Методы контроля

Для более полного уяснения сущности контроля за субъекта­ми административного права нельзя не сказать и о его методах. Методы контроля — это основные средства, с помощью которых он осуществляется. Методы многочисленны и разнообразны и определяются многими обстоятельствами, немаловажными среди них являются цели контроля. Зависят методы и от органов, осу­ществляющих контроль.

Анализ действующего законодательства позволяет сказать о наличии следующих методов:

1. проверки (ревизии);

2. отчеты;

3. доклады;

8. наблюдение;

9. запросы депутатов;

10. регистрация;

11. утверждение;

12. дача заключения;

13. согласование (дача согласия);

10. выдача ордера на жилье;

11. выдача лицензий;

12. выдача разрешений;

13. совершение нотариальных действий;

14. осмотр, досмотр и т.д.

Указанные методы нередко называют видами, формами кон­троля. Так или иначе, но все они имеют место и различаются между собой. В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона «О Ко­митете государственного контроля Республики Беларусь»1 Коми­тет государственного контроля и его территориальные органы проводят проверки (ревизии) деятельности государственных ор­ганов, иных юридических лиц, индивидуальных предпринимате­лей.

Совет Министров Республики Беларусь подотчетен в своей деятельности перед Президентом Республики Беларусь (ст. 2 За­кона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»). Он получает и заслушивает отче­ты и информацию от местных исполнительных и распорядитель­ных органов об исполнении ими Конституции Республики Бела­русь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Бела­русь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь (ст. 15 названного Закона).

Местные Советы депутатов утверждают программы экономи­ческого и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении (п. 1 ст. 16 Закона «О местном управлении и са­моуправлении в Республике Беларусь»),

Министерство юстиции Республики Беларусь осуществляет: правовую экспертизу правовых актов Национального банка, рес­публиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, местных исполкомов это­го уровня; регистрацию; дает заключения; согласовывает; выдает специальные разрешения (лицензии) на осуществление адвокат­ской и частной нотариальной деятельности, деятельности по ока­занию юридических услуг, распространению правовой информа­ции (пп. 4.3, 4.5, 4.6, 5.4, 5.12, 5.13, 5.15 Положения о Министер­стве юстиции Республики Беларусь).

Наши рекомендации