Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, которые имеют определенные субъективные права и несут те или иные юридические обязанности.
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
для специальности
Документационное обеспечение управления и архивоведение
Лекция 5
Общая характеристика правоотношений
1. Понятие и признаки правоотношений
2.Основные элементы и условия правоотношений.
3. Виды правоотношений
1. Понятие и признаки правоотношений
Правоотношения представляют собой разновидность общественных отношений, т. е. связь между людьми, их поступками, поведением, деятельностью. В юридической литературе:
Правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права.
От иных общественных отношений правоотношения отличаются рядом особенностей. Прежде всего, они всегда возникают под воздействием норм права и всегда охраняются государством, поскольку именно государство своими актами придает им юридический характер.
Правоотношения предполагают наличие как минимум двух сторон (участников) и носят волевой характер, т.е. для их возникновения необходимо проявление воли его участников. Иногда достаточно воли только одной стороны, например, государства при возбуждении уголовного дела, при привлечении к административной ответственности и т.д.
По сути, правоотношения представляют собой связь между субъектами через субъективные права и обязанности. Такая связь всегда индивидуализирована предполагает индивидуализированную связь между субъектами, т. е. субъекты или поименно указаны, или определены их социальные роли (продавец и покупатель, наследодатель и наследник, кредитор и должник и т. д.). Правам одного всегда соответствуют определенные обязанности другого и наоборот. Связь эта настолько жесткая, что ее отсутствие означало бы и исчезновение самого правоотношения.
Таким образом:
в основе правоотношений – лежит юридическая связь между его субъектами, основным содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности и которая возникает на основе норм права в случае наступления, предусмотренных нормой юридических фактов.
2. Основные элементы правоотношений
Как видно из определения понятия «правоотношения» в структуре правоотношений выделяют следующие элементы:
ü субъекты,
ü содержание
ü объект.
Обязательным условием возникновения правоотношений является юридический факт.
Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, которые имеют определенные субъективные права и несут те или иные юридические обязанности.
Понятие субъекта правового отношения тесно связано с понятием субъекта права. Однако между ними есть принципиальные отличия.
Субъекты права — это потенциальные участники правоотношений, т.е. лица, которые могут, но не обязательно являются участниками правоотношений.
Субъект правоотношения, напротив, — это субъект права, который стал реальным участником правоотношений.
Огромное многообразие субъектов правоотношений можно объединить в две основные группы: индивидуальные и коллективные. Кроме того, принято выделять публично-правовые образования (государство, муниципальное образование) как субъекты правоотношений.
Индивидуальные субъекты – это граждане, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды) и должностные лица. Причем первые три категории объединяются единым понятием «физическое лицо».
Определение понятия «должностное лицо» впервые было дано в Уголовном кодексе РФ:
Должностные лица – это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (прим. 1 к ст. 285).
Административное законодательство, в целом заимствовав эту формулировку, несколько расширило содержание понятия «должностное лицо», отнеся к ним также руководителей и иных работников организаций, совершивших административные правонарушения при исполнении организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (прим. к ст. 2.4 КоАП). Стоит обратить внимание, что понятие «должностное лицо» значительно шире и не адекватно понятию «государственный служащий», который является самостоятельным субъектом административных правоотношений.
Коллективные субъекты правоотношений представлены организациями, которые можно классифицировать по разным основаниям:
по отношению к собственности – государственные и негосударственные;
по характеру деятельности – коммерческие и некоммерческие;
по объему правоспособности – имеющие статус юридического лица и иные организации, не имеющие этого статуса и т.д.
Чаще всего для коллективных субъектов используется подход, предполагающих обозначение их правового статуса как юридического лица. Коллективными субъектами являются также органы государственной власти и муниципальное органы.
Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. В юридической литературе различают юридическое и фактическое содержание правоотношения.
Юридическое содержание – возможность совершения определенных действий или необходимость выполнения тех или иных действий, а также необходимость соблюдения запретов, установленных нормами права.
Фактическое содержание составляют реальные действия по осуществлению субъективных прав и выполнению юридических обязанностей. В случае, когда юридическое и фактическое содержание правоотношения не совпадают, то налицо правонарушение.
Субъективное право– это возможное поведение, его реализация зависит от желания и воли участника правоотношения.
Юридическая обязанность – это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для него с целью удовлетворения субъективного права другой стороны.
Без соответствующей обязанности субъективное право не может существовать, так как оно становится необеспеченным. Юридическая обязанность – это не только необходимое, но и должное поведение. Причем, выполнение субъективного права может предполагать как активные, так и пассивные действия (например, соблюдение запретов), а также претерпевание негативных последствий, т.е. юридическую ответственность.
Объекты правоотношений – это то, на что направлена деятельность субъектов, или то реальное благо, на пользование которым и охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.
Иногда в качестве объекта правоотношений называют интерес его субъектов. Действительно, без интереса, заинтересованности субъекты не вступят в правоотношения. Исключение составляют уголовно-правовые и административно-правовые правоотношения – здесь интерес присутствует у государства.
В юриспруденции сложились две теории относительно объекта правоотношений: монистическая и плюралистическая.
Согласно монистической теории единственным объектом правоотношения является поведение человека, так, как только оно обладает способностью реагировать на правовое воздействие.
Плюралистическая теория считает объектами правоотношений различные социальные блага, представляющие ценность для субъектов. Это могут быть блага как существующие в естественном состоянии в природе, так и созданные трудом человека.
Таким образом, к числу объектов правоотношений относят:
ü вещи, т. е. предметы материального мира, в том числе деньги, ценности, ценные бумаги и др.;
ü предметы духовного творчества – произведения литературы, искусства, живописи, музыки, кино, культуры, информации;
ü личные неимущественные блага – жизнь, здоровье, честь, достоинство человека, право на личную и семейную тайну и др.;
ü поведение участников правовых отношений, которое выражается в активных действиях или бездействии (пассивное поведение), а также результаты поведения участников правоотношений, т. е. их последствия.
Обязательным условием правоотношений является юридический факт.
Под юридическими фактами понимаются конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Например, чтобы реализовать свое право на образование и учебу в вузе, необходимо наличие определенных юридических фактов – окончание среднего общеобразовательного учебного заведения, успешная сдача вступительных экзаменов в вуз, прохождение по конкурсу и зачисление в вуз. Юридическими фактами становятся не любые жизненные обстоятельства, а лишь те, которым законодатель придал юридическое значение. Например, факт регистрации рождения ребенка в органах загса служит юридическим фактом, а крещение его в церкви – нет.
Наиболее распространенной в юриспруденции является классификация юридических фактов на основании присутствия или отсутствия воли участников правоотношений в их появлении. На этом основании юридические факты делятся на события и действия.
События возникают и развиваются независимо от воли субъектов.
Действия, напротив, всегда сопряжены с волей участников правоотношений. В этой связи выделяют правомерные и неправомерные действия. Первые осуществляются в рамках нормативных предписаний, вторые – в их нарушение.
Правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.
Юридический акт – это такое правомерное действие, которое совершается с намерением вызвать юридические последствия, например, различные сделки.
Юридический поступок – правомерное поведение, совершаемое без намерения вызвать последствия, но они возникают в силу закона.
Нередко для возникновения правоотношения требуется не один юридический факт, а их совокупность, которую принято называть «фактический состав». Так, для приобретения российского гражданства необходимы следующие юридические факты: подача ходатайства в соответствующий государственный орган, наличие оснований для приобретения гражданства, рассмотрение ходатайства комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ, издание соответствующего президентского указа – о приеме в гражданство или об отказе в таковом.
3. Виды правоотношений
В юридической литературе разработана система классификации правоотношений на основании разных критериев:
- по характеру выполняемых функций (регулятивные и охранительные),
- по положению участников между собой (публично-иерархические и частно-партнерские) и т.д.
Правоотношения также разделяют на материальные и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права,
процессуальные – на основе процессуальных норм, производных, вторичных по отношению к материальным правоотношениям. Процессуальные правоотношения не могут возникнуть без материальных и существовать без них.
Наиболее показательна классификация правоотношений по отраслями права: конституционные, административные, трудовые и т.д. Сохраняя общее содержание правоотношений, правоотношения, возникающие в рамках определённой отрасли права, конкретизируют свое содержание. В сфере любой профессиональной деятельности возникают самые различные правоотношения: трудовые, административные, социально-правовые и т.д.
Трудовые правоотношения предполагают четкие критерии их возникновения и условия реализации.
Трудовые правоотношения — это добровольная юридическая связь работника с работодателем (организацией), по которой работник обязуется выполнять определенную трудовую функцию (по оговоренной специальности, квалификации, должности) с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель — оплачивать его трудовой вклад и создавать условия труда в соответствии с законодательством, коллективным и трудовым договором[1].
Возникают трудовые правоотношения только после заключения трудового договора, т.е. именно это действие является для них юридическим фактом. Субъектами трудового правоотношения всегда выступают, с одной стороны, работник, а с другой — работодатель. В то время как субъектами иных правоотношений, урегулированных нормами трудового права, помимо работника и работодателя, могут выступать профсоюзная организация, государственные органы по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства, трудовые арбитры при разрешении коллективных трудовых споров, объединения работодателей и т.д.
Административные правоотношениявозникают в сфере государственного управления, в рамках которой субъекты государственного управления и прежде всего органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции. Кроме того, необходимо иметь ввиду, что к административным отношениям также относятся внутренние или внутриорганизационные отношения в органах исполнительной власти, а также в аппаратах законодательных, судебных и иных государственных органов. Административные правоотношения также возможны в сфере административного судопроизводства. В этом случае они связаны с реализацией судами (судьями) и другими участниками этого судопроизводства своих функций и полномочий (например, при назначении административных наказаний, рассмотрении и разрешении жалоб граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц)[2]. Таким образом можно дать следующее обще определение:
административные правоотношения – это общественные отношения, урегулированные административно-правовой нормой, складывающиеся в сфере реализации исполнительной власти.
В процессе реализации функций государственного управления административные правоотношения складываются:
ü между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти,
т.е. определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим (например, между Министерством культуры РФ и Федеральным архивным агентством и т.д.);
ü между различными органами исполнительной власти, не связанными
отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами Российской Федерации);
ü между органами исполнительной власти и подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями (например, между Федеральным агентством научных организаций (ФАНО России) и всероссийскими научно-исследовательскими институтами (НИИ));
ü между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
ü между органами исполнительной власти и неподчинёнными им коммерческими и некоммерческими организациями (например, по вопросу лицензирования деятельности и т.д.);
ü между органами исполнительной власти и гражданами (например, по вопросу предоставления государственных услуг, привлечения к ответственности за административные правонарушения и т.д.
Таким образом, по соотношению прав и обязанностей участников административных правоотношений они делятся на две группы: отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения), и отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения). Характерной чертой всех административных правоотношений является то, что все они связаны с осуществлением государственного управления, а потому один из субъектов всегда представлен органом исполнительной власти. В этой связи административные отношения долгое время позиционировались как властные отношения. В последние годы происходит переосмысление целей и содержания государственного управления, что объективно влечет изменение содержания административных отношений. Одним из выражений этой тенденции в субъектном составе административных правоотношений стала передача отдельных исполнительно-распорядительных полномочий в области государственного управления организациям, которые не являются органами исполнительной власти (например, функции государственного управления атомной отраслью осуществляет Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом и т.д.).
В административных правоотношениях выделяются административно-процессуальных правоотношения.
Административно-процессуальные правоотношения — это урегулированные правом общественные отношения, которые складываются по поводу разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере реализации властных полномочий исполнительных органов государственной власти.
В отличии от гражданских и уголовных процессуальных правоотношений они складываются не только в случае нарушения норм права, но и в процессе их положительной реализации. Существование административно-процессуальных отношений далеко не всегда связано с принудительным воздействием на участников правоотношений. Элемент принуждения, как таковой, характерен лишь для сравнительно небольшой части административно-процессуальных норм.
В этой связи принято выделять административно-процедурные процессуальные правоотношения и административно-юрисдикционные процессуальные правоотношения.
Административно-процедурные процессуальные правоотношения складываются в процессе деятельности органов исполнительной власти в области правотворчества и право применения (например, в процессе предоставления государственных услуг, издания правовых актов, подачи юридическим лицом документов на государственную регистрацию).
Напротив, административно-юрисдикционные процессуальные правоотношения возникают в случаях установления факта совершения административного правонарушения. Основанием для возникновения таких правоотношений является не только факт, но и информация о нарушении административных норм, обеспеченных санкциями. Кроме того, основаниями возникновения административно-юрисдикционных правоотношений могут быть факты или события: принятие закона об амнистии либо отмене административной ответственности, смерть лица, привлеченного к административной ответственности, и т. п. Круг субъектов административно-юрисдикционных правоотношений шире родственных им административных и административно-процедурных правоотношений, т.к. включают дополнительно лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правоотношении, представителей общественности, например, дружинников, и т.д.
Гражданские правоотношения возникают в сфере имущественных и личных неимущественных прав.
Имущественные отношения – это отношения, возникающие между людьми по поводу имущества - материальных и иных благ.
Личные неимущественные отношения, возникающие по поводу неимущественных (нематериальных) благ, тесно связанных с личностью их обладателей (авторское право, деловая репутация, тайна личной жизни и т.д.). Такие отношения, главным образом, сводятся к их охране от посягательств со стороны других лиц. Гражданские правоотношения всегда основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, т.е. возникают между юридически равными и независимыми друг от друга субъектами.
Таким образом, гражданские правоотношения - это общественные отношения, существующие в форме юридической связи равных, имущественное и организационно обособленных субъектов имущественных и личных неимущественных отношений, выражающейся в наличии у них субъективных прав и обязанностей, обеспеченных возможностью применения к их нарушителям государственно-принудительных мер имущественного характера[3].
В случае нарушения гражданских прав и попыток их восстанови возникают гражданско-процессуальные правоотношения.
Гражданские процессуальные правоотношения – отношения, возникающие между субъектами гражданского судопроизводства по гражданским делам, регулируемые гражданским законодательством РФ. Моментом возникновения гражданских процессуальных правоотношений является обращение с исковым заявлением, заявлением в суд лица, чье право нарушено.
В случае свершения преступления в профессиональной сфере возможны уголовно-правовые отношения.
Уголовно-правовые отношения – это общественные отношения, возникающие из факта совершения преступления и регулируемые нормами уголовного права, направленные на реализацию взаимных прав и обязанностей субъектов в связи с применением уголовного закона к факту совершения конкретного преступления.
Основанием для их возникновения является сам факт совершения общественно-опасного деяния, предусмотренного УК РФ. Учитывая многообразие уголовно-правовых отношений и их неоднозначность, в специальной юридической литературе выделяются охранительные и регулятивные уголовно-правовые отношения.
Первые возникают между государством, выступающим в лице уполномоченного на то органа, и лицом, совершившим деяние, содержащее все признаки состава преступления. Государство в уголовно-правовом отношении выступает как носитель права возложить на виновного ответственность за совершенное преступление и применить наказание, установленное законом, а преступник — носитель обязанности претерпеть неблагоприятные последствия нарушения уголовно-правовой нормы. В то же время лицо, совершившее преступление, имеет право на обоснованную юридическую оценку его действий, справедливое наказание. Отсюда вытекает корреспондирующая обязанность государства — привлекать лицо к уголовной ответственности, назначать наказание или иные меры в строгом соответствии с требованиями уголовного закона. Предметом охранительных уголовно-правовых отношений является реализация уголовной ответственности и наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Регулятивные уголовно-правовые отношения возникают в связи с реализацией прав граждан на охрану своих прав и свобод, защиту других лиц, интересов общества или государства от общественно опасных посягательств. В этой связи нормами уголовного права регулируется, например, состояния необходимой обороны, крайней необходимости и т.д. В процессе этих правоотношений гражданин вступает в отношения как с лицом, совершившим общественно опасное посягательство, так и с государством[4].
Отношения по поводу порядка и основания возбуждения, предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовного дела, урегулированные нормами права, называются уголовно-процессуальными отношениями. Они возникают между органом государства и лицом, совершившим уголовно наказуемое деяние. В свою очередь с момента обращения обвинительного приговора к исполнению возникают уголовно-исполнительные отношения. Их субъектами являются осужденный и учреждения, и органы, исполняющие наказание.
[1]См. подробнее: Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М., 2004. С. 106-107
[2] См. подробнее: Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России:Учебник. М., 2010
[3]Гражданское право: Учебник. В 4-х тт. Т.1/ Отв. ред. Е.А.Суханов. М., 2008. С.
[4]См. подробнее: Уголовное право России. Общая часть / Под ред. А. И. Рарога. М., 2009. С. 9-12