Глава vii
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Общие положения о Президенте
В соответствии с действующей Конституцией Республики Беларусь Президент Республики Беларусь является Главой государства. Должность Президента в Республике Беларусь введена Конституцией Республики Беларусь 1994 г. Согласно Конституции 1994 г. (ст. 95) Президент являлся Главой государства и исполнительной власти. Его правовой статус определялся главой 4 Конституции, которая следовала за главой, регламентировавшей правовое положение законодательного органа — Верховного Совета Республики Беларусь.
В Конституции 1994 г., с изменениями и дополнениями, внесенными республиканским референдумом 1996 г., вначале определено правовое положение Президента (гл. 3), затем следуют положения о Парламенте — Национальном собрании (гл. 4). Такое расположение имеет под собой серьезные основания. Последние обусловливаются в первую очередь повышением статуса Президента. По Конституции США правовой статус Президента определяется статьей 2, следующей после статьи, регламентирующей правовой статус Конгресса — законодательного органа. Подобное расположение норм о Президенте США объясняется, вероятно, тем, что он призван осуществлять исполнительную власть.
В Конституции Франции правовой статус Президента регламентирован в разделе II, Правительства — в разделе III, Парламента — в разделе IV. Как видно, порядок расположения разделов весьма своеобразен. Он свидетельствует об исключительном положении среди органов государственной власти Президента и Правительства. Исполнительная власть во Франции находится в руках Президента — главы государства и Правительства. Таким образом, французская центральная исполнительная власть представляет собой «двухголовую» структуру1. В предшествующей
[1] Конституции зарубежных государств. М., 1996. С. 96.
Конституции Франции 1946 г. положения о Парламенте занимали второй раздел, а о Президенте — пятый.
В Конституции Итальянской Республики правовой статус Президента определяется главой, следующей за главой, определяющей статус Парламента. Президент там избирается Парламентом. Примерно таким же образом избирается и Федеральный Президент в ФРГ, а следовательно, его правовой статус регламентируется нормами главы, следующей за регламентацией Бундестага.
Важным для определения статуса президента является порядок занятия им такой должности. В странах, в которых президент избирается путем прямых выборов (Франция, Российская Федерация, другие страны — члены СНГ, Болгария, Польша), он имеет более высокий статус, чем в странах, где его избрание осуществляется путем косвенных выборов (США, Аргентина) или парламентом (Греция, Венгрия, Турция, Чехия и др.).
В Республике Беларусь Президент избирается непосредственно народом на пять лет. Его правовой статус регламентирован с учетом мирового опыта организации института президентства. Вместе с тем этот институт в Республике Беларусь имеет свою специфику, в которой находят отражение белорусские условия политической жизни общества.
Институт президентства является преимущественно институтом конституционного права.
По-видимому, правильно будет сказать, что в целом целью президентства является управление страной (государством), Республикой Беларусь. Однако термин «управление» следует понимать по-особому, как осуществление некоторых общегосударственных задач, т.е. таких, которые не под силу любому предусмотренному статьей 6 Конституции виду государственной власти.
Президент как Глава государства наделен различными функциями и соответствующими им полномочиями. Основными из них являются: общегосударственные (условное название), по взаимоотношению с законодательной, судебной, прокурорской и исполнительной властью.
К общегосударственным относятся:
1) олицетворение единства ^ народа;
2) представление Республики Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями;
3) решение вопросов о приеме в гражданство Республики Беларусь, о его прекращении и предоставлении убежища;
4) ведение переговоров и подписание международных договоров;
5) прием верительных и отзывных грамот аккредитованных при Президенте дипломатических представителей иностранных государств;
6) введение на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения;
7) отложение проведения забастовки или приостановление ее;
8) выполнение обязанностей Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Беларусь;
9) введение на территории Республики Беларусь в случае угрозы или нападения военного положения, объявление .полной или частичной мобилизации.
В законодательной сфере Глава государства:
1) созывает внеочередные сессии Палаты представителей, Совета Республики (ст. 95 Конституции);
2) обращается с ежегодным посланием к Парламенту (п. 14 ст. 84 Конституции);
3) может участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением (п. 14 ст. 84 Конституции);
4) распускает палаты в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь (п. 3 ст. 84 Конституции);
5) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей и Совет Республики;
6) подписывает и публикует законы; имеет право возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей (п. 24 ст. 84 Конституции);
7) пользуется правом законодательной инициативы (ст. 99 Конституции);
8) пользуется правом обращаться в Конституционный Суд о соответствии законов Конституции Республики Беларусь (ст. 116 Конституции).
В судебной и прокурорской сферах Глава государства:
1) с согласия Совета Республики назначает на должности Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов (п. 8 ст. 84 Конституции);
2) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора (п. 9 ст. 84 Конституции)
3) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь (п. 10 ст. 84 Конституции);
4) освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора (п. 11 ст. 84 Конституции); об освобождении названных лиц Совет Республики лишь уведомляется;
5) осуществляет помилование осужденных (п. 19 ст. 84 Конституции).
Президент Республики Беларусь активно воздействует на руководителей указанных судов и Генерального прокурора с целью повышения эффективности работы судебных органов и прокуратуры. Председатели судов и Генеральный прокурор постоянно информируют Главу государства о работе их органов. Президент по результатам полученной информации в форме поручений (требований) нацеливает их на улучшение работы в целом или на определенном направлении. Например, 17 февраля и 16 марта 2001 г. Президент принимал с докладом Генерального прокурора, при этом последнему даны соответствующие поручения1.
Названные выше полномочия весьма важны и существенны, однако их все же нельзя отнести к законодательной, судебной или прокурорской власти. Они являются полномочиями Главы государства.
Президент действует независимо от законодательной и судебной власти и им неподконтролен, так как получает свой мандат непосредственно от народа.
Широкие функции и полномочия Президент имеет в сфере исполнительной власти (государственного управления). Т.А. Ва- силевич подчеркивает, что «особенность статуса Президента Республики Беларусь состоит в том, что он выступает, с одной стороны, в качестве арбитра, с другой — сам может активно руководить правительством, подчиненными ему органами»2.
По сравнению с Конституцией 1994 г. функции и полномочия Президента значительно расширены. Президент вправе осуществлять администрирование, т.е. государственное управление, решать вопросы управленческого характера. Такое положение ничуть не снижает статуса Президента как Главы государства. Во
[1] Звязда. 2001. 28 лют.; 20 сак.
2 Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь: Конституционно-правовой статус. Мн., 1998. С. 73.
многих странах мира, например в Италии, Франции, России и других, где существует институт президентства, президенты занимаются подобными вопросами, т.е. находятся как бы в двойном положении: главы государства и главы исполнительной власти — в статусе высшего органа государственного управления.
Анализ правового статуса Президента Республики Беларусь позволяет сказать, что он пребывает на самой верхней ступени исполнительной власти, так как наделен верховной исполнительной властью.
Управленческая деятельность Президента — необычная, не в полной мере совпадает с управлением, осуществляемым органами исполнительной власти.
Во-первых, она направлена в первую очередь на исполнение Конституции, а не на исполнение непосредственно закоцов. Так, в статье 85 Конституции записано, что Президент издает указы и распоряжения на основе и в соответствии с Конституцией, а в случаях, предусмотренных Конституцией, может издавать и декреты, имеющие силу законов.
Во-вторых, Президент наделен верховной исполнительной властью. Он вправе решать наиболее важные, существенные управленческие вопросы, имеющие общегосударственную значимость, т.е. те, которые не входят в компетенцию органов государственного управления.