Система и принципы образования в РФ. Образовательные программы и стандарты

Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образ.программ различных уровня и направленности, фед.гос.образов.стандартов и фед.гос.требований; сети реализующих их образов.учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юр.лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Принципы:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство фед.культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования нац.культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в гос. и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Образовательные программы

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы: дошкольного; начального общего; основного общего; среднего (полного) общего образования.

Основные профессиональные образовательные программы направлены на повышении профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы: начального профессионального; среднего профессионального, в том числе интегрированные образовательные программы среднего проф.образования в области искусств; высшего проф.образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); послевузовского проф.образования.

В целях создания условий для художественного образования и эстетического воспитания граждан, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств, в РФ реализуются интегрированные образовательные программы среднего проф.образования в области искусств.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в гос. и муницип. Образов.учреждениях определяются настоящим Законом, другими принимаемыми в соответствии с ним ФЗ и (или) другими НПА.

В РФ устанавливаются фед.гос.образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального проф., среднего проф. и высшего проф. образования образовательными учреждениями, имеющими гос. аккредитацию.

Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образов.программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований фед.гос.образовательных стандартов, которые должны обеспечивать: единство образовательного пространства РФ; преемственность основных образов.программ.

Стандарты включают в себя требования к: структуре основных образов.программ; условиям реализации основных образов.программ, в т.ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образов.программ.

При реализации основных образов.программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные фед.гос.образовательные стандарты.

Разработка и утверждение стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Стандарты утверждаются не реже одного раза в 10 лет.

Наши рекомендации