Организация работы Премьер-министра и его заместителей
Работа Премьер-министра и его заместителей заключается не только в участии в заседаниях и их подготовке, но и в повседневной организационно-технической деятельности. Немало вопросов они решают единолично согласно существующему между ними распределению обязанностей. Их действия в таких ситуациях мо-
гут оформляться в виде распоряжений, протокольных решений, указаний и поручений.
Подготовка распоряжений, по существу, аналогична подготовке постановлений. Распоряжения только в последней стадии выступают как единоличный акт. В их подготовительной стадии участвует, как правило, большой коллектив людей (в зависимости от характера решаемого вопроса).
Между тем следует заметить, что распоряжения издаются Премьер-министром, т.е. это его акты, а не Совета Министров, как это было по Конституции БССР 1978 г. Следовательно, их юридическая значимость была более высокой, и круг вопросов, по которым они издавались, был значительно шире. Ныне распоряжения могут быть изданы только по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра. По вопросам компетенции Совета Министров (ст. 20 Закона) распоряжения не должны издаваться. Поэтому на практике они издаются только по вопросам внутриорганизационного характера: направление работников в командировки, зачисление некоторых работников Аппарата, поощрение и т.д. Подобный подход, думается, является не совсем правильным. По внутриорганизационным вопросам, не относящимся к основной компетенции Совета Министров, Премьер-министр должен издавать приказы, поскольку он в таком случае выступает как руководитель учреждения, а не как руководитель конституционного органа.
Наверное, разумным было бы или расширить полномочия Премьер-министра Республики Беларусь, или преобразовать распоряжения в акты Совета Министров и издавать их по тем вопросам, по которым ныне издаются протокольные решения.
Премьер-министр и его заместители свои решения по отдельным вопросам могут оформить в виде указаний и поручений, которые выражаются, как правило, в письменной форме, оформляются на бланках Совета Министров с точным указанием адресатов-исполнителей.
Между тем следует подчеркнуть, что в юридической форме выражается лишь незначительная часть организаторской работы, проводимой Премьер-министром и его заместителями. Повседневная же их огромная работа находит выражение в иных организационно-технических формах, таких, как выезды на места, оказание практической помощи, проведение совещаний, конференций, осуществление проверок, индивидуальные беседы, дача указаний в устной форме и др. В ней проявляется творчество и индивидуальность Премьер-министра и его заместителей.