Для осужденных могут ввести электронные браслеты

Для осужденных могут ввести электронные браслеты. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили в пресс-службе МВД Беларуси.
Такой вид контроля может быть применен к тем, кто освободился условно-досрочно, в связи с заменой лишения свободы на более мягкое наказание, а также освободившихся после "отсидки" за тяжкие и особо тяжкие преступления.
В МВД пояснили, что суть функционирования "электронного надзирателя" заключается в том, что на ногу осужденного одевается водонепроницаемый ударопрочный электронный браслет, размером чуть больше наручных часов. Он подает сигнал на базовую станцию, установленную у поднадзорного дома, которая в свою очередь связана с центром мониторинга. В определенное время такие лица должны находиться дома, в непосредственной близости от станции. В случае их отсутствия система подает сигнал тревоги на пульт дежурного, и по месту жительства немедленно выезжает наряд.
На днях в Минске и Минской области завершился проводимый МВД эксперимент, в ходе которого 40 осужденных к ограничению свободы без направления в исправительные учреждения открытого типа состояли на электронном мониторинге при помощи электронных браслетов. В течение четырех месяцев тестировалась система удаленного контроля местоположения таких граждан, а также соблюдения ими установленных запретов и ограничений. В результате только двое осужденных допустили нарушения режима.
"Это при том, что кандидаты подбирались с различными характеристиками и категориями совершенных преступлений, в том числе и тяжких", - подчеркнул заместитель начальника управления надзорно-исполнительной деятельности (УНИД) МВД Сергей Аляшкевич. По его словам, "даже люди, у которых уже были нарушения порядка отбывания наказания, начинали себя вести совершенно по-другому". Из тех двоих, кто нарушил условия, один просто не поверил в действенность такого метода и решил проверить оперативность милиционеров. После молниеносного прибытия наряда он убедился в эффективности системы и больше не пытался экспериментировать. "А второй оказался "хроническим" нарушителем порядка, для таких браслет сменяется заключением", - отметил Сергей Аляшкевич.
Сами осужденные отмечают, что такой вид наказания, несомненно, лучше заключения или "химии". Человек находится дома, с семьей, ходит на работу, и к нему не приезжают ежедневно с проверками милиционеры. Никаких ущемлений прав осужденных в использовании данных браслетов нет. Единственная трудность - нужно свыкнуться с самим устройством. Но, по словам поднадзорных, они привыкали к новшеству в течение 2-3 дней, как к наручным часам, только на ноге.
Кроме того, как отметили в МВД, применение такого метода надзора за осужденными экономически намного выгоднее постоянных проверок сотрудниками поднадзорных на дому и дешевле содержания их в исправительном учреждении. В этом случае не расходуется время сотрудников и сводятся к минимуму финансовые затраты.
"Не исключено, что такие системы будут выпускаться и в нашей стране", - добавил Сергей Аляшкевич. Среди иностранных претендентов будут рассматриваться производители из Израиля, Англии и России.
К примеру, в Израиле данная система эффективно работает уже 7 лет. Сегодня такой вид наказания там отбывают 5 тыс. осужденных, что позволяет экономить бюджетные средства, людские ресурсы, обезопасить общество от нарушителей и, в то же время, не отрывать оступившихся граждан от дома и семьи. Несомненно, есть категории преступников, которые должны находиться в местах лишения свободы. Но значительная часть осужденных может находиться на свободе под наблюдением милиции. "Если такая система контроля начнет у нас функционировать на полную мощность, то, учитывая зарубежный опыт, реально разгрузить исправительные учреждения в нашей стране примерно на 30%", - уверен Сергей Аляшкевич.

Автор публикации: БЕЛТА

Дата публикации: 13:09:1108.12.2011

48. Коллективное обращение о нарушении конституционных прав граждан РБ в связи с применением в отношении осужденных т.н. «электронных браслетов»(на основании ст.ст.2,3,7,21,25,28,31,37 Конституции РБ,ст.ст.3,47-59,80,81 УК РБ, ст. ст. 2 и 8 УИК РБ,ст.7 УПК РБ)

КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

220016,г. Минск, ул.К.Маркса, д.32 Президенту РБ А.Г. Лукашенко 220050, г. Минск, ул. Советская, д.11 Председателю Палаты Представителей национального Собрания РБ Депутату Палаты Представителей НС РБ_____________ КОПИЯ:220000, г. Минск, ул. Освобождения, д.10 Митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету Экзарху всея Беларуси Русской Православной Церкви МП 115191, Москва, Даниловский вал, 22 Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу 220050, г. Минск, ул. Интернациональная, 22 Генеральному прокурору РБ 220050,г. Минск, ул. Городской вал, 2Министру МВД РБ 220006, г.Минск, ул. Аранская, д.1 Руководителю Департамента исполнения наказания РБ _________г.__________ул.___________________д.___ Начальнику УВД (ОВД) города (района, области) _________г.__________ул.___________________д.___ Прокурору гор(р-на) обл.

о нарушении конституционных прав граждан РБ в связи с применением в отношении осужденных т.н. «электронных браслетов»(на основании ст.ст.2,3,7,21,28,37 Конституции РБ,ст.ст.3,47-59,80,81 УК РБ, ст. ст. 2 и 8 УИК РБ,ст.7 УПК РБ)

Обращение участников 4-го Всебелорусского народного собрания от 07.12.10г.: : «Наша цель-построение государства для народа… с последовательным обеспечением прав и свобод граждан…» (Газета «Советская Белоруссия» от 08.12.2010г. №235).

По сообщениям СМИ (Источник: Советская Белоруссия №100 (23992).Пятница, 1 июня 2012г., статья: «Для осужденных могут ввести электронные браслеты»стало известно, что для осужденных могут ввести электронные браслеты. Об этом, как сообщается в статье, корреспонденту БЕЛТА сообщили в пресс-службе МВД Беларуси. Такой вид контроля может быть применен к тем, кто освободился условно-досрочно, в связи с заменой лишения свободы на более мягкое наказание, а также освободившихся после "отсидки" за тяжкие и особо тяжкие преступления. В МВД пояснили, что суть функционирования "электронного надзирателя" заключается в том, что на ногу осужденного одевается водонепроницаемый ударопрочный электронный браслет, размером чуть больше наручных часов. Он подает сигнал на базовую станцию, установленную у поднадзорного дома, которая в свою очередь связана с центром мониторинга. В определенное время такие лица должны находиться дома, в непосредственной близости от станции. В случае их отсутствия система подает сигнал тревоги на пульт дежурного, и по месту жительства немедленно выезжает наряд…».

Указанные нововведения являются незаконными и подлежащими безусловной отмене по следующим основаниям.

1. В соответствии со ст. 3 УК РБ «Уголовная ответственность в РБ основывается на принципах законности, равенства граждан перед законом, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности, справедливости и гуманизма…Преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом…Каждое лицо, признанное виновным в совершении преступления, подлежит наказанию или иным мерам уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности или наказания допускается лишь в случаях, настоящим Кодексом…предусмотренных Наказание и иные меры уголовной ответственности должны быть справедливыми, то есть устанавливаться и назначаться с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление…Уголовный кодекс служит обеспечению физической, психической, материальной, экологической и иной безопасности человека. Лицу, совершившему преступление, должны быть назначены наказание или иная мера уголовной ответственности, необходимые и достаточные для его исправления. Наказание и иные меры уголовной ответственности не имеют своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Вместе с тем, это имеет место при применении такого технического средства как «электронный браслет». Человек в этом случае уподобляется животному на поводке.

Глава 9 УК РБ в своих статьях (48-59) перечисляя исчерпывающий перечень видов наказания не предусматривает применение к осужденным т.н. «электронных браслетов».

Ст. 80.УК РБ под названием: «Превентивный надзор» и ст. 81 «Профилактическое наблюдение за осужденным» перечисляя обязательства лица, за которым установлен превентивный надзор, соблюдать требования превентивного надзора, но при этом не предусматривает применение к осужденным т.н. «электронных браслетов».

2. В соответствии со ст. 2 УИК РФ «Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь в соответствии с целями уголовной ответственности имеет своими задачами регулирование исполнения и отбывания осужденными наказания и иных мер уголовной ответственности,… защиту прав и законных интересов осужденных».

Согласно ст. 8 УИК РБ «Государство гарантирует защиту прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечивает установленные законом условия применения наказания и иных мер уголовной ответственности в отношении осужденных, гарантии социальной справедливости, их социальную, правовую и иную защищенность.При исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности осужденным гарантируются права и свободы граждан РБ».

3. В соответствии со ст. 7 УПК РБ «Задачами уголовного процесса являются защита личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства… Установленный…порядок производства по материалам к уголовному делу призван обезпечить законность и правопорядок, предупреждение преступлений, защиту от…незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина…».

4. Саму процедуру ношения т.н. «электронного браслета» для осужденных считаем унижением чести и достоинства человека и гражданина. Так ст. 25 Конституции РБ гарантирует каждому гражданину РБ «свободу, неприкосновенность и достоинство личности…». А в соответствии со ст. 28 Конституции РФ «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на его честь и достоинство».

Органами власти проигнорированы и требования ст.ст. 3 и 37 Конституции РБ, согласно которым: «Единственным источником государственной власти и суверенитета в РБ является народ…»(ст.3). Граждане РБ имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов…»(ст.37). Однако никакого референдума или обсуждения с участием народа предложения о введении для осужденных т.н. «электронных браслетов» в стране не происходило. И как результат – грубое нарушение Конституцией РБ.

Ст. 31 Конституции РБ гарантирует каждому гражданину право иметь религиозные убеждения. Ст. 33 Конституции РБ гарантирует свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, и недопустимость принуждения человека в целях отказа от своих убеждений. На основании ст.2 Конституции РБ «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью общества и государства».

Многие осужденные по своему вероисповеданию являются православными христианами и в соответствии со своими религиозными убеждениями не могут допустить размещение на своем теле никаких технических средств, которые отслеживают их действия, частную жизнь в семье и «прослушивать» информацию, сообщаемую во время исповеди. Данное средство является прототипом печати грядущего в мир антихриста, которая будет размещаться на теле человека, о чем сказано в Откровении (пророчество) апостола Иоанна Богослова.

Поэтому никакое постановление Совета Министров РБ или иной закон, кодекс РБ не может отменить неотчуждаемое право любого осужденного на достоинство личности, свободу совести, свободу вероисповедания, свободу на религиозные и иные убеждения и действия в соответствии с ними.

5. Не учтено влияние на осужденных вредных факторов с позиции медицины, связанных с радиоизлучением электронных браслетов, размещаемых на теле человека и как на них могут влиять посторонние предметы, излучающие и принимающие радиоволны. Многие осужденные имеют тяжелые хронические заболевания.

6. В пункте 54 Определения Архиерейского Собора РПЦ 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ» говорится: «…Недопустимы такие средства и методы электронного учета перемещений и действий людей, которые вторгались бы в их частную жизнь и делали бы возможным тотальный контроль над личностью и управление ею».

В «Основах учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека» принятых в 2008г. на Архиерейском Соборе РПЦ отмечено: «Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия... Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею».

Из Церковного документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» принятого 4 февраля 2013г. на Архиерейском Соборе РПЦ МП усматривается: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации.... Церковь осуществляет диалог по этим вопросам с органами власти Белорусии и др. стран…, добиваясь учета и понимания позиции верующих… При этом необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 2,3,7,21,25,28,31,37 Конституции РБ, ст. ст. 3,47-59,80,81 УК РБ, ст.ст. 2 и 8 УИК РФ, cт. 7 УПК РБ, закона «О прокуратуре » просим:

1. Депутатам Палаты Представителей НС РБ и Президенту РБ не допускать внесения изменения в УК РБ и УИК РБ, направленные на легализацию применения т.н. «электронных браслетов»в отношении как осужденных, так и законопослушных граждан РБ;

2. Генеральной прокуратуре РБ, территориальным подразделениям прокуратур провести широкомасштабную прокурорскую проверку МВД Б, Департамента исполнения наказания РБ, ОВД во всех городах и районах РФ в части неукоснительного исполнения должностными лицами требований ст.ст. 2,3,7,21,25,28,31,37 Конституции РБ, ст.ст. 3,47-59,80,81 УК РБ, ст.ст.2 и 8 УИК РБ, а также вытекающих из них прав и охраняемых законом интересов осужденных граждан. При наличии приказов, писем, распоряжений МВД РБ, Департамента исполнения наказания РБ, его территориальных подразделений о поголовном (100%) и бездумном применении т.н. «электронных браслетов» в отношении осужденных граждан внести протесты. По результатам проверки внести представления в МВД РБ, в Департамента исполнения наказания РБ. Решать вопросы о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц за незаконное и необоснованное применение данных средств надзора и контроля.

3. Руководителям УВД (ОВД), исправительных учреждений решать вопросы о неприменении т.н. «электронного браслета» на осужденных в силу их явной несоразмерности, антигуманности и суровости;

Наши рекомендации