Вопрос 2.Понятие,сущность,признаки и функции государства, концепции его возникновения.

Вопрос 2.Понятие,сущность,признаки и функции государства, концепции его возникновения.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По формеправления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

Признаки государства

Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.

Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.

Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Атрибуты государства

Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.

Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.

Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Понятие государства

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом.

Существуют две основные концепциивозникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

Вопрос 4.Характеристика государственно-образующих признаков Российской Федерации (не уверена)

Основные характеристики российского государства

Российская Федерация - демократическое государство.

Ст.1 Конституции провозглашает, что РФ есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.

Для демократического режима характерны следующие признаки: реальное осуществление свободных выборов; наличие многопартийной системы при которой в стране действует несколько партий и каждая участвует в политической жизни или непосредственно представлена в парламенте; наличие демократического законодательства и прежде всего Конституция; свобода средств массовой информации; осуществление каждым гражданином предоставленных ему прав и укрепление законности и правопорядка.

Российская Федерация – федеративное государство: основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий м/у федеральными органами государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Российская Федерация - правовое государство: форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами, основанное на принципах приоритета и гарантированности прав человека, верховенство права и разделения властей.

Признаки: верховенство права, взаимной ответственности государства и личности, реальные права и свободы личности, наличие гражданского общества (общество развитых политических, экономических, культурных отношений независимое от государства, но взаимодействующее с ним).

Республиканская форма правления – форма правления, характеризует способы образования высших органов государственной власти, а также порядок распределения м/у ними полномочий.

Российская Федерация – социальное государство - ст.7 – политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Российская Федерация – светское государство – означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.ст.28 гарантия свободы совести и вероисповедания.

Элементы правоотношений

Правоотношение состоит из четырех элементов:

·субъектов правоотношения;

·субъективного права;

·юридической обязанности;

·объектов правоотношения.

Субъект правоотношения- это человек и (или) организация, которые согласно действующим нормам права могут вступать и вступают в конкретные правоотношения.

Для этого они должны обладать двумя свойствами: правоспособностью и дееспособностью.

Поскольку правоотношения являются общественными отношениями, их субъектами нельзя считать вещи, животных и т.д. Субъектами также не могут быть лица, не обладающие правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - это признанная государством способность обладать правами и обязанностями. Каждый человек (физическое лицо) получает правоспособность в момент рождения и лишается ее в момент смерти. Юридическое лицо получает правоспособность в момент государственной регистрации и лишается ее в момент завершения процесса ликвидации.

Дееспособность гражданина — способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности. По сути она означает способность человека нести правовую ответственность за вред, который он причинил своими действиями. В отличие от правоспособности дееспособность предполагает наличие у человека определенного уровня психической зрелости. Поэтому дееспособностью не обладают люди, которые не способны отвечать за свои действия: некоторые психически нездоровые люди (если это признано судом) и дети до определенного возраста.

Дееспособность юридических лиц возникает одновременно с правоспособностью — с момента регистрации их устава и ограничивается уставными целями и задачами, для достижения которых создано это юридическое лицо.

Субъективное право

Субъективное право - это установленные нормой права вид и мера возможного поведения.

Субъективное право включает четыре правомочия:

· определенного поведения управомоченного лица;

· требования совершения определенных действий от обязанного лица;

· принудительного осуществления обязанностей путем обращения в компетентные органы государства;

· пользования определенным социальным благом, ценностью.

Юридическая обязанность

Юридическая обязанность — это предписанные лицу и обеспеченные возможностью государственного принуждения вид и мера должного поведения, которым необходимо следовать в интересах управомоченного, т. е. носителя субъективного права.

От исполнения обязанности нельзя отказаться и нельзя быть недобросовестным при ее исполнении. Любое отклонение от обозначенной в правовой норме меры будет рассматриваться как правонарушение и влечь нежелательные правовые последствия для обязанного лица.

Юридическая обязанность, которая является обратной стороной субъективного права, включает необходимость:

· совершать определенные действия или воздерживаться от них;

· реагировать на законные требования управомоченного;

· нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований;

· не препятствовать управомоченному пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.

Объекты правоотношения

Объекты правоотношений - материальные и духовные блага, ради которых люди вступают в конкретные отношения: природа, предметы, произведенные человеком, деньги, ценные бумаги и др.

Объектами правоотношений могут быть результаты интеллектуальной деятельности, а также блага, связанные с жизнью и здоровьем человека (например, в уголовно-правовых отношениях).

Характеристика правоотношений будет неполной, если не назвать ту роль, которую играют в ходе их возникновения и реализации юридические факты.

Юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм.

Юридические факты делятся на две группы:

· события;

· действия

Республики

1. Республика Адыгея (Майкоп)

2. Республика Алтай (Горно-Алтайск)

3. Республика Башкортостан (Уфа)

4. Республика Бурятия (Улан-Удэ)

5. Республика Дагестан (Махачкала)

6. Республика Ингушетия (Магас)

7. Кабардино-Балкарская Республика (Нальчик)

8. Республика Калмыкия (Элиста)

9. Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск)

10. Республика Карелия (Петрозаводск)

11. Республика Коми (Сыктывкар)

12. Республика Марий Эл (Йошкар-Ола)

13. Республика Мордовия (Саранск)

14. Республика Саха (Якутия) (Якутск)

15. Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ)

16. Республика Татарстан (Казань)

17. Республика Тыва (Кызыл)

18. Удмуртская Республика (Ижевск)

19. Республика Хакасия (Абакан)

20. Чеченская Республика (Грозный)

21. Чувашская Республика (Чебоксары)

22. Республика Крым (Симферополь)

Краёв

1. Алтайский край (Барнаул)

2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)

3. Хабаровский край (Хабаровск)

4. Краснодарский край (Краснодар)

5. Красноярский край (Красноярск)

6. Пермский край (Пермь)

7. Приморский край (Владивосток)

8. Ставропольский край (Ставрополь)

9. Забайкальский край (Чита)

Областей

3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург (оба непрерывно с 1931 года) и Севастополь

1 автономная область Еврейская автономная область.

Автономных округа

· Ненецкий автономный округ

· Ханты-Мансийский автономный округ

· Чукотский автономный округ

· Ямало-Ненецкий автономный округ

Статья 77

(1) К ведению Российской Федерации относятся:

а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) решение вопросов, затрагивающих федеративное устройство, состав, территорию и целостность РФ; утверждение образования новых субъектов Российской Федерации, утверждение изменений границ субъектов Российской Федерации;

в) регулирование прав и свобод человека и гражданина; гражданство РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

д) федеральная государственная собственность и управлению ею;

с) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития в РФ;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения РФ; международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения РФ;

м) безопасность и оборона; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) статус и защита государственной границы, внутренних вод и территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и хозяйственно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая, геологическая службы; стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) федеральная государственная служба;

т) государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

(2) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией РФ и федеральным законом. Субъектам Российской Федерации гарантируется в соответствии с федеральным законом представительство при федеральных органах государственной власти.

Статья 78

(1) К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся:

а) обеспечение соответствия конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции РФ и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; охрана прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим государственной границы РФ и пограничных зон;

в) изменение границ субъектов Российской Федерации, установление общих принципов их территориального деления;

г) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; определение по взаимной договоренности статуса федеральных природных ресурсов с учетом необходимости сохранения и поддержания исторически сложившихся традиционных форм хозяйствования и использования природных ресурсов на соответствующих территориях;

д) разграничение государственной собственности;

с) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории, культуры и природы;

ж) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

з) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

и) проведение мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

к) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

л) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное законодательство; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

м) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

н) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

о) установление общих принципов организации местного самоуправления;

и) координация международных и внешнеэкономических связей республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов; выполнение международных договоров РФ.

(2) По предметам ведения, указанным в части 1 настоящей статьи, Российская Федерация издает основы законодательства. В соответствии с ними субъекты Российской Федерации осуществляют в пределах своих полномочий собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.

(3) Федеральные законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в части 1 настоящей статьи, направляются субъектам Российской Федерации. Их соответствующие предложения рассматриваются Верховным Советом РФ.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ. ЕГО СОСТАВ И ПОЛНОМОЧИЯ.

Федеральное собрание

Федеральное собрание — высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), парламент Российской Федерации.

Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции Российской Федерации.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации).

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государство(статья 100 Конституции Российской Федерации).

Традиционно, парламент рассматривается как один из атрибутов современного государства, как один из важнейших его институтов.

Конституция РФ учреждает Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. 2 "Основы конституционного строя", изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ. Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией – настолько сильной, что само Федеральное собрание не вправе пересмотреть свое положение (это вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции РФ) Федеральное собрание представляет собой избираемый сроком на 4 года двухпалатный парламент Российской Федерации, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган.

Полномочия федерального собрания

Согласно ст. 102 Конституции к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

В соответствии со ст. 101 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации".

Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает на должность судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств.

В соответствии со ст. 21 Постановления Совета Федерации "О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" Совет Федерации рассматриваетпредложения Президента Российской Федерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и решениями Совета Федерации.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания, проводимые открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом Совета Федерации, палата вправе проводить закрытые заседания.

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.

Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, образуется Совет палаты, являющийся постоянно действующим коллегиальным органом Совета Федерации.

В его состав входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов Совета Федерации и Комиссии по регламенту и парламентским процедурам.

Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено.

Решением палаты на ее заседания приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам.

Присутствие представителей средств массовой информации на открытых заседаниях палаты регулируется Пресс-службой Совета Федерации.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 16 сентября по 15 июля.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта Российской Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации.

Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов палаты. Члены Совета Федерации обязаны присутствовать на его заседаниях.

Состав федерального собрания

Структура Федерального Собрания. Состав палат. Как уже отмечалось, Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатность Федерального Собрания формально не ведет к признанию того, что одна палата признается первой, а другая - второй или одна нижней, а другая - верхней. Такое деление обычно связывают с тем, что первая, или нижняя палата играет более значимую роль в законодательном процессе. Палаты Федерального Собрания рассматриваются как части единого парламента и в этом смысле они равноправны, хотя полномочия палат неодинаковы. В то же время нельзя не отметить, что основная тяжесть в принятии федеральных законов падает на Государственную Думу (именно с нее начинается законодательный процесс), которая поэтому более заметна в общественной жизни. Это очевидное обстоятельство привело к тому, что, в неофициальных, так порой и в официальных кругах Совет Федерации стали называть второй палатой, или сенатом. Широко признано также, что Совет Федерации как орган менее политизирован. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (всего 178 членов). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - 4 года, а Совет Федерации установленного срока своей регистратуры не имеет.

Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Этими законами являются Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" № 121-ФЗ и Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Российской Федерации".

Принципы судопроизводства

Судопроизводство -это осуществление в процессуальном порядке деятельности судов по рассмотрению гражданских, уголовных и арбитражных дел в судебных заседаниях, способствующее их законному и обоснованному разрешению.

1. Вопрос 2.Понятие,сущность,признаки и функции государства, концепции его возникновения. - student2.ru Вопрос 2.Понятие,сущность,признаки и функции государства, концепции его возникновения. - student2.ru Равенство всех перед законом и судом является основным принципом, суды не отдают предпочтения каким либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

2. Принцип гласности судебного разбирательства. Данный принцип означает, что в зал судебного заседания свободно допускаются граждане, а решения суда всегда провозглашаются публично. Слушанье дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом. (Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия). Не допускается заочное разберательство уголовных дел, кроме случаев, установленных федеральным законом

3. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Перечень случаев, когда дела рассматриваются с участием заседателей, устанавливаются Гражданским процессуальным, Арбитражно-процессуальным и Уголовно – процессуальными кодексами.

4. Важнейший принцип состязательность и равноправие сторон , его суть в том, что при осуществлении правосудия всегда четко различаются две стороны, которые наделяются равными процессуальными правами. Состязательность заключается в праве каждой стороны защищать свои интересы, выдвигать требования, доказывать обстоятельства. В результате рассмотрения дела суд приходит к решению в пользу какой-то одной стороны, что и является результатов «состязания» сторон.

5. Принцип национального языка судопроизводства , судопроизводство ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. На государственном языке республики, на территории которой находится суд, могут вестись судопроизводство и делопроизводство в судах общей юрисдикции, а также у мировых судей и в конституционных судах республик. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Содержание нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления признаются в настоящее время самостоятельной, независимой от органов государственной власти, но подчиненной Конституции РФ и законам Российской Федерации системой, издаются муниципалитетами, советами и старостами самоуправляющихся территорий - городских и сельских поселений, а также непосредственно самим населением*(1).

Нормативными правовыми актами являются постановления глав муниципалитетов, районов, городов, сел и поселков, специальных территорий, закрытых территориальных образований. Все они устанавливают обязательные правила поведения (нормы права) для населения самоуправляемых территорий, учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность в пределах этих территорий, и так или иначе отражают то разнообразие методов, способов, форм, в которых организовано и продолжает развиваться местное самоуправление в России.

Метод гражданского права

Чтобы отграничивать предмет гражданско-правового регулирования от круга отношений, регулируемых иными отраслями права, необходимо учитывать метод правового регулирования. В теории права под ним понимается совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения.

Выделяют два метода правового регулирования:

1 метод власти и подчинения (метод субординации, императивный метод);

2 метод равенства участников правоотношений (метод координации, диспозитивный метод);

Первая разновидность характерна для публичного права, вторая — для частного, в том числе для гражданского.

Основными признаками метода гражданско-правового регулирования являются:

▪ юридическое равенство участников гражданских правоотношений;

▪ автономия воли участников;

▪ имущественная самостоятельность участников гражданских правоотношений;

25. Субъекты, объекты и содержание гражданских правоотношений.

Субъекты гражданских правоотношений — это те лица, которые несут права и обязанности в правоотношении. В качестве субъектов гражданских правоотношений выступают граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица. Наряду с организациями субъектами гражданских правоотношений могут быть иностранные организации, а также совместные предприятия и объединения с участием российских и иностранных организаций. Особый субъект гражданских правоотношений — государство.

Способность лица иметь гражданские права и обязанности — это гражданская правоспособность.

В соответствии с содержанием своей правоспособности разные лица могут быть участниками разных гражданских правоотношений. Таким образом, правоспособность является необходимым условием участия в гражданских правоотношениях.

Положение лица как субъекта гражданского права, как субъекта гражданских правоотношений определяется не только категорией правоспособности, но дополняется понят

Наши рекомендации