Экономический анализ и оценка эффективности использования объектов интеллектуальной собственности
Источники информации для анализа ОИС:
1. Бухгалтерский баланс (форма № 1)
2. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
3. Ценные аналитического учёта по счетам 08 «Вложения во внеоборотные активы»; 04 «Нематериальные активы»; 05 «Амортизация нематериальных активов»
Объекты анализа:
1. Объем и динамика ОИС - абсолютные и относительные отклонения по отношению к предыдущим периодам; среднегодовые абсолютные и относительные отклонения за исследуемый период
2. Движение ОИС - поступление и выбытие ОИС
3. Состояние ОИС - коэффициент износа; коэффициент годности ОИС
4. Структура ОИС - по видам ОИС; по источникам поступления; по срокам полезного использования; по степени правовой защищённости; по степени престижности; по степени ликвидности; по степени использования в производстве
5. Степень риска вложений капитала в ОИС
6. Рентабельность объектов интеллектуальной собственности
7. Фондоотдача объектов интеллектуальной собственности
Анализ выбытия ОИС проводят по следующим направлениям:
• списание после окончания срока службы;
•списание ранее установленного срока службы;
•продажа исключительных прав;
•безвозмездная передача прав на ОИС.
По источникам поступления выделяют следующие группы:
•созданные собственными силами;
•внесённые учредителями;
•приобретённые за плату;
•полученные безвозмездно;
•субсидии государственных органов.
По степени правовой защищённости:
•патентные (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);
•охраняемые свидетельствами (товарный знак, право на использование наименования мест происхождения товара);
•беспатентные (ноу-хау);
•зарегистрированные лицензии.
По степени престижности выделяют уровни использования:
•международный;
•общенациональный;
•отраслевой.
Степень престижности ОИС также может быть оценена экспертным путём с использованием ряда факторов: несвоевременность новшества; высокая стоимость; чрезмерная исключительность; ограниченный круг пользователей; недостаточная правовая защита и т.д.
По степени ликвидности:
•высоколиквидные;
•ликвидные;
•низколиквидные.
По сравнению с основными и оборотными активами ОИС относятся к низколиквидным, однако в структуре нематериальных активов могут быть выделены объекты с различной степенью ликвидности.
При определении стоимости ОИС анализируются его научно-технические, коммерческие и правовые характеристики, цели, условия и результаты использования, полученные посредством маркетинговых и патентных исследований.
Определение стоимости ОИС означает оценку его потребительской стоимости, в понятие которой входят внешние признаки, научно-техническая значимость, производственные характеристики, новизна, изобретательский уровень, преимущества перед аналогами, способность приносить дополнительную прибыль при промышленном использовании и др. Сам факт создания и наличия ОИС дает основание для его оценки, т.е. во всех случаях ОИС имеет стоимость. Однако принципиально важной при ее определении является оценка способности ОИС приносить дополнительную прибыль при промышленном использовании. В силу этого должны быть различными и подходы к определению стоимости разработок, используемых в производстве или имеющих реальные перспективы такого использования, и разработок, не нашедших промышленного применения.
26. Основные формы передачи прав на объекты интеллектуальной собственности: авторский договор, договор об уступке прав, лицензионный договор, договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).
Основной формой передачи имущественных прав в сфере интеллектуальной собственности является договор, который должен содержать предмет договора, фиксировать участников договора, определять их права и обязанности, сроки действия, ответственность за нарушение условий договора, определяемых участниками. В определенных случаях договоры подлежат государственной регистрации.
Лицензионный договор представляет собой соглашение, по которому одна сторона – владелец имущественных прав (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право (разрешение) на использование объекта интеллектуальной собственности на условиях, предусмотренных договором. При этом лицензиат принимает на себя обязательство вносить лицензиару предусмотренные договором платежи. Авторский договор является разновидностью лицензионного договора.
Предметом лицензионного договора является предоставление разрешения использовать объект интеллектуальной собственности (результат интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации) определенным способом (способами). Лицензионный договор предполагается возмездным, заключается в письменной форме.
Заключение договора об уступке прав означает полную передачу правообладателем всех имущественных прав другому лицу, которое становится владельцем этих прав со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, происходит смена правообладателя. Такой договор должен определять характер подлежащего созданию результата интеллектуальной деятельности, а также цели либо способы его использования.
Авторский договор является разновидностью лицензионного договора.
Соглашение о передаче имущественных прав, на использование произведения науки, литературы или искусства, заключаемое между Автором произведения (либо его наследником или правопреемником) и соответствующей организацией (например, издательством, тренинговой или консалтинговой фирмой и т.п.) либо частным лицом (в этом случае требуется участие нотариуса).
Авторский договор с Автором должен быть заключен в письменной форме, за исключением создания произведения штатными работниками СМИ в рамках выполнения своих прямых должностных обязанностей (во всех остальных случаях, в соответствии со Статьей 31 "Закона об авторском праве и смежных правах" все права на использование произведения, прямо не переданные по Авторскому договору, считаются не переданными).
В Авторском договоре должны предусматриваться: способы использования произведения, срок, размер вознаграждения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны посчитают существенными.
Франчайзинг договор на использование товарного знака, предусматривающий предоставление прав на использование торговой марки, фирменного наименования и оснащение услуг по технической помощи, повышение квалификации рабочей силы, по организации торговли и управлению. Платежи 1,5-12% от годовых продаж.
Франчайзер – кто продает. Франшинсант – кто принимает. Франчайзинг - проникновение на новые рынки.