Нормативно-правовое регулирование международной правовой помощи
Основанием для оказания правовой помощи является международный договор. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства как межотраслевой правовой институт регулируется нормами уголовно-процессуального, уголовного и международного права. При оказании международной правовой помощи важно определить правовую основу для обращения одного государства (запрашивающей стороны) к другому (запрашиваемой стороне) с просьбой (запросом, поручением, ходатайством, письмом) об оказании содействия при расследовании и разрешении уголовных дел в суде, исполнении приговора.
К правовой основе взаимодействия России (правопреемника СССР) с компетентными органами иностранных государств следует отнести: общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры (межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения; как многосторонние, так и двусторонние); Конституцию РФ (ч. 4 ст. 15, ст. 61, 62, 63, п. «к» ст. 71, п. «о» ч. 1 ст. 72, ст. 73, 79); разд. XVIII УПК (ст. 453—472), а также ч. 3 ст. 1, ст. 2, 3, ч. 1 и 5 ст. 108, ч. 9 ст. 109 и некоторые другие нормы УПК.
К правовой основе взаимодействия в сфере уголовного судопроизводства следует, кроме того, отнести УК (ст. 13 и ч. 4 ст. 72), а также иные федеральные законы, подзаконные и ведомственные нормативные акты по отдельным вопросам международного сотрудничества.
Международная правовая помощь регламентируется соответствующим международным договором. Если оказание того или иного вида правовой помощи договором не предусмотрено, исполнение запроса возможно на основе принципа взаимности, обязательным условием реализации последнего является обязательство запрашивающей стороны об оказании правовой помощи в интересах запрашиваемой стороны.
Порядок применения международных договоров РФ предусмотрен Федеральным законом от 15.07.1995 № 101 -ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».
Под международным договором понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или нескольких, связанных между собой, а также от его конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).
Международные договоры могут заключаться от имени Российской Федерации, от имени Правительства РФ и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).
Перечислим некоторые из важнейших многосторонних договоров:
1) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. с дополнительным протоколом о правовой помощи 1959 г. (далее — Европейская конвенция), ратифицирована Россией в 2000 г. Участниками названной конвенции являются 41 государство — члены Совета Европы (Австрия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Литва, Латвия, Швейцария, Эстония и др.);
2) Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами 1975 и 1978 г., ратифицирована в 1999 г.;
3) Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;
4) Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г., ратифицирована Россией в 2000 г.;
5) Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.;
6) Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.;
7) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятая государствами — членами СНГ в 1993 г., с дополнительным протоколом 1997 г. (далее — Минская конвенция).
Многосторонними договорами установлены основания, объем и порядок оказания международной правовой помощи (форма запроса, субъекты его направления и исполнения, сроки исполнения, основания и условия отказа в исполнении запроса и т.п.). Двусторонние договоры о взаимной правовой помощи заключаются в целях развития и конкретизации тех предложений, которые являются основными положениями многосторонних международных договоров. Россия является субъектом более 40 двусторонних соглашений. В их числе договоры с Польшей, Румынией, Албанией, Монголией, Грецией, Кипром, Индией, США, Италией и другими государствами.
Межправительственные соглашения заключены по отдельным вопросам оказания правовой помощи в целях объединения усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, террористическими актами и другим направлениям сотрудничества в борьбе с преступностью. Российская Федерации является участницей ряда соглашений, заключенных международными организациями, которые принимаются на основе Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. о взаимной помощи в области уголовного правосудия и протокола к ней.
Оперативное уголовное преследование лиц, объявленных в международный розыск, получение информации о розыске иных лиц, предметов, документов, транспорта; установление местонахождения юридических лиц и сведений о них, проверка лиц по дактилоскопическим учетам и получение любой другой справочной информации осуществляется также по линии Международной организации уголовной полиции (Интерпола). Участниками международной организации уголовной полиции являются 180 государств. На основании Указа Президента РФ от 30.07.1996 № 1113 (в ред. от 27.10.2011) «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» представительным органом России в Интерполе является Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ). В соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» НЦБ входит в структуру центрального аппарата МВД России.
В системе источников регулирования международной правовой помощи приоритет имеют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, независимо от того, приняты эти законы до заключения договора или после его (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Если имеет место конкуренция многосторонних и двусторонних договоров, то приоритетными признаются положения многостороннего договора.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» дается понятие принципа международного права; определяется, что следует понимать под общепризнанной нормой международного права; указывается, в каких случаях международный договор применяется непосредственно; разъясняется, в каких случаях неправильное применение нормы международного права может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Рассматриваются и другие важнейшие для правоприменения вопросы.