Контроль за монополистической деятельностью
Основанием для этой деятельности в течении долгих лет был закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Через 15 лет его заменил ныне действующий, который в системном виде определяет меры по контролю за монополизацией и механизмы ограничения монополистической деятельности.
В данном случае посылка примерно такая же, как при установлении квот или государственном регулировании цен и тарифов – свободный «дикий, злой и жестокий» рынок может угрожать интересам потребителей, соответственно, государство обязано контролировать предпринимательскую деятельность для того, чтобы не допустить ущемления социально-значимых интересов.
Можно сказать, что антимонопольный контроль осуществляется по нескольким направлениям:
Контроль в отношении корпоративных действий (корпоративных сделок, слияний, поглощений, в общем тех операций, которые ведут к господству на рынке определенного юридического лица, предприятия, корпорации). Здесь ФАС имеет полномочия по контролю за укрупнением любого предприятия и в случае если это укрупнение по тем критериям, которые сформулированы в законе, начинает представлять угрозу монополизации какого-то рынка (причем монополизация – это явление, которое законом достаточно четко определено. Это не угроза подмять под себя 100% рынка какого-то товара, работ, услуг, а только определенной части этого рынка), ФАС может предпринять меры реагирования.
В частности для крупных предприятий установлена обязанность согласовывать корпоративные слияния, поглощения, сделки по покупке других юридических лиц с ФАС (она, соответственно, может и не дать согласия).
Если речь идет о предприятиях, которые получили согласие, но впоследствии стали разрастаться и так быстро поглощать конкурентов, что возникает реальная угроза монополизация рынка, ФАС может прибегнуть даже к таким непосредственным и грубым мерам, как принудительное разделение юридического лица
Взаимодействие предпринимателей между собой или с государственными органами, которое потенциально может представлять собой угрозу для свободного рыночного формирования цен и тем самым покушаться на права потребителя. В этом случае государство вмешивается в экономику, предпринимает административные меры, связанные с контролем за экономической деятельностью, но делается это для того, чтобы обеспечить конкуренцию как рыночный экономический механизм. Т. е. оградить конкуренцию от тех способов конкурирования, которые не могут рассматриваться чисто экономическими средствами борьбы, воздействия на рынок. ФАС в части взаимодействия предпринимателей между собой следит за предотвращением сговора предпринимателей на определенном рынке, направленного на ограничение конкуренции. По закону ФАС имеет право всю прибыль, полученную в результате действий, направленных на ограничение конкуренции, взыскать в виде штрафа в доход государства.
Что касается государственных органов, то ФАС должна отслеживать в том числе возможные действия со стороны органов государственной власти, если эти действия потенциально могут быть направлены на ограничение конкуренции. В этом отношении антимонопольное регулирование ориентировано не только на самих предпринимателей, но и на государственные органы в том числе.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"предусматривает:
– государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций
– государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях
– принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность
– государственный контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию