На письмо Прокуратуры г. Москвы от 17.10.2013 № 21-689-2013/138517
Чайке Ю.Я.
От группы родителей, чьи дети не могут попасть в детские сады г. Москвы, а также обеспокоенных сложившейся ситуацией.
Ответ просим направить Фахрутдиновой Фариде Абдельвахитовне по адресу: 127081 г. Москва ул. Заповедная 14-29 в письменном виде контакты: моб. тел. 8915-359-2605 эл. почта [email protected]
«12» декабря 2013 г.
ЖАЛОБА
(коллективная)
на письмо Прокуратуры г. Москвы от 17.10.2013 № 21-689-2013/138517
Мы являемся гражданами Российской Федерации, родителями детей дошкольного возраста. Мы проживаем в г. Москве на основании регистрации в г. Москве по месту временного пребывания.
28 сентября 2013 года нами было направлено коллективное заявление на имя прокурора города Москвы С.В. Куденеева, в котором мы указали на незаконное, по нашему мнению, бездействие окружных органов управления образованием в городе Москве по предоставлению мест в государственных детских садах неопределенному кругу лиц – детям, имеющим регистрацию по месту временного пребывания (временную регистрацию), в том числе нашим детям. Кроме того, мы поставили вопрос о незаконности ряда положений Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы (утв. приказом Департамента образования г. Москвы от 11 февраля 2011 года №126, в действующей редакции; далее – Порядок комплектования), в соответствии с которыми право наших детей на общедоступное бесплатное дошкольное образование и на равный с жителями г. Москвы и общедоступный прием в детский сад (включая дошкольные отделения школ, в совокупности далее по тексту ДОУ) дискриминируется по признаку наличия у неопределенного круга лиц, в том числе наших детей, временной регистрации.
Согласно ч.2ст.1Федерального закона «О прокуратуре РФ», а также в силу Приказа №195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным (ч.ч.2,3ст.10 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
В соответствии с абз.2ст.28 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор имеет право внести представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенное нарушение.
Пункт 3 ст.35 указанного закона наделяет прокурора правом в соответствии с процессуальным законодательством РФ обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ч.6ст.8 ФЗ от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Мы указали в жалобе, что акт Департамента образования г. Москвы, противоречащий и не соответствующий требованиям федерального законодательства, а также бездействие окружных управлений образования г. Москвы, выразившееся в непредоставлении нашим детям мест в ДОУ, являются незаконными и необоснованными. Несоответствие закону выражено в принятии пунктов 6.7 и 6.8, которыми фактически установлено правило, согласно которому нашим детям – детям с временной регистрацией по месту пребывания в г. Москве – должно быть предоставлено строго ограниченное количество мест в детских садах, причем только после удовлетворения потребности жителей г. Москвы в приеме в ДОУ. Подтверждение, цитаты из ответов Северо-Восточного управления образования г. Москвы № 01-15-546 от 15.02.2013г и № 01-15-926/13 от 15.03.2013г. (копии прилагаются):
«Детям, временно зарегистрированным на территории г. Москвы, места в дошкольных учреждениях будут предоставляться в режиме доукомплектования в течение учебного года, при отсутствии неудовлетворенной потребности у жителей г. Москвы.
Квота мест для детей временно зарегистрированных на территории города Москвы будет определена после окончания массового комплектования и удовлетворения потребности населения в предоставлении мест детям, имеющим постоянную регистрацию в городе Москве»
Такое правило противоречит основным принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, установленным ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», в частности, принципам обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования, свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создания условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность.Подтверждение – ответ прокуратуры СВАО №527ж-13/7028 от 10.10.2013г (копия прилагается).
Мы просили также привлечь к административной ответственности по ст. 5.67 КоАП РФ руководителя Департамента образования г. Москвы И.И. Калину за деятельное и непосредственное участие в принятии норм, нарушающих право наших детей на общедоступное бесплатное дошкольное образование (в частности, подписание приказа № 126 и приказов, которые внесли в него изменения, влекущие нарушение прав наших детей), поскольку нашим детям отказывается в приеме фактически на основании этого Порядка комплектования. Иных оснований для привлечения И.И. Калины к ответственности в нашей жалобе не приводилось.
Между тем и.о. начальника отдела по надзору законов о несовершеннолетних Прокуратуры города Москвы Е.В. Волкова письмом от 17.10.2013 № 21-689-2013/138517 сообщила нам, что наше обращение было направлено в государственный орган, решение или действие (бездействие) которых нами обжаловалось – в Департамент образования города Москвы.
12.11.2013 начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры г. Москвы А.С. Яговитин в своем письменном ответе сообщил нам, что, И.И. Калина не может быть привлечен к ответственности, так как фактов его незаконного отказа в постановке детей на учет в электронном реестре АИС «Зачисление в ДОУ», а также в предоставлении места в дошкольных образовательных учреждениях на 01.11.2013 не выявлено.Таким образом, в приведенной части ответ дан не по существу нашего обращения.
Кроме того, в этом же ответе А.С. Яговитин сообщает: «Изучение показало, что пункты 6.7 и 6.8 Порядка не противоречат нормам федерального законодательства, в связи, с чем оснований для принесения протеста в настоящее время не имеется». Однако прокурором не приведены доводы, в соответствии с которыми он пришел к таким выводам, что говорит о нарушении А.С. Яговитиным требования ч.3ст.10 ФЗ «О прокуратуре РФ» мотивировать ответ на обращение граждан.
Как сообщает А.С. Яговитин, предоставление мест в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, подведомственных Департаменту образования г. Москвы осуществляется в соответствии с датой регистрации ребенка в электронном реестре АИС «Зачисление в ДОУ» и наличием льгот. Однако нашим детям, зарегистрированным в 2 (обособленном) реестре в установленном порядке и имеющим право на прием в детский сад в установленном порядке, места в группы 12ч –пребывания в период массового комплектования не предоставляются, что свидетельствует об ответе А.С. Яговитина не по существу нашего обращения.
Ст. 43 Конституции РФ и ст. 5 ФЗ «Об образовании в РФ» гарантируют общедоступность дошкольного образования в государственных образовательных учреждениях. Право на образование гарантировано каждому, независимо от национальности, происхождения, места жительства и прочих обстоятельств.
Ст. 55 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает принцип равных условий приёма всех поступающих в образовательные учреждения, включая дошкольные, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение; при этом прием на обучение по основным общеобразовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации проводится на общедоступной основе. Указанный закон не устанавливает преимуществ для лиц, имеющих регистрацию по месту жительства в г. Москве, следовательно, лица, имеющие как постоянную, так и временную регистрацию по месту проживания в г. Москве и не имеющие оной, должны иметь возможность для равного и доступного зачисления в государственные детские сады г. Москвы. Очевидно, что оспариваемый нами Порядок комплектования не дает такую возможность детям с временной регистрацией.Обращаем ваше внимание, что в порядке комплектования, есть пункт 6.7. «В зависимости от среднего показателя обеспеченности детского населения местами в дошкольных образовательных учреждениях города Москвы (далее – средний показатель по городу Москве) ежегодно при комплектовании учреждений на новый учебный год организуется 1000-1500 временных мест». Всего по Москве около 400тыс. мест в ДОУ. Квотирование мест для детей с временной регистрацией в Москве - это явное нарушение принципа равных условий приёма всех поступающих в образовательные учреждения,согласно ст. 55ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Ст. 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод граждан, из чего прямо следует, что граждане, как имеющие регистрацию в г. Москве, так и не имеющие оной, равны в пользовании своими правами.
В ответ на наши обращения в окружные службы информационной поддержки, окружные управления образования и в Департамент образования г. Москвы нам сообщают, что не имеется свободных мест, что наши дети будут зачислены в детские сады после комплектования ДОУ детьми – жителями г. Москвы, что прием наших детей якобы нарушит действующие санитарные требования к комплектованию групп, что в городе Москве, исходя из потребности населения, осуществляется прием в детские сады только жителей столицы и только в возрасте от 3 до 7 лет (копии переписки прилагаются).
При этом нам известно о том, что свободные места в детских садах г. Москвы имеются в достаточном количестве, чтобы принять всех детей от 3 до 7 лет и максимально сократить срок ожидания места детьми младше 3 лет.По имеющимся у нас сведениям, полученным в результате изучения интернет-сайтов дошкольных организаций, из опросов родителей детей, посещающих ДОУ, и заведующих ДОУ нам известно, что в детских садах имеется достаточное количество свободных мест для приема наших детей в соответствующие возрастные группы полного дня (12-часового пребывания), но данные детские сады в массовом порядке не комплектовались детьми с временной регистрацией на 2013/2014уч.года. В качестве примера, на официальном сайте детского сада №1928 по списку на 2013/2014 учебный год указано 12 человек (распечатанная страница сайта прилагается), как правило, площадь групповых помещений в ДОУ г. Москвы составляет 50 кв. м., в соответствии с прежними санитарными требованиями на 1 ребенка в возрасте до 3-х лет должно приходиться не менее 2,5 кв.м. в группах общеразвивающей направленности. Таким образом, списочный состав группы для детей до 3-х лет включает 20 детей. 20-12=8 свободных мест в детском саду №1928 (127221, Москва, Молодцова, 5)
Имеющиеся свободные места свидетельствуют об удовлетворенном спросе жителей г. Москвы на места в дошкольных группах 12ч-пребывания государственных образовательных организаций г. Москвы.
В соответствии с пунктом 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», действующих с 1 сентября 2013 года, количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
Между тем комплектование на 2013/2014 уч.года детьми детских садов города Москвы осуществлялось по прежним нормативам – в соответствии с пунктом 1.10 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", согласно которому количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) на одного ребенка.
Таким образом, нынешние санитарные нормативы позволяют доукомплектовать группы исходя из фактической посещаемости детей, которая, как правило, составляет 50-75% от списочной численности детей.
Мы провели опрос родителей (прилагается) Дети с временной регистрацией стоят в очереди в московские детские сады порой с 2010 года, эта информация отображается в электронном реестре, и это при том, что многие дети москвичей попадают в детские сады уже в полуторагодовалом возрасте. Считаем, что Департамент образования г. Москвы бездействует в обеспечении права наших детей на доступное дошкольное образование, нарушает это право путем принятия незаконных нормативных актов, позволяющих сотрудникам структурных подразделений Департамента дискриминировать право наших детей на равный и доступный прием в детский сад на основании наличия у них регистрации по месту временного пребывания в г. Москве.
Некоторым детям с временной регистрацией незаконно и необоснованно предлагаются места в группах кратковременного пребывания, несмотря на то, что такая форма обучения предусмотрена Порядком комплектования детсадов столицы только для жителей города Москвы. Обратите внимание на раздел 6 Порядка комплектования «Порядок регистрации в электронном реестре
заявлений на получение временных мест в учреждениях
и зачисления в учреждения детей граждан Российской Федерации,
постоянно проживающих на территории иных субъектов Российской Федерации и зарегистрированных по месту пребывания на территории города Москвы. В этом разделе отсутствует пункт про вариативные формы дошкольного образования. Родители вынуждены соглашаться на такие условия ради заботы о развитии и воспитании детей, теряя работу.
Считаем, что фактически приоритетное зачисление граждан, имеющих регистрацию по месту жительства в г. Москве, нарушает принцип конституционного равенства граждан. Необоснованное наделение отдельных категорий граждан приоритетом при поступлении в ДОУ нарушает положения ФЗ № 273 «Об образовании в РФ».
Считаем, что решение Департамента образования г. Москвы, оформленное приказом № 126 от 11.02.2011 (с последующими изменениями и дополнениями), действия структурных подразделений Департамента образования препятствуют реализации права наших детей на общедоступное бесплатное дошкольное образование, противоречат основным принципам государственной политики и правового регулирования в сфере образования, установленные статьей 3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Считаем, что дискриминация права детей, зарегистрированных по месту временного пребывания в г. Москве, на общедоступное бесплатное дошкольное образование, а также нарушение принципа равных условий приема всех поступающих в образовательные учреждения, осуществляется посредством применения положений раздела 6 Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы, утвержденного приказом Департамента образования от 11 февраля 2011 г. N 126, а также общим бездействием Департамента и его окружных управлений образования в создании мест для наших детей, зарегистрированных по месту временного пребывания в г. Москве, вопреки требованиям даже этого раздела. Ответственность за подписание Приказа несет лично руководитель Департамента Исаак Калина.
Согласно ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Считаем, что все разумные сроки для предоставления мест в группах 12ч-пребывания с 1.09.2013г. в массовом порядке нашим детям в ДОУ г. Москвы давно прошли.
На основании вышеизложенного
ПРОСИМ:
- Проверить на соответствие федеральным законам и Конституции оспариваемый порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений г. Москвы и внесённых в него изменений (Приказ Департамента образования г. Москвы от 11.02.2011 N 126 (ред. от 28.02.2013) "Об утверждении Порядка комплектования государственных образовательных учреждений") в действующей редакции и принести на него представление либо протест с сокращённым сроком рассмотрения.
- Возбудить производство об административном правонарушении по ст. 5.57 КоАП "Нарушение права на образование" в отношении должностного лица, внесшего незаконные изменения, учитывая то обстоятельство, что ранее лицо привлекалось к ответственности за аналогичное нарушение в соответствии со ст. ст. 27.3 ФЗ "О прокуратуре"
- Проверить наличие мест во всех возрастных группах 12ч-пребывания ДОУ, а также дошкольных отделений школ по г. Москве (все административные округа) реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы, согласно действующим санитарным нормативам. В соответствии с предложенной таблицей (прилагается).
- Проверить фактическую реализацию пункта 6.7 Порядка комплектования об организации 1000-1500 временных мест с 1.09.2013г окружными управлениями образований г. Москвы. Выяснить количество детей с временной регистрацией в г. Москве посещающих ДОУ, а также дошкольные отделения школ по г. Москве (все административные округа) с 1.09.2013г. В соответствии с предложенной таблицей (прилагается).
- Выяснить количество детей, зарегистрированных в 2 электронном реестре АИС «Зачисление в ДОУ» ожидающих зачисления в ДОУ с желаемыми датами зачисления с 1.09.2011, 1.09.2012, 1.09.2013гг., а также дошкольные отделения школ по г. Москве (все административные округа). В соответствии с предложенной таблицей (прилагается).
- Принести представления начальникам окружных управлений образования Департамента образования г. Москвы о направлении и обеспечении зачисления в массовом порядке наших детей в государственные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с указанными нами, данными в 2 электронном реестре АИС «Зачисление в ДОУ» 12ч-пребывания до 1 февраля 2014.
- Не передавать данное заявление в прокуратуру города Москвы, взять рассмотрение указанного заявления под личный контроль.
Приложения:
- переписка с государственными органами г. Москвы.
- Опрос родителей
- Распечатанные страницы с официальных сайтов ДОУ:
http://ds1928.mskobr.ru/base/gruppy_dou/
http://ds474.mskobr.ru/base/gruppy_dou/
http://ds1282.mskobr.ru/base/gruppy_dou/
4.Примерные таблицы для запросов в ДОУ, Окружные управления образования г. Москвы