АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Составитель – к.ю.н., доцент А.К
Составитель – к.ю.н., доцент А.К. Соловьева
Учебно-тематический план дисциплины
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов (ауд[1]) | В том числе: | Формы контроля | ||
лекции | практические занятия, семинары | деловые игры, выездные занятия, стажировка и др. | ||||
1. | Государственное управление и исполнительная власть | 1.5 | 0.5 | |||
2. | Административное право как отрасль российского права | 0.5 | 1.5 | |||
3. | Органы исполнительной власти Российской Федерации как субъекты административного права | 1.5 | 2.5 | |||
4. | Государственная служба как институт административного права | 1.5 | 2.5 | |||
5. | Административная ответственность и административное правонарушение | 1.5 | 2.5 | |||
6. | Административный процесс. Производство по делам об административных правонарушениях | 1.5 | 2.5 | |||
Итого | Экзамен |
Учебная программа дисциплины
Введение
Административное право, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом относится к базовым или системообразующим отраслям российского законодательства. Как отрасль публичного права оно регулирует государственно-управленческие отношения, возникающие в сфере деятельности исполнительной власти. Нормами административного права регулируется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах, обеспечивается общественный порядок, устанавливается ответственность за административные правонарушения. На их основе организуются система, структура и сама деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Актуальность изучения курса «Административное право» обусловлена также проведением в Российской Федерации административной реформы. Знание основ административно-правового регулирования отношений по организации и деятельности органов исполнительной власти, отношений на государственной службе, административно-процессуальных и административно-деликатных отношений является обязательным для государственных и муниципальных служащих, а также необходимо для работников и служащих организаций всех форм собственности.
Курс «Административное право» отражает особенности соответствующей отрасли и включает в себя изучение материальных и процессуальных норм. Это свидетельствует о практическом значении данного курса, так как он направлен не только на усвоение (повторение) теоретических правовых понятий, но и на изучение практики деятельности правоприменительных и правоохранительных органов Российского государства, понимание действия механизмов административно-правового регулирования, формирование умения правильно толковать и применять административно-правовые нормы, а также навыков подготовки административно-правовых актов, в том числе связанных с производством по делам об административных правонарушениях.
В ходе лекционных и семинарских занятий основное внимание уделяется изучению законодательных актов по административному праву (Федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации), акцент при этом делается на анализ новейших нормативных правовых актов. Это способствует правильному пониманию государственными и муниципальными служащими их содержания и значения в российской правовой системе.
Особенностью курса административного права является необходимость изучения не только федерального, но и регионального аспекта административно-правового регулирования, поскольку административное и административно-процессуальное законодательство отнесено ст. 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
При подготовке к лекционным, семинарским занятиям, а также к аттестации по курсу обращаем внимание на необходимость твердого знания основных догматов и определений рассматриваемых понятий и категорий. Это формирует понятийный аппарат, развивает познания логики и юридического языка. При этом каждое административно-правовое явление, помимо усвоенных теоретических познаний, нуждается в подкреплении нормативным материалом. Для этого в списке литературы к каждой теме приводятся нормативные правовые акты, знание которых обязательно.
Тема 1 (лекция). Государственное управление и исполнительная власть
План лекции
1. Понятие и признаки социального управления.
2. Государственное управление как вид социального управления. Система и признаки государственного управления.
3. Понятие исполнительной власти. Цели, задачи, функции и принципы организации исполнительной власти.
4. Соотношение исполнительной власти и государственного управления.
5. Государственное управление и местное самоуправление.
6. Правовые проблемы административной реформы Российской Федерации.
Краткое изложение основ содержания темы
Государственное управление – это процесс целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта государственного управления в целях достижения государственно-значимых результатов (реализация законов, государственных программ и т.д.) (Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В.А. Кобзаненко. М.: «Статут», 2000. С. 52–65).
Государственное управление можно рассматривать в «широком» и «узком» смыслах.
В «широком» понимании государственное управление – это деятельность всех субъектов публичной власти по организации и регулированию жизни государства и общества. При таком подходе государственное управление осуществляют все три ветви государственной власти, а также органы местного самоуправления при передаче им в соответствии законом части государственных полномочий.
В «узком» смысле государственное управление представляет собой – вид деятельности исключительно органов исполнительной власти государства.
Система государственного управления – это совокупность целей, принципов и функций государственного управления, органов государственного управления и государственных служащих, материальных и информационных ресурсов, необходимых для осуществления государственно-управленческого воздействия на объект государственного управления, а также взаимосвязи между субъектами и объектами государственного управления.
Исполнительная власть – политико-правовая категория, вид (ветвь) государственной власти в системе разделения властей.
«Назначение исполнительной власти – это, прежде всего осуществление законов и политики государства во всех сферах его ведения» (Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М.: Новая Правовая культура, 2004. С. 59).
С точки зрения субъектного выражения исполнительная власть реализуется в деятельности органов государственной исполнительной власти, образующих в Российской Федерации единую систему и осуществляющих свою деятельность в установленной сфере ведения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и законов.
Функции исполнительной власти – основные направления деятельности органов исполнительной власти.
Функции исполнительной власти можно подразделить на два уровня (См. подробно: Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3. С. 14–21).
Первый уровень функций – это основные функции, отражающие природу и назначение исполнительной власти, они присущи только данной ветви власти и отличают ее от законодательной и судебной власти. К основным функциям относятся:
а) функция по обеспечению безопасности государства, личности и общества, охрана правопорядка;
б) функция по непосредственному непрерывному руководству всеми сферами жизни общества (административно-политической, экономической, социально-культурной);
в) функция по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина.
Второй уровень функций – это инструментальные функции, они носят вспомогательный характер при реализации функций первого уровня. К ним относятся:
а) нормотворческая функция;
б) правоприменительная функция;
в) юрисдикционная функция.
Методические указания и рекомендации по подготовке к занятию
Изучение темы рекомендуется начинать с освоения понятийного аппарата: исполнительная власть, государственное управление, исполнительно-распорядительная деятельность, государственно-властные полномочия, субъект государственного управления, объект государственного управления, система государственного управления.
В данном разделе курса важно разобраться с соотношением таких понятий как управление, социальное управление, государственное управление, исполнительная власть.
Термин «государственное управление» широко использовался в советской юридической литературе, применялся в нормативно-правовых актах, однако Конституция Российской Федерации 1993 года не содержит такого термина, вместо него используется понятие «исполнительная власть» (ст. 10 Конституции Российской Федерации). Термин «государственное управление упоминается только один раз, в ст. 114 при определении полномочий Правительства Российской Федерации по управлению государственным имуществом».
Таким образом, особое внимание при изучении этого раздела курса следует обратить на специфику исполнительной власти и государственное управление как вид деятельности органов исполнительной власти.
Необходимо разграничить уровни государственного управления: общефедеральный, межрегиональный, региональный, субъектов федерации, территориальный.
Местное самоуправление не входит в систему государственной власти и управления, однако органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите структуру механизма государственного управления.
1. В чем отличие государственного управления от иных видов социального управления?
2. В чем сущность и назначение исполнительной власти?
3. Каковы отличия исполнительной власти от других ветвей власти?
4. Назовите функции исполнительной власти.
5. Что такое исполнительно-распорядительная деятельность?
Литература по теме