Виды нормативно-правовых актов
Гетерономный нормативно-правовой акт представляет собойписьменный документ, в котором содержится правовой текст, установленный помимо воли субъектов, которым он адресуется. Причем из такого текста должно вытекать общезначимое и общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер.
С т.зрения коммуникативной теории права, нормативно-правовые акты в свою очередь могут быть как общенормативными, так и индивидуально-нормативными.В последнем случае они не содержат общих правил поведения, а регулируют индивидуальные отношения между субъектами путем письменного закрепления индивидуальных норм (судебное решение по конкретному делу). Такие акты также являются общезначимыми и общеобязательными, т.к. они социально легитимированы и обязательны не только для активного исполнения, но и для пассивного соблюдения.
(!)Необходимо иметь в виду, что индивидуальные нормативно-правовые акты, как правило, именуются в теории права (и особенно в юридической практике!) ненормативными правовыми актами (при этом исходят из предположения, что правовые нормы могут иметь только общий характер). На этом, например, основывается практическое различение между нормативными и ненормативнымиУказами Президента РФ. Нормативные Указы содержат общие правила поведения, а ненормативные такого общего правила не содержат (например, Указ о награждении или о снятии с занимаемой должности министра).
Индивидуальные гетерономно-нормативные акты называются также актами применения права. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения только ими (приговор или решение суда по конкретному делу, указ о назначении на должность и т.д.).
Общенормативный гетерономный правовой акт – это письменный документ, представляющий собой правовой текст общего содержания, из которого можно вывести общую правовую норму. Такие акты в юридической практике называют - нормативными правовыми актами.
Нормативно-правовой акт характеризуется рядом признаков:
1) имеет императивный характер; как правило, исходит от государства или от организаций, которые могут прибегнуть к легитимной социально-организованной защите. Нормативно-правовой акт является односторонним актом текстуального выражения воли правотворческого органа, и этим он отличается от нормативного договора;
2) принимается с соблюдением определенной процедуры, призванной оптимизировать содержание правового текста и его форму;
3) имеет признаки официального письменного документа: название акта; указание на то, где, когда и кем был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера;
4) имеет собственную структуру: содержание нормативно-правового акта может выражаться в частях, разделах, статьях, параграфах, пунктах и подпунктах акта;
5) имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии нормативно-правовых актов; 6) имеет четкие временные, пространственные и субъективные характеристики;
7) конституирует общие правовые нормы (содержанием нормативного акта могут быть не только правила поведения, но и другая правовая информация, которая может быть использована в правовой практике: призывы, преамбулы, дефиниции и др.).
Действие нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления акта в юр.силу и моментом прекращения юр.силы нормативно-правового акта.
Вступают в силу одним из следующих способов:
1) через указание в тексте нормативно-правового акта на календарную дату;
2) через указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление акта в юр.силу (например, «с момента опубликования»);
3) по истечении определенного времени после официального опубликования акта.
Момент утраты нормативно-правовым актом юридической силы определяется также волей законодателя и может быть связан с:
1) истечением срока, на который он был принят (для временных актов);
2) наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате юр.силы может содержаться в отдельном акте).
Существует важный правовой принцип, в соответствии с которым нормативно-правовые акты не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на отношения, возникшие до момента их вступления в силу. Как правило, обратной силой наделяются нормативно-правовые акты, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность.
НПА делятся на законы и подзаконные НПА.