Основные составы правонарушений, выявляемые в результате применения системы управления рисками
Деятельность таможенных органов по выявлению и пресечению административных правонарушений в области таможенного дела регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно главой 16 КоАП РФ, ст. 15.25 и ст. 14.10 КоАП РФ.
Глава 16 КоАП РФ определяет 23 состава административных правонарушений в области таможенного дела (ст. 16.1–16.23 КоАП РФ);
ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение
валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а
ст. 14.10 КоАП РФ – за незаконное использование товарного знака [13].
Анализ административных правонарушений, выявленных
при непосредственном применении системы управления рисками
во Владивостокской таможне за 2009–2011 гг., позволил выделить наиболее часто выявляемые составы нарушений таможенных правил:
1) сокрытие товаров от таможенного контроля (ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ);
2) сообщение таможенному органу недостоверных сведений
о перемещаемых товарах (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ);
3) недекларирование по установленной форме товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ);
4) заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ);
5) заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ).
Данные административные правонарушения составляют основную долю всех выявленных в рамках СУР противоправных деяний. Помимо данных правонарушений за рассматриваемый период были выявлены в незначительном количестве правонарушения по статьям КоАП РФ, представленным
в таблице 5.
Таблица 5
Составы дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами Владивостокской таможни за 2009-2011 гг.
статья КоАП | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
14.10 | |||
16.1.3 | |||
16.2.1 | |||
16.2.2 | |||
16.2.3 | |||
16.3.1 | |||
ИТОГО |
Актуальным видится более подробное рассмотрение наиболее часто выявляемых правонарушений.
Статья 16.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств
через таможенную границу и объединяет три самостоятельных состава правонарушений, различающихся способом противоправного перемещения.
Перемещение товаров и транспортных средств
через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом.
В соответствии со ст. 4 ТК ТС перемещение товаров и
транспортных средств через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу
с этой территории товаров и транспортных средств любым способом.
Согласно ст. 4 ТК ТС незаконным перемещением товаров и
транспортных средств является совершение действий по ввозу
на таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств с нарушением порядка, установленного ТК ТС [27].
В контексте же рассматриваемого правонарушения незаконным перемещением следует признавать только перемещение, сопряженное
с совершением одного из указанных в ст. 16.1 КоАП РФ деяний. При этом деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ при ввозе совершается лицом непосредственно при пересечении таможенной границы.
Ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ наступает
за сокрытие товаров от таможенного контроля одним из следующих способов:
- путем использования тайников;
- путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров;
- путем придания одним товарам вида других [13].
Тайниками признаются места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу) либо специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров.
К иным способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные ухищренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров.
При ввозе на таможенную территорию РФ сокрытие товаров
от таможенного контроля происходит в месте их прибытия, однако обнаружен факт сокрытия таможенным органом может быть на любом этапе перемещения, вплоть до декларирования (глава 14 ТК РФ). При вывозе
с таможенной территории РФ сокрытие товаров от таможенного контроля может быть совершено как при декларировании товаров, так и при их убытии
с таможенной территории РФ.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, выступает лицо, осуществляющее перевозку товаров
через таможенную границу РФ и скрывающее их от таможенного контроля.
К ответственности по данной статье может быть привлечен также российский отправитель товаров, если будет установлено его участие непосредственно
в сокрытии товаров. Следует отметить, что исходя из диспозиции статьи и характера самого способа незаконного перемещения предметом рассматриваемого правонарушения могут быть только товары, но не транспортные средства.
Часть 3 ст. 16.1 КоАП РФ квалифицирует деяние, выразившееся
в сообщении таможенному органу недостоверных сведений путем:
- представления недействительных документов;
- использования поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товарам и
транспортным средствам [13].
Рассматриваемая статья предусматривает ответственность
за представление недействительных документов на каждом из указанных этапов перемещения, за исключением этапа декларирования.
Заявление недостоверных сведений или представление недействительных документов при декларировании товаров подлежит квалификации
по ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ, представление недействительных документов
для выпуска товаров до подачи таможенной декларации - по ст. 16.17 КоАП РФ [42, с. 116].
При этом административную ответственность по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ влечет представление только тех недействительных документов, которые
в соответствии со ст. 72, 81, 92, 102 ТК РФ необходимы для получения разрешения на использование вышеназванных таможенных процедур [27].
Частью 3 ст. 16.1 КоАП РФ установлен исчерпывающий перечень недостоверных сведений о товарах, за сообщение которых наступает административная ответственность:
- количество грузовых мест;
- маркировка и наименование;
- вес и (или) объем товаров (только то, что определено количественно (кг, шт., л и т.д.)) [13].
При указании в товаросопроводительных документах недостоверных сведений о количестве ввозимых товаров необходимо иметь в виду, что прибытие на таможенную территорию РФ товаров в количестве меньшем, чем указано в представляемых документах, не является нарушением
таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, поскольку отсутствует предмет правонарушения. В случае прибытия товаров в количестве большем, чем указано в товаросопроводительных документах, предметом правонарушения является только не указанная
в документах часть товара.
В соответствии со ст. 169 ТК РФ при международном таможенном транзите выдача таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит осуществляется по правилам, установленным в отношении внутреннего таможенного транзита. Учитывая изложенное, указание в товаросопроводительных документах недостоверных сведений
о количестве товара, помещаемого в месте прибытия под таможенный режим международного таможенного транзита, также влечет ответственность
по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ [13].
За сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ и на иных этапах перемещения подлежит ответственности лицо, фактически представившее
недействительные документы.
При доказывании вины перевозчика в совершении правонарушения, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений
о количестве товара, следует оценить, насколько положения действующих международных договоров в области перевозок предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, какие меры были приняты перевозчиком по их соблюдению.
Наряду с представлением таможенному органу недействительных документов объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует использование для незаконного перемещения товаров и транспортных средств также средств идентификации, перечисленных в ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ,
а именно:
- поддельного средства идентификации, т.е. полностью изготовленного фиктивного средства идентификации;
- подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, т.е. соответствующего установленным требованиям, но служащего для идентификации других товаров и транспортных средств.
Статья 16.2 КоАП РФ устанавливает ответственность
за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств и включает в себя три состава правонарушения.
Частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование товаров и транспортных средств, подлежащих декларированию (глава 14 ТК РФ), а ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ -
за их недостоверное декларирование [13].
В соответствии со ст. 179 ТК ТС декларированию подлежат товары, перемещаемые через таможенную границу, товары, таможенный режим которых изменяется, а также отходы и остатки, образованные
при использовании таможенных режимов переработки
на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления
и уничтожения [27].
В качестве основания для возникновения обязанности по декларированию товаров ТК РФ называет также обнаружение таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших такие товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности [44, с. 30].
За недекларирование товаров могут быть привлечены лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров
(в ст. 16 КоАП РФ), либо физические лица, перемещающие товары
через таможенную границу. Однако за недекларирование товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами, отвечает лицо, подавшее таможенную декларацию, в том числе таможенный брокер
[32, с. 109].
Часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление при декларировании товаров и транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или
для занижения их размера.
Часть 3 ст. 16.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за заявление при декларировании товаров и транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности [13].
Обнаружение факта заявления недостоверных сведений, необходимых для выпуска товаров, на этапе выпуска и уведомление декларанта
в соответствии с пп. 2 и 4 ст. 153 ТК РФ о том, какие конкретно условия выпуска товаров не соблюдены и какие конкретно действия должен совершить декларант для осуществления выпуска товаров, не является препятствием
к возбуждению дела об административном правонарушении
по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Аналогичным образом усматривается состав административного правонарушения, если недостоверные сведения обнаружены таможенным органом после выпуска товаров.
Возможность привлечения лица к административной ответственности не должна ставиться в зависимость от того, на каком этапе - выпуска товаров или таможенного контроля после выпуска товаров - таможенный орган обнаружил признаки состава административного правонарушения [42, с. 128].
Пунктом 6 ст. 153 ТК РФ установлено, что если в результате корректировки сведений, заявленных при декларировании товаров, подлежащая уплате сумма таможенных пошлин, налогов уменьшится по сравнению
с заявленной, выпуск товаров осуществляется до выполнения требований таможенного органа, указанных в пп. 2 и 3 ст. 153 ТК РФ. Таким образом, заявление недостоверных сведений (например, о коде товаров в соответствии
с ТН ВЭД), в результате которых сумма таможенных платежей не изменяется или уменьшается, не влияет на выпуск товаров и не влечет наступление административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Правильность данной позиции подтверждается также и тем, что санкция
ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает наказание, исчисляемое исходя
из суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов [27].
Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось
таможенным брокером – таможенный брокер.
Таким образом, использование системы управления рисками позволяет
в условиях ограниченности ресурсов таможенных органов выявлять и пресекать рассмотренные выше правонарушения и преступления, тем самым позволяя повысить эффективность правоохранительной деятельности таможенных органов и деятельности по обеспечению экономической безопасности страны в целом.