Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 г.)

Решения конституционных уставных судов субъектов РФ

Прим.: 1. Закон Тверской области от 31 мая 2001г. №149-ОЗ-2 «О порядке назначения и деятельности мировых судей Тверской области»

2. Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 17 апреля 2007г. по делу о проверке конституционности положения части 3 статьи 46 Республики Татарстан от 16 января 2003г. «О государственной гражданской службе Республики Татарстан»

Законы и другие правовые акты органов субъектов федерации

Прим.: Статья 5 Устава г.Санкт-Петербурга устанавливает его высшую юридическую силу по отношению к другим актам органов государственной и муниципальной власти региона

Местный уровень:

Уставы муниципальных образований и нормативные правовые акты местного самоуправления

Задание 3. Принятые и не принятые ФКЗ.

Статьи Конституции РФ ФКЗ
ч. 1 ст. 70 Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.   1.ФКЗ от 25.12.2000 №1 «О государственном фаге Российской Федерации» 2.ФКЗ от 25.12.2000 №2 «О государственном гербе Российской Федерации» 3.ФКЗ от 25.12.2000 №3 «О государственном гимне Российской Федерации»
ч. 2 ст. 114 Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.     ФКЗ от 17.12.1997 №2 «О Правительстве Российской Федерации»
ч. 2 ст. 65 Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.   ч. 5 ст. 66 Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.     ФКЗ от 17.12.2001 №6 «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»     В соответствии с данной статьей ФКЗ не принят.
ч. 3 ст. 118 Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.     ФКЗ от 31.12.1996 №1 «О судебной системе Российской Федерации»

Задание 4. Таблица: Модернизация Конституции

Модернизация Конституции



Изменение Конституции РФ Пересмотр Внесение поправок в Конституцию РФ
Изменения связаны с принятием в состав РФ нового субъекта (ч.2 ст.65; ст.137; ФКЗ от 17.12.2001 №6 «О порядке принятия в РФ и образование в ее составе нового субъекта») Изменение Конституционно-правового статуса субъекта РФ (ст.66 ч.5; ст.137 ч.1; ФКЗ не принят!) Изменение наименования субъекта РФ(ст.137 ч.2) Понимается любое изменение в главы 1,2,9 (ст.134;ст.135) Внесение поправок в главы с 3-8 Конституции РФ. (ст.134; ст.136; ст.108; ФЗ от 4.03.1998 №33 «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституцию»)
         

Задание 5. Задачи

Задача №1.

Задача № 1:

Депутат Государственной думы седьмого созыва Аниськин решил образовать инициативную группу граждан Российской Федерации, для проведения референдума по вопросу, связанному с внесением в Конституцию Российской Федерации поправки. А именно, предлагалось исключить из Конституции Российской Федерации статью 116: Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Вопрос: Дайте конституционно-правовую оценку действиям депутата Государственной думы седьмого созыва Аниськина.

Решение:

Действия депутата Государственной думы седьмого созыва Аниськина, не соответствуют 134,136 статьям Конституции Российской Федерации и ФКЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 136 КРФ: Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации, в статью 116 можно внести поправку.

Но статья 134 гласит: Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Исходя из этой статьи, можно сделать такой вывод: с помощью референдума нельзя принять поправку об изменении КРФ.

В ФКЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации есть определенные требования к предложению о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации и порядок принятия федерального закона о внесении поправок.

Задача №2.

Задача № 2:

Высшее должностное лицо Еврейской Автономной области решило обратиться в Государственную думу с предложением изменить статус Еврейской Автономной области на Еврейскую область.

Вопрос: Дайте правовую оценку данному предложению.

Решение:

Правовой основой изменения конституционно-правового статуса субъекта в составе Российской Федерации будут служить:

ч. 5 ст. 66 Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. ч. 1 ст. 137 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

Но на сегодняшний день ФКЗ: Об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, не принят.

В соответствии с выше-представленными статьями КРФ, изменение конституционно-правового статуса Еврейской Автономной области приведет к необходимости пересмотра, так как будет необходимо внести в первую главу КРФ изменения, а именно в часть пятую статьи 65 и исключить упоминание об автономной области.

Но, для изменения конституционно – правового статуса Еврейской Автономной области без пересмотра КРФ будет необходимо изменить конституционно-правовой статус другого субъекта Российской Федерации на автономную область.

Задача № 4:

Используя знания о порядке внесения изменений в Конституцию Российской Федерации определить, какой порядок будет применен в следующих ситуациях.

1).Дополнить статью 15 юридическим свойством «Особая форма правовой охраны»

2).Сократить численный состав Государственной думы до 400 депутатов.

3).Изменить название главы 5 КРФ на Федеральное собрание (Государственная Дума и Совет Федерации).

4).Исключить в части 2 статьи 5 указанное в скобках слово «государство»

5).Включить в перечень городов федерального значения Казань.

6).Преобразовать Свердловскую область в Свердловский край.

Решение

1). В соответствии с перечисленными статьями КРФ и не принятым ФКЗ «О Конституционном собрании» дополнить статью 15 юридическим свойством «Особая форма правовой охраны» не возможно.

Ст. 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статья 135 1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. 2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой

Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

2).Ниже перечисленные статьи КРФ и ФКЗ не позволяют сократить число депутатов Государственной думы до 400.

Ст. 95 ч 5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов

Ст. 108

1.Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2.Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Ст. 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Ст. 136 Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

ФКЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации.

3). Изменить название главы 5 КРФ на Федеральное собрание (Государственная Дума и Совет Федерации) невозможно в соответствии с приведенными статьями и ФКЗ.

Ст. 108

1.Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2.Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Ст. 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Ст. 136 Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

ФКЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации.

4). Исключить в части 2 статьи 5 указанное в скобках слово «государство»

не является возможным из-за того, что предложенное изменение приведет к пересмотру КРФ. Пересмотр Конституции Российской Федерации регламентируется следующими статьями КРФ и ФКЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации.

Ст. 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской

Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

ст. 135 1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. 2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

5). Включить в перечень городов федерального значения Казань не возможно, так как Казань не является субъектом Российской Федерации, а согласно ч. 5 ст. 66

Ч .5 ст. 66 Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

ч. 1 ст. 137 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

6). Преобразовать Свердловскую область в Свердловский край можно, согласно ч.5 ст. 66 и ч.1 ст.137

Ч .5 ст. 66 Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

ч. 1 ст. 137 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

[1] http://znanium.com/bookread2.php?book=454414. С.А.Авокьян.Конституционное право России.стр.22, 1 том.

[2] http://znanium.com/bookread2.php?book=204853 М.В.Баглай.Конституционное право Российской Федерации.стр.43.том 1

Наши рекомендации