук-ля в период его отсутствия. Их мб несколько.
ii. Простые заместители
iii. Заместители, решающие строго опред круг вопросов
2. Структурные подразделения
a. Оперативные – решают все задачи, связ с тек деят-тью Ор
b. Функциональные – решение обособл ??, несвяз напрямую с целями деят-ти Ор (бухгалтерия)
c. Территориальные – к.п. в форме отделов
d. Материально-технические и вспомогат – охрана, транспорт, управление им-вом
Компетенция ОИВ
От лат – ведать, отвечать за что-либо.
- функциональное наполнение деят-ти Ор публ адм, т.е. чем он занимается.
Элементы:
1. Полномочия – они раскрыты в положении о каждом Ор ИВ (что Ор м делать – осущ НА, привлекать к отв-ти…) – юр возм-ть совершения тех\иных юр-властных действий\принятие решений, влекущих юр последствия и обязат д\3Л. Полномочия всегда реализуются при наличии опред юр факта, кот к.п. закрепляется отд от самого полномочия. Полномочия вкл права и об-ти. Реализация не всякого права явл об-тью. Это особенно видно на примере нормативного регулирования (есть право принимать НА, но они не обязаны это делать)
Виды полномочий:
1. По функциональному назначению
a. Руководящие (координирование деят-ти, установления показателей, возможность давать обязат д\исполнения распоряжения…)
b. Регулятивные, связанные как с принятием НА ,устанавливающих регулят нормы, так и с обеспечением их исполнения в процессе текущей деят-ти (регистрация, разрешение)
c. Контрольно-надзорные полномочия, кот м осуществляться как в отн субъектов организационной подчинённости (д\них хар-на возм-ть отменять акты, привлекать к отв-ти), так и в отн функционально подчинённых субъектов (контролируют собл опред правил – хранение оружия – функциональная возм-ть непоср проверять собл тех\иных требований, приостанавливать действие спец разрешения, привлекать к АО)
d. Координационные полномочия (к.п. имеют место в том случае, когда органу, осуществляющему эти полномочия, непосредственно не подчинены те Ор, кот он координирует. Межведомственные комиссии, создаваемые при Прав-ве РФ – туда входят представители тех Ор, кот обсуждают этот ?, а решение об-но д\всех, кто работает)
2. По способу закрепления
a. Общефункциональный \ рамочный (примерно очерчивается их круг) – в отн высших д\л субъектов, если в отн них не принят спец з-н субъекта РФ
b. Перечневый сп-б закрепления полномочий
i. В форме открытого перечня (и иные полномочия) – Ор общей компетенции (Прав-во РФ)
ii. Закрытый перечень – используется в отн всех ФОИВ спец компетенции (если в акте не закрепелно, то эту деят-ть Ор осуществлять не вправе)
c. Делегир полномочия - к.п. м\у ОИВ РФ и субъектов РФ – все ??, кот мб делегированы на ур-нь субъекта, указаны в ФЗ.
d. Договорные полномочия
3. По порядку реализации
a. Связанные – при наличии юр факта опред вида Ор м принять т 1 опред решение – регистр отношения – перечень док-тов представлен – решение зарегистрировать
b. Полномочия, реализуемые с разрешением вышестоящего, пр когда д\л вправе продлить срок \ запросить док-ты с разрешения рук-ля Ор
c. Реализуемые совместно (налоговая – МВД)
d. Дискреционные полномочия (от лат – дискрецио – усмотрение) – когда д\л предоставляется возм-ть оценить весь комплекс юр фактов и вынести на основании них опред решение. Пр – процедуры предоставления мер Г поддержки. Комиссия оценивает и на осн оценки принимает решение.
2. Подведомственность – круг дел, кот м решаться с использованием полномочий. Полномочия – ктрл. Подведомственность – по кругу Л. Компетенция – полномочия по предметам ведения!
a. …
i. Функциональная – в рамках иерархии ОИВ (номера составов)
ii. Территориальная – по месту совершения, пр \ по месту регистрации
b. По кругу субъектов
i. Исключительная – никакой Ор, кроме данного невправе
ii. Совместная
1. Альтернативная – в зав-ти от опред обст-в дело б рассм 1 Ор\др
2. Конкурирующая – 1 и то же дело мб подведомственно 2 Ор, рассм б тот, кто первый принял к рассм
21. Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно - правовые формы деятельности. Аппарат Правительства РФ.
Статус Прав-ва РФ специфич. Ч.1ст.110 КРФ не говорит ни слова о том, что Прав-во возглавляет ИВ в РФ. «Исполняет ИВ в РФ». Это связано с полит ситуацией 1993г , т.к. б непонятно строим республику по аналогии с ФР \ по аналогии с США.
ФКЗ от 17.12.1997г «О Правительстве» - также несёт след этой полит борьбы, но уже в меньшей степени. Ст.1 – Прав-во РФ – высший ИОр ГВ РФ. Но при этом в самой ст то, что Прав-во явл высшим Ор ИВ снова не упомянуто.
Признаки Прав-ва РФ:
1. Правительство – ОГВ! ФОИВ – ст.1 – входит в сис-му ОГВ, самост Ор, реализует свои полномочия при пом собств форм и методов деят-ти, имеет свою структуру, состав, выступает от им РФ
2. Прав-во – Ор, осуществляющий ИВ
3. Федеральный Ор
4. Прав-во РФ явл коллегиальным Ор. на данный момент – единственный коллегиальный ФОИВ, хотя прямого запрета на создание др ФОИВ нет. Конкретные особенности функционирования:
a. Состоит из членов Прав-ва
b. основной формой работы явл заседание
c. решения принимаются коллегиально
d. в случае отставки прав-ва \ председателя Прав-ва в отставку уходит весь состав Ор
5. Прав-во – Ор общей компетенции. Единственный Ор общей компетенции среди ФОИВ. Перечень полномочий ст.13-22 ФКЗ не носит исчерпывающего хар-ра – это полномочия по опред сферам жизнедеят-ти. Прав-во м принять к своему ведению ?, кот прямо не указан в этом перечне, если он не относится к искл компетенции др Ор.
6. С т.з. внутренней организации прав-во характеризуется составом Прав-ва и структурой. Структура Прав-ва представляет собой перечень и виды Г д\тей, совокупность кот образует прав-во РФ.структура вытекает из ФЗ. Прав-во как Ор состоит из след д\тей:
a. д\ть председателя прав-ва
b. д\ти заместителей председателя прав-ва (простые и первые)
c. члены прав-ва – фед министры, в число кот входит рук-ль аппарата Прав-ва, являющийся по д\ти фед министром
Состав:
Председатель Прав-ва – Путин В.В.
2 первых заместителя предс-ля Прав-ва – Зубков и Шувалов
7 заместителей – Кудрин (одновременно министр финансов), Хлопонин (+полномочный представитель ПРФ в северо-кавказском фед округе), Володин (+рук-ль аппарата Прав-ва), Сечин, Жуков, Иванов, Козах.
17 фед министров – все фед министры, не зав от того, кому подведомственно министерство (ПРФ \ През-ту)
Деят-ть Прав-ва регулируется 2 основополагающими НА. 1 - ФКЗ «О правительстве» от 17.12.1997г. в сис-ме регулирования деят-ти прав-ва это статутный з-н. НА, кот определяет статус Ор, закрепляет нормы, касающиеся его правовое положение (что за Ор, компетенция, принципы, формы ,в кот Ор осуществляет свою деят-ть). 2 - Регламент Прав-ва РФ, утверждённый ППрав-ва от 01.07.2004г. – док-т, регулирующий текущую деят-ть прав-ва. Т.к. прав-во – коллег Ор, руководить сложнее. Регламент: (скорее всего не надо на экзамене но так на всякий случай)
1. планирование и организация работы Прав-ва (составление планов деят-ти прав-ва, порядок подготовки и проведение заседаний, порядок оформления решений, принятых на заседаниях прав-ва). У членов прав-ва есть текст акта ,его раздали, докладчик выступил, озвучил, с кем б согласован текст и остались к-т несогласованные ??. Прав-во обсуждает и принимает к-т решение. После чего голосуют по тексту. Отв-ый Ор подписывает проект. 2 раз по окончательному тексту не собираются.
2. Порядок исполнения поручений, содержащихся в актах Прав-ва. Но поручение м оформляться путём включения соотв поручения в протокол заседания (пр – подготовить заключение по такому-то ?).
3. Регулирует ?? порядка внесения в Прав-во и рассм проектов актов (нормативные и инд)
4. Создание Прав-вом межведомственных координационных совещат Ор. туда входят представители от тех Ор, кот нужно скоординировать свою деят-ть принимаемым решением. Ор делегирует туда своих представителей - ? обсуждается, голосуется. Принятое решение обязат д\всех Ор, представители кот входили в комиссии. Такие комиссии, к.п., возглавляются Председателем прав-ва \ его замами.
5. Регулирует законодат деят-ть прав-ва.
6. Вз-ие прав-ва с Ор законодат и суд власти.
7. Порядок работы с обращениями граждан.
Функционирование Прав-ва, как Ор, само по себе б\помощи со ст невозможно. Всю техническую работу по обеспеч функционирования РФ осуществляет Аппарат Прав-ва РФ. Аппарат Прав-ва явл самост ГО, при этом не являясь Ор власти. И вся его деят-ть сводится к обесп фф-ия деят-ти прав-ва. Статутный акт – Положение об аппарате прав-ва от 01.06.2004г. Структура аппарата Прав-ва состоит из след элементов:
1. Руководитель аппарата прав-ва и его замы
2. Секретариаты (обеспечивают документооборот)
3. Секретариаты председателя прав-ва
4. Руководители аппарата правит-ва
5. Заместители председателя прав-ва
6. Помощники и референты председателя прав-ва
7. Представители прав-ва РФ в ГД, СФ и высших суд Ор
8. Департаменты по осн направлениям деят-ти (на данный момент 18) – они готовят решения прав-ва по соотв ??
a. Департамент г упра рег развития МС
b. …народной промышленности
c. Соц развития…
Орг-правовые формы деят-ти Прав-ва, т.е. как оно реализует свою компетенцию (ФКЗ):
1. Заседания прав-ва – в нём участвуют члены Прав-ва, при невозможности присутствовать направляют замов, м приглашаться иные Л, кот затрагивают ??, рассм в рамках повестки заседаний, рук-ли служб и агентств). Заседания проводятся не реже 1р в мес. До Путина они проводились еженедельно по чт. Проекты постановления Прав-ва мб приняты тт на заседании Прав-ва. ФКЗ предусм круг ?? ,кот мб рассм т на заседании прав-ва (но мб и л др ?).
2. Заседания Президиума Прав-ва. Президиум прав-ва формируется д\решения текущих ?? деят-ти прав-ва. Т.е. это форма обсуждения и выработки решения, но принимаем их всё равно на заседании!!! Заседает
Президиум еженедельно (вроде бы во вт). На президиуме мб рассм л ??, кроме тех, кот м решаться т на заседании!!!
3. Единоличная деят-ть председателя прав-ва. Распоряжения, кадровые ?? – решаются председателем Прав-ва к.п. единолично.
Компетенция Прав-ва:
1. Во внешнеаппаратных отношениях, связанная с руководством с отд сферами жизнедеят-ти населения, в рамках кот прав-во принимает НА, регулирующие отд ?? в тех\иных отраслях \ межотраслевые отн
2. Компетенция прав-ва по руководству ФОИВ. Прав-во руководит всеми ОИВ, кот ему подведомственны в соотв с указом ПРФ (непосредственно или через министерства 61 ФОИВ). В отн Ор, подчинённых ПРФ (20) Прав-во осуществляет остаточное регулирование (в той части, в кот это не урегулировано фед зак-вом). Правительство в своих актах никогда не отделяет типовой регламент т д\подведомственных прав-ву Ор.