Основные направления государственной политики в области охраны труда
Понятие труда, основные положения законодательства Российской Федерации об охране труда
Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных актов и иных нормативных актов РФ и субъектов РФ. Право на охрану труда и здоровья закреплено в Конституции Российской Федерации в качестве одного из основных прав граждан. Отсюда вытекает и право работника на здоровые и безопасные условия труда, которое отдельно закреплено в ст.37 Конституции. Основным законодательным актом, посвященным охране труда, является принятый в декабре 2001 года Трудовой кодекс Российской Федерации.
В Трудовом кодексе поясняется, что охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Действие отдельных положений Трудового кодекса, касающихся охраны труда, распространяется на:
• работодателей;
• на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
• иных лиц, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Согласно ст. 227 Трудового кодекса к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся:
• работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором;
• студенты и учащиеся образовательных учреждений всех типов, проходящие производственную практику;
• лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;
• лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
• лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ;
• члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.
На граждан РФ, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства-работодателя. На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией РФ, распространяется законодательство об охране труда РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Лица, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам (например, договорам подряда), не вправе рассчитывать на различные льготы и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Может, в частности, сложиться такая ситуация, что из двух человек, работающих в одном и том же месте и выполняющих одинаковую работу, один (заключивший трудовой договор) будет пользоваться льготами, а другой (работающий по договору подряда) – нет.
Основные направления государственной политики в области охраны труда
Изложение основных направлений государственной политики в области охраны труда содержится в ст. 210 Трудового кодекса. Главное из них – обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Жизнь и здоровье людей важнее прибыли!
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
• принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
• государственное управление охраной труда;
• государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; • государственная экспертиза условий труда;
• установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
• содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
• профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
• расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
• координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
• распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
• подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
• организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
• обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
• международное сотрудничество в области охраны труда;
• проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
• установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.