Е.в. каменская, а.а. рождествина
НЕЗАВИСИМАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 сентября 2010 года
Е.В. КАМЕНСКАЯ, А.А. РОЖДЕСТВИНА
Каменская Елена Викторовна, кандидат юридических наук, и.о. зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) ГОУ ВПО "Российская правовая академия" Министерства юстиции Российской Федерации, физическое лицо, аккредитованное в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность.
Рождествина Анна Анатольевна, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) ГОУ ВПО "Российская правовая академия" Министерства юстиции Российской Федерации, физическое лицо, аккредитованное в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность.
Институт независимой антикоррупционной экспертизы является новым институтом для российского законодательства, призванным усилить общественный контроль за органами власти, реализовать принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Изучение нормативной базы показало, что механизм осуществления такого вида экспертизы находится на стадии разработки.
В настоящем издании подробно рассмотрены вопросы, касающиеся порядка проведения независимой антикоррупционной экспертизы физическими и юридическими лицами на основании федерального законодательства.
Настоящее издание предназначено для независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы, сотрудников правовых отделов государственных и муниципальных органов власти, преподавателей и студентов юридических вузов, где осуществляется преподавание дисциплины о противодействии коррупции, а также для иных лиц, интересующихся вопросами проведения антикоррупционной экспертизы.
ВВЕДЕНИЕ
В 2008 - 2010 гг. в Российской Федерации был принят ряд нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции. Одной из важнейших задач при реализации государственной антикоррупционной политики является задача по коренному перелому общественного сознания, формированию в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции. В Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460, закреплено, что данная Стратегия реализуется путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества (п. "з" п. 9 Стратегии).
В настоящем пособии рассматривается одна из новелл российского законодательства - институт независимой антикоррупционной экспертизы. Представляется актуальным рассмотреть вопрос о правовом статусе независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность; о задачах, возложенных на них; о возникших проблемах при осуществлении независимой антикоррупционной экспертизы; предложить пути решения выявленных проблем. Авторы пособия рассматривают институт независимых экспертов только на федеральном уровне (обращаем на это внимание, так как институт независимых экспертов существует и на уровне субъектов РФ, и на уровне органов местного самоуправления).
В данном пособии авторами:
- анализируется нормативная правовая база (федеральные законы и подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств), которыми регламентируется деятельность независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность;
- раскрывается содержание правил и методики проведения независимой антикоррупционной экспертизы;
- исследуется вопрос о правовом статусе независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы;
- рассматриваются проблемы взаимодействия органов государственной власти (должностных лиц) и независимых экспертов при осуществлении антикоррупционной экспертизы, а также предлагаются пути решения данных проблем;
- приводятся образцы необходимых документов в деятельности независимого эксперта (заявлений, заключений);
- делаются некоторые предложения по усовершенствованию механизма производства именно независимой экспертизы и определения статуса независимого эксперта.
К сожалению, примеры, когда результаты независимой антикоррупционной экспертизы явились причиной отклонения нормативного правового акта, содержащего коррупциогенные факторы, привести довольно сложно. В четвертой главе данного пособия указаны проблемы, из-за которых остается неизвестной эффективность данного института. Но при быстром решении перечисленных нами проблем, должной заинтересованности высших органов власти в действительно работающей независимой антикоррупционной экспертизе, повышении роли институтов гражданского общества в правотворческом процессе, большей активности граждан, преодолении социальной пассивности данная мера сможет в определенной мере повлиять на снижение уровня коррупционных нормативных правовых актов.
Что касается того, сколько проведено экспертиз, то хотя бы минимальный анализ данного вопроса делают управления Минюста России в отчетах о работе, размещаемых ими на своих официальных сайтах.