Источники административного права. Источники административного права - это формы выражения со­держания норм административного права

Источники административного права - это формы выражения со­держания норм административного права. Рассмотрение источников админист­ративного права имеет важное значение, что обусловлено диалектической взаимосвязью между «содержанием» и «формой» как философскими катего­риями. Являясь ведущим элементом, содержание определяет форму своего вы­ражения, однако и последнее оказывает влияние на содержание.

Правовой действительности известны следующие формы-источники пра­ва: правовой обычай, административно-судебный прецедент, правовая доктри­на, договор нормативного содержания, нормативно-правовой акт, акт референ­дума.

Основным источником административного права является нормативный акт, который служит своеобразным резервуаром правовых норм. Доминирова­ние нормативного правового акта связано с принадлежностью российского права к романо-германской правовой семье. Нормативный акт — это результат правотворческой деятельности органов государственной власти. В юридиче­ской энциклопедии нормативный акт определяется как «официальный пись­менный документ, принимаемый уполномоченным органом; устанавливает, из­меняет или отменяет нормы права».

Рассмотрим действующие источники административного права с учетом их юридической силы.

1. Конституция Российской Федерации. Является нормативной базой для действующего законодательства, в том числе и для административного права. Многие нормы Конституции РФ имеют административно-правовую направлен­ность. Они закрепляют устройство государственной власти (ст. 3-5, 10-12), участие граждан в управлении государством (ст. 31 и п. 4 ст. 29, ст. 46); опре­деляют сферу деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации; регламентируют порядок формирования, деятельность и компетенцию Правительства РФ и т.д.

К конституционным источникам административного права относятся конституции республик в составе Российской Федерации и уставы краев, об­ластей, городов федерального значения, автономной области, автономных ок­ругов.

2. Федеральные конституционные и федеральные законы. Данные акты обладают высшей юридической силой и принимаются высшим органом предста­вительной власти. Наибольшее значение имеют федеральные законы, которые действуют на территории всего государства. В качестве примеров можно назвать следующие: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г.; «Об общественных объединени­ях» от 19 мая 1995 г. и т.п.

3. Нормативные указы Президента РФ. В соответствии со ст. 90 Консти­туции РФ Президент издает указы и распоряжения. Указы, которые содержат нормы административного права, относятся к его источникам. Это достаточно действенный источник, что обусловлено как юридической силой (уступают только законам), так и возможностью их оперативного принятия, изменения и отмены. Примером может служить Указ Президента РФ от 6 июня 2005 г. №890 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной служ­бы».

4. Нормативные постановления Правительства РФ. В соответствии со статьей 115 Конституции РФ, во исполнение Конституции РФ, федеральных за­конов, нормативных указов Президента РФ Правительство наделяется правом.

Вопрос

Наши рекомендации