Теоретические основы конституционного строя Российской Федерации
Нормы Конституции, закрепляющие основы конституционного строя, воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства, не порождая обычно конкретных правоотношений. Эти нормы определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений. Им не могут противоречить никакие другие положения Конституции и иных правовых актов. Они призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, принципов, основополагающих для общества и государства, и для практической реализации содержащихся в них целей предполагают использование всех отраслей права. Основы конституционного строя — это своеобразная общая часть, несущая конструкция всего права.
РФ представляет собой определенную организацию государства. При этом государство функционирует в рамках формируемого им права. Это «самоограничение» имеет целью создание
оптимальных условий для развития гражданского общества, которое представляет собой систему самостоятельных и относительно независимых от государства общественных институтов, обеспечивающих реализацию интересов и потребностей индивидов и коллективов. Гражданское общество охватывает совокупность отношений в области частной собственности, предпринимательства, организации и деятельности общественных объединений в семье, а также совокупность элементов воспитания, образования, науки и культуры. Таким образом, конституционный строй РФ— это способ организации гражданского общества и государства в их основных, наиболее важных институциональных образованиях.
Глава 1 Конституции посвящена основам конституционного строя и охватывает довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. В соответствии с ней к основам конституционного строя РФ относятся признание государства демократическим, федеративным, правовым, социальным и светским; закреплены республиканская форма правления, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, суверенитет России, единое гражданство РФ, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, единое экономическое пространство и многообразие форм собственности, местное самоуправление, идеологическое и политическое многообразие. Все основы конституционного строя конституируют государство и общество в совокупности и должны рассматриваться только во взаимосвязи.
Основы конституционного строя РФ могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ (ст. 16).
В ст. 13 Конституции указывается, что в России признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Политическое многообразие (плюрализм) — это свобода политических мнений и действий. Оно означает создание возмож-
ностей оказывать влияние на политику государства всем организациям, деятельность которых имеет политический характер и не противоречит Конституции. Плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от государственной власти. Надежная конституционно-правовая защита политического многообразия — предпосылка не только реализации народовластия, но и функционирования правового государства.
Экономическую основу конституционного строя РФ составляют определенные принципы организации экономической жизни общества. К ним относятся многообразие форм собственности, существующих в едином экономическом пространстве, в котором осуществляется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8). Исходя из этого РФ должна стремиться к тому, чтобы обеспечивать общественную пользу, регулирование хозяйственной жизни в интересах человека и общества, а экономические отношения строить на социальном партнерстве между гражданином и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.
В условиях развивающейся рыночной экономики в России производство и распределение благ осуществляется как частными, так и государственными и муниципальными предприятиями. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам, — основе всего правового регулирования отношений собственности.
Конституция (ч. 2 ст. 8) признает частную, государственную и муниципальную формы собственности, допуская существование иных форм собственности. В ст. 9 также устанавливается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно Конституции (ст. 7) РФ является социальным государством. Главная задача социального государства — достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеоб-
щей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать малоимущим, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа социальной справедливости, чтобы обеспечить каждому достойную жизнь.
Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция, должно стремиться к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному предоставлению благ всем гражданам и равномерному распределению жизненных тягот. Социальное государство должно стремиться к уничтожению социального неравенства, не допуская при этом так называемой уравниловки.
Характерные черты социального государства воплощаются в его социальной политике, которая направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). Социальная политика — это часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в структуре общества, ростом благосостояния граждан, удовлетворением их материальных и духовных потребностей.
В основах конституционного строя РФ могут быть выделены и духовные основы. К ним относятся идеологическое многообразие и светское государство.
Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя. Этот принцип исключает возможность существования в России чьей-либо монополии на идеологию. «Никакая идеология, — указывается в ст. 13, — не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в РФ должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.
Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных мнений, взглядов, школ, идей. Оно непосредственно связано с такими конституционными свободами, как свобода мысли и совести. Наиболее важные гарантии рассматриваемого принципа — отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распрос-
транять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией и законами средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т. п.
Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что должностные лица органов власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов. Наоборот, именно возможность проводить в жизнь не одни, а разные идеологические воззрения обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы власти, прежде всего путем активного участия в выборах.
В ст. 14 Конституции указывается, что РФ является светским государством. В светском государстве не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не должны определять конституционный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.
Отделение церкви от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или заменяющими их лицами в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не должна сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица, военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
В то же время в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиоз-
ных объединениях» (в ред. от 25.07.02)1 государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно предоставляет религиозным организациям налоговые и иные льготы, оказывает им материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране объектов, являющихся памятниками истории и культуры.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с собственной иерархической и институциональной структурой. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничения прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в деятельности общественных объединений.
©Вопросы для самопроверки
1. Почему Конституция РФ является Основным законом?
2. Как должны приниматься поправки к Конституции РФ?
3. Каковы особенности норм Конституции РФ?
4. Что представляет собой конституционный строй РФ?
5. В чем заключается сущность социального государства?
6. Что означает признание РФ светским государством?
1 СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430; 2002. № 12. Ст. 1093; 2002. № 30. Ст. 3029.