Понятие судебной власти. Конституционные основы осуществления правосудия в РФ
Судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и их должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов.
Взаимодействие судебной власти с другими вервями власти осуществляется на основе «сдержек и противовесов». Во-первых, органы законодательной власти влияют на суды, создавая для них нормативно-правовую базу, определяя порядок их деятельности. Кроме того, органы законодательной власти участвуют в назначении судей. Совет Федерации по представлению президента РФ назначает судей трех высших судов (КС, ВС и ВАС). Бюджет судов принимает Государственная Дума. Во-вторых, органы исполнительной власти создают надлежащие условия для деятельности судов, исполнения принимаемых ими решений. С другой стороны, судьи контролируют законность актов и действий исполнительной власти и могут признавать их недействительными при рассмотрении жалоб граждан.
В отличие от законодательной и исполнительной властей, судебная власть не вправе действовать по собственной инициативе. В этом ученые видят консерватизм судебной власти. Суд не может инициировать процесс без обращения в него гражданина, либо поступления к нему возбужденного уголовного дела. Суд не может влиять на развитие событий, он их оценивает с точки зрения факта и права.
Важнейшей функцией судов является выработка правоположений в процессе применения правовых норм, способствующих развитию действующего законодательства. Другой важнейшей функцией суда следует считать толкование Конституции РФ и законов, без чего невозможен процесс правоприменения.
Судебная система РФ является замкнутой и не зависит от какой-либо ветви власти. Организационным, материально-техническим обеспечением деятельности судов занимается Судебный департамент. Суд не входит в систему правоохранительных органов, не является органом борьбы с преступностью и не отвечает за ее состояние.
Принципы судебной власти – это основополагающие начала, идеи, закрепленные в нормах конституционного права, на которых базируется и функционирует судебная власть и ее органы.
1 Правосудие в РФ осуществляется только судом. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов не допускается.
2. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Никакие должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность суда. Судьи, будучи не связаны друг с другом узами иерархической соподчиненности, основывают свои решения, руководствуясь исключительно принципом законности и внутренним судейским убеждением.
3. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
4. Судопроизводство осуществляется на условиях состязательности и равноправия сторон. Суды не вправе отдавать предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.
5. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
6. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
7. Финансирование федеральных судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система РФ
Судебная система РФ – это совокупность всех судов Российской Федерации, входящих в единую судебную систему, имеющих общие задачи, принципы организации и деятельности, и реализующих посредством правосудия самостоятельную судебную власть.
Судебная система устанавливается Конституцией Российской Федерации и ФКЗ от 31 декабря 1996 г. ФКЗ №-1 «О судебной системе Российской Федерации».
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.
Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
Сама судебная система имеет внутри себя три «самостоятельные ветви»: органы конституционного контроля, система судов общей юрисдикции, система арбитражных судов.
Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В качестве такового Верховный Суд РФ осуществляет:
- в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды;
- в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции;
- является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск;
- дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Суды субъектов РФ являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные ФКЗ. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.