Вопрос 4. Предмет и задачи философии образования. Основные тенденции развития современного образования. Система образования. Образовательные ступени.

Рассматривая понятие "философия образования", приведем несколько вариантов его толкования. Так, одни исследователи предпочитают философии и философствуют об образовании, другие приоритетной считают педагогику, в основном рассуждая о процессах обучения и воспитания, кто-то пытается охватить и философскую, и педагогическую проблематику. Поэтому рассмотрим этимологию указанного словосочетания. Слово "философия", в переводе с греческого, означает "любовь" и "мудрость", поэтому понятие "философия" можно толковать, как "любовь к мудрости", как науку о достижении человеком мудрости, познания истины и добра. Относительно понятия "образование", существует много вариантов его толкования. Профессора Киево-Могилянской академии развивали идею о получении истинного знания путем одномоментного озарения с помощью естественного разума, то есть Божьих идей. Такая идея наблюдалась в философских курсах И. Гизеля, Г. Щербацкого. По мнению ученых естественный свет разума озаряет интеллект во время дискурса. То есть, профессора Киево-Могилянской академии отмечают приоритетном значении озарение в раскрытии истины, контакта человеческого мышления и бытия. Отслеживается преемственную связь между философским пониманием академических ученых и их предшественников (культурных деятелей Киевской Руси, деятелей братств и Острожского культурно-образовательного центра) и преемников (Г. Сковорода). Стоит обратить внимание на перевод слова "образование", русском (которая также славянской) языке: образование - образование; образованный -образованный; образовательный - образовательный. В. Даль толкует "образование" как: предоставлять то образ, вид, заставлять, вынужденно передавать культурные ценности и обычаи от поколения к поколению, в результате чего и образовалась преемственность поколений.

По мнению В. Андрущенко, В. Кремень, М. Михайлова и других исследователей, философию образования нет смысла выделять в отдельную отрасль философии. Ведь философия образования развивается в рамках социальной философии, образуя комплексное и межотраслевое изучения системы образования. Она сочетает "внешние", по системе образования, социальные науки с "внутренними" - педагогикой. В широком смысле предмет философии образования - не только философское постижение самого процесса получения знаний, умений и навыков, но и в большей степени масштабное изучение культурных достижений и ценностей, призванных удовлетворять потребности системы образования. Философия дополняет педагогику тем основным, чего ей не хватает - масштабным видением социальных трансформаций и доминирующими в данном историческом периоде мировоззренческими концепциями, среди которых важно выделить планетарно-космическое. Именно понимание каждым человеком закономерности своего возникновения в структуре мироздания дает возможность искать ответ на извечные философские вопросы: "О сущности человеческой жизни", "О смысле человеческого бытия", "О цель человеческого бытия", "О происхождении жизни и человека", "О перспективы развития человеческого общества »и т.д.

Формирование творчески-гуманитарного, планетарно-космического типа личности возможно с использованием методологического аппарата и потенциальных возможностей "философии образования", как учебной дисциплины. Философия отражает сквозь призму заключенных и наиболее актуальных мировоззренческих концепций новейшие достижения разных отраслей знаний, а педагогика привлекает передовые методы обучения и воспитания, чем влияет на формирование внутреннего мира подрастающих поколений. С между задач курса "философия образования" мы определяем:

1) формирование у каждого слушателя планетарно-космического мировоззрения;

2) подготовка ответственных, творческих, активных молодых людей, которые с одной стороны уважают многообразие культур, а с другой - учитывают в своей деятельности стратегические цели философии образования, состоящие в стремлении сплотить нацию, цивилизацию для достижения высших целей;

3) формировать в системе взглядов подрастающего поколения образ личности и цивилизации, способных организовать качественное взаимодействие в масштабах Земли и Вселенной, образ человека будущего.

Согласно исследованиям Н. Пищулина и Ю. Огородникова, к важнейшим, фундаментальным, узловых категорий, описывающих современную модель образования ориентированную на формирование планетарно-космического типа личности, относятся:

- Универсальность, которая в образовании имеет две взаимосвязанные стороны: универсальность образованной личности, способной результативно действовать в широком диапазоне сфер жизни, и опора обучения на универсал и, то есть предельно общие понятия, объединяющие в единый проблемный узел многие отрасли бытия;

- Целостность, имеющая три стороны: содержание образования, который удерживает целостность бытия в перечень учебных предметов, методы его предоставления, опирающихся на все способности человека: его интеллект, чувство, интерес к познанию, а также духовное единство мира и ученика, их невозможно разделить на "объект и субъект познания";

- Фундаментальность - концептуальное изучение законов мира, выработки фундаментальных смыслов бытия, направленность образования на универсальные и обобщенные знания, существенные и устойчивые связи, на структурный и содержательный просмотр учебных курсов, согласования друг с другом для выработки единых культурно-научно-образовательных пространств;

- Компетентность и профессионализм по своему значению противоположные узкой специализации и включают такую обязательную качество, как этическая позиция по отношению к предмету своего изучения и исследования в контексте гармонии практичности и человечности;

- Гуманизация и гуманитаризация - это процессы приведения образования, его содержания и формы в соответствие к природе человека, его души и духа.

10. Современные тенденции развития образования

Кратко охарактеризуем современные тенденции развития образования:

Гуманизация образования – рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним их традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы.

Индивидуализация как усилие еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода.

Реализация этого принципа проявляется, в первую очередь, в организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплексного, системного подхода к воспитанию и обучению детей обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъектно-субъектных отношений между педагогом и учеником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного.

Личностный (или личностно ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. В рамках этого подхода обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и «зоны ближайшего развития» ученика. Этот учет проявляется в содержании учебных программ, формах организации учебного процесса и характере общения.

Суть деятельностного компонента в том, что образование способствует развитию личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности. Значимость деятельности и ее результата влияет на эффективность овладения человеком общечеловеческой культурой. При планировании учебной деятельности необходимо учитывать не только общие характеристики деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), но и ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат).

Выделение каждого из рассмотренных компонентов личностно-деятельностного подхода (личностного и деятельностного) условно, так как они неразрывно связаны между собой в силу того, что личность всегда выступает субъектом деятельности, а деятельность определяет развитие ее как субъекта.

Демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение общественности к управлению образованием.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием, основная идея которого состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организаторских проблем.

Вариативность, или диверсификация (в переводе с лат. – разнообразие, разностороннее развитие), образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государственных, так и негосударственных.

Она проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад – школа, школа – вуз и др.). Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

Интегративность проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того , что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад-школа, школа-вуз и др.) Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

Психологизация современного образовательного процесса интеграции, тем не менее правомерно выделить ее в самостоятельное направление. Это не только отражает повышенный социальный интерес к психологии (что характерно в периоды социальных кризисов и, как следствие, фрустрации и невротизации общества), но и говорит о том, что сегодня меняется сама формулировка педагогических задач.

Кроме задачи формирования у учащихся знаний, умений и навыков (ЗУН), перед педагогом стоит задача развития мыслительных способностей, которые позволят ребенку получать их. Если формирование поля ЗУН- это педагогическая задача, то формирование мыслительных свойств -это психолого-педагогическая задача. Однако уровень психологической подготовки наших педагогов не позволяет сегодня успешно решать эту задачу.

Для решения этой задачи необходимо проведение специальных исследований, результаты которых помогли бы более качественно реализовать существующую сегодня тенденцию к практической интеграции педагогики и психологии.

Переход от информативных к активным методам обучения включает элементы проблемности, научного поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы учащихся, он подразумевает отказ от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса в пользу развивающих, стимулирующих творчество личности.

Сегодня достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким потенциалом, умением системно ставить и решать различные задачи, Творчество как важнейший механизм приспособления в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимо личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Формирование такого качества требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

Стандартизация содержания образования характерна для современной международной практики образования и вызвана необходимостью создания единого уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Она понимается как система основных параметров, принятых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности достижения этого идеала.

Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативности усвоения его содержания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать образовательные учреждения.

Функциональное назначение компьютера в обучении различно по отношению к учащимся и преподавателям. Для преподавателя компьютерная техника является орудием его труда, для учащихся и студентов - средством их развития. С одной стороны, компьютеры облегчают процесс обучения в смысле повышения оперативности передачи учебной информации, контроля ее усвоения, коррекции разного рода отклонений в обучении. С другой- чрезмерное увлечение компьютерами, неумелое их применение может стать источником потери познавательных интересов, лености мышления и других нежелательных последствий у обучающихся.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ОБРАЗОВАНИЕ (закон «Об образовании») - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся)образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Образование (педагогика) – это процесс поиска и усвоения человеком определенной системы ЗУН, а так же результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных и духовных сил обучаемого как личности.

Система образования – один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

Она охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразовательные, профессиональные (начальные, средние и высшие) учебные заведения, различные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные и культурно-образовательные учреждения.

Система образования – общая ее организация, совокупность и структура учебно-воспитательных и культурно-просветительских учреждений различных типов, обеспечивающих обучение, воспитание, культурно-просветительскую работу среди детей, молодежи и взрослых.

В законе «Об образовании» ст.8 принятом в 1992 году дано правовое определение понятия «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ» - это совокупность взаимодействующих компонентов:

· Преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

· Сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

· Органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.

Понятие «система образования», с одной стороны, означает определенную целостность, упорядоченность и взаимную связь разных частей структуры такого явления, как образование.

С другой стороны, это понятие включает и социальный компонент, т.е. совокупность общественных отношений (политических, идеологических, правовых, социальных, экономических, педагогических, этических и др.), складывающихся в системе образования.

ВИДЫ И УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным программам относят программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных учреждениях, учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе специальных (учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями и лицеями.

Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени:

1 ступень – начальная школа (4 года)

2 ступень – основная школа (5 лет)

3 ступень – средняя школа (2 года)

Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития учащихся: детство, отрочество, юность.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой их коррекции в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (детский сад, ясли, прогимназия, развивающий центр и др).

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ осуществляется в начальной школе (1-4 классы), которая призвана обеспечить целостное развитие личности ребенка, формирование у школьника умения и желания учиться. Учебные предметы в начальной школе носят интегрированный характер и должны сформировать у младших школьников первоначальное представление о природе, обществе, человеке и его труде.

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ осуществляется в основной школе (5-9 классы), которая должна заложить прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования и полноценного включения в жизнь общества. Помимо обязательных вводятся предметы по выбору, факультативные курсы, система внеклассных занятий. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам.

Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продолжать образование в средней школе или в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля, а также в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ осуществляется в старших классах (10-11 кассы) общеобразовательной школы или в начальных и средних профессиональных учебных заведениях. Оно дается на основе широкой и глубокой дифференциации. С этой целью в учебный план данной ступени наряду с обязательными включаются предметы по выбору самих учащихся, вводятся профили обучения (гуманитарный, естественно-научный, социально-экономический, технико-технологический и др.) Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

Общеобразовательные учреждения совместно с предприятиями могут проводить профессиональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, при наличии соотвествующего разрешения на указанный вид деятельности (лицензия). Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей.

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно-дифференциальное среднее образование или дополнить одну профессиональную образовательную подготовку другой.

Для учащихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы коррекционного характера), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Дети и подростки направляются в такие образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (или заменяющих их лиц) по заключению психолого-методико-педагогической консультации.

Для подростков с общественно опасным, девиантным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти учреждения осуществляется только по решению суда.

Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, создаются специальные образовательные учреждения для получения общего и начального профессионального образования.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными или принадлежащими общественным и религиозным организациям). Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утвержденными Правительством РФ, и разработанными на их основе уставами. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.

В соответствии с законом «Об образовании» вслед за получением основного общего образования каждому гражданину нашей страны предоставляется возможность получения профессионального (основного и дополнительного) образования разного уровня.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, УРОВНИ И СТУПЕНИ

Профессиональное образование – это процесс и результат профессионального развития личности посредством научно организованного профессионального обучения и воспитания на основе профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Реализация этих программ осуществляется в профессиональных образовательных учреждениях.

Формами получения профессионального образования являются обучение в профессиональных образовательных учреждениях с отрывом или без отрыва от производства, самообразование, экстернат.

НПО – начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Оно может быть получено в профессиональных училищах, профессиональных лицеях, на первой ступени колледжа и иных учреждениях данного уровня.

СПО – среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, колледжах, училищах) или на первой ступени вузов.

ВПО – высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования. Его можно получать в учреждениях высшего профессионального образования (университетах, академиях, институтах). Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным (ускоренным) программам.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Оно может быть получено в аспирантуре, докторантуре, адъюнктуре при вузах и в научных учреждениях.

Реформы в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. Принятием федерального Закона «Об образовании». Он узаконил новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться – по какой программе готовить выпускников. Это, дав и вузам и студентам новые возможности, внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора. (Раньше было проще – выбирали из одного).

Уровни (или, как еще говорят, ступени) высшего образования определены у нас статьей, принятого в 1996 г. Федерального Закона «О высшем профессиональном и послевузовском образовании». В соответствии с ним высшее образование включает три ступени:

- первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года,

- вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года,

- третья ступень – с ней дело обстоит сложнее: к ней отнесена и прежняя модель – «дипломированный специалист» со сроком подготовки 5 лет и новая – «магистр» со сроком подготовки 6 лет.

А теперь – подробнее о бакалавре – кто он. В действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в терминологии ГОС, образование по некоторому выбранному направлению). Звучит замысловато, но означает очень простую вещь – он получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации – ведь учился-то всего 4 года. А чем тогда заниматься выпускнику? Ответ дает п.7 ст.6 вышеупомянутого закона – занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. А как же специализация? Давайте посмотрим, откуда она берется. Во-первых, специализироваться можно, работая на практике под руководством опытного в конкретной узкой области специалиста. А что делать, если попали Вы после вуза в такое место, где их просто нет? (А именно так зачастую обстоит дело во многих регионах со специалистами в области права, коммерции, менеджмента и другим специальностям, «голод» по которым еще долго не будет утолен). В худшем случае, продолжать «грызть гранит» наук самостоятельно – если вуз дал Вам действительно фундаментальную базовую подготовку – должны справиться. Но, конечно лучше это делать в рамках системы образования – на то она и многоуровневая.

Во-вторых – продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. Тут у Вас есть выбор – если решили получить квалификацию «дипломированный специалист», то учиться надо еще год (при условии совпадения программ фактически обучение «за партой» длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа – дипломирование). Но лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации – магистратура. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной работы – магистерской диссертацией и, соответственно, присвоением степени магистра.

Что же дает это многообразие возможностей, на чем остановиться? Это вопрос о выборе личной образовательной траектории. А здесь только отметим достоинства бакалавриата в качестве уровня профессиональной подготовки:

1. Этот вид квалификации (в отличие от «дипломированного специалиста» принят по международной классификации и понятен работодателям во всем мире),

2. Фундаментальность подготовки, изначальная «несуженность» ее позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с ГОС, программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так, что позволяют всего за год перейти к одной из целого «веера» совместимых профессий. (Для сравнения: выпускнику, обучавшемуся по жесткой 5-ти летней программе «специалиста» придется получать новую профессию по программе второго высшего образования за 2-2,5 года).

3. Всего через 4 года после поступления можно приступить к профессиональной деятельности, т.е. обрести экономическую независимость.

И еще: в случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией «специалист» получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда только платное.Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля, продолжает образование по программе третьего уровня – т.е. бесплатно (разумеется, если пройдет по конкурсу на бюджетные места).

И, наконец, о трудоустройстве за рубежом. На большое число рабочих мест зарубежный работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже направление подготовки. Парадокс? – Нет, просто для так называемой офисной работы ему нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный подготавливать всевозможные документы и просто-напросто неглупый. Всем этим требованиям и удовлетворяет человек со степенью бакалавра.

Трехступенчатая система высшего образования:

- первая ступень – НЕПОЛНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – 2 года обуч.

- вторая ступень – БАЗОВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (бакалавриат) - срок обучения 4 года

Квалификация – бакалавр определенной отрасли.

Цель и база деятельности определяется отраслью: напр.,в с/х, промышленности и др. видах производства бакалавр может занимать должность мл.инженера, в медицине – фельдшер, медсестра, в образовании – учебный мастер.

- третья ступень – «ДИПЛОМИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ» 5 лет

«МАГИСТР» 6 лет.

«Дипломированный специалист» имеет право занимать в государственной, муниципальной организации определенную должность с окладом и надбавками к нему.

«Магистр» это специалист высшей квалификации в какой - либо отрасли производства с навыками научного исследования. Выпускная работа, позволяющая присвоить степ. магистра.

НАУЧНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – подготовка научных кадров в различных отраслях знания и производства. Предусматривает самостоятельную организацию и осуществление научных исследований, их апробацию и внедрение. Подготовка ведется в аспирантуре 3 года очно и 4 года заочно. Присуждается звание «кандидата наук» в той или иной отрасли.

ДОКТОРАНТУРА – срок обучения от 4-х месяцев до 3-х лет, присуждается квалификация доктор наук в определенной отрасли.

Наши рекомендации