Вопрос 3. Форма государства и ее виды. Понятие правового государства и его признаки.

Форма государства — это способ организации и реализации государственной власти.

В состав формы государства входят:

1) форма государственного правления,

2) форма государственного устройства,

3) форма государственного (политического) режима.

Форма государственного правления — это способ организации высшей государственной власти, проявляющийся в определенной структуре ее органов, порядке их образования, характере их взаимоотношения между собой (распределение между ними компетенции) и с населением (степень участия населения в их формировании) Ядро «правящих» органов составляют: глава государства (олицетворяющий единство государственной власти), парламент (законодательный орган), правительство (центр системы исполнительных управленческих органов). Форма государственного правления по существу выражает структуру распределения государственной власти «по горизонтали». Этот элемент является ведущим в форме государства.

По форме государственного правления государства подразделяются намонархии и республики

В монархии высшая государственная власть, обычно передаваемая по наследству, осуществляется полностью (абсолютная монархия) или частично (ограниченная монархия) одним лицом.

В ограниченной («конституционной») монархии власть монарха ограничена парламентом. Это ограничение закреплено утверждаемой парламентом конституцией, которую монарх не в праве изменить

Виды конституционной (ограниченной) монархии:

- парламентская монархия — в ней состав правительства формируется парламентом, без участия в этом процессе главы государства (монарха), в дальнейшем правительство подотчетно только парламенту.

Подобная форма правления наблюдается, например, в современной Англии, Японии;

- дуалистическая монархия — в ней состав правительства формирует глава государства (монарх), без участия в этом процессе парламента, в дальнейшем правительство подотчетно только монарху, который руководит им лично, либо через назначаемого им премьер-министра.

В республике верховная государственная власть осуществляется избранными населением на определенный срок органами (парламентом, президентом).

Виды республик:

- парламентарная— состав правительства формирует только парламент и оно подчинено только ему (ФРГ, Италия и др.);

- президентская— глава государства (президент) самостоятельно (иногда с последующим одобрением верхней палаты парламента) формирует состав правительства, руководит им, определяет его политику (США, Иран, Ирак и др.);

- смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская, иногда в юридической литературе вместо термина «смешанная» используется термин «полупрезидентская»)— предлагаемый президентом состав правительства (премьер-министр и др.) подлежат обязательному утверждению всем парламентом (Франция, Финляндия и др.);

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

Вопрос 4.Характеристика государственно-образующих признаков Российской Федерации (не уверена)

Основные характеристики российского государства

Российская Федерация - демократическое государство.

Ст.1 Конституции провозглашает, что РФ есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.

Для демократического режима характерны следующие признаки: реальное осуществление свободных выборов; наличие многопартийной системы при которой в стране действует несколько партий и каждая участвует в политической жизни или непосредственно представлена в парламенте; наличие демократического законодательства и прежде всего Конституция; свобода средств массовой информации; осуществление каждым гражданином предоставленных ему прав и укрепление законности и правопорядка.

Российская Федерация – федеративное государство: основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий м/у федеральными органами государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Российская Федерация - правовое государство: форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами, основанное на принципах приоритета и гарантированности прав человека, верховенство права и разделения властей.

Признаки: верховенство права, взаимной ответственности государства и личности, реальные права и свободы личности, наличие гражданского общества (общество развитых политических, экономических, культурных отношений независимое от государства, но взаимодействующее с ним).

Республиканская форма правления – форма правления, характеризует способы образования высших органов государственной власти, а также порядок распределения м/у ними полномочий.

Российская Федерация – социальное государство - ст.7 – политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Российская Федерация – светское государство – означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.ст.28 гарантия свободы совести и вероисповедания.

Наши рекомендации