Территория Российской Федерации: понятие, состав, правовое закрепление.
Государственная территория - это пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии со своими интересами.1
Ст. 67 Конституции РФ, раскрывая понятие территории РФ, перечисляет ее составные части: территорию субъектов федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними.
Права России распространены также на континентальный шельф и экономическую зону России.
Приведенные положения составляют юридический стержень универсального понятия территория. В данном контексте территория представляется не только как пространственный предел функционирования общества и некая основа социального организма, а как политическое пространство, пределы осуществления власти внутри страны и пределы, вне которых государство выступает как внешняя сила.
Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для государств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы государственного суверенитета, т.е. поле действия законодательства, исполнительной и судебной власти.
Государственное устройство- это проводимое в интересах граждан всей страны разделение ее территории на отдельные части; упорядочение отношений м-у гос-вом и его составными частями путем закрепления правового положения государства в целом и его внутренних территориальных составляющих; установление процедур образования, преобразования, упразднения отдельных территориальных единиц гос-ва.
Функции разных территориальных единиц различны. Одни создаются для осуществления на них всех, по крайней мере, внутренних функций и задач государства, а др. для осуществления отдельных функций и задач. Государственно-территориальные единицы первого вида (SРФ, АТЕ) отличаются универсализмом, именно они составляют состав государственного территориального устройства.
59. Государственное (федеративное) устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, в том числе входящих в основы конституционного строя. Так, в ст. 5 Конституции РФ установлено, что федеративное устройство Российской Федерации основано на: государственной целостности; единстве системы государственной власти; разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов; равноправии; самоопределении народов. В этом ряду следует выделять еще один принцип — национально-территориального устройства. А ст. 69 Конституции содержит принцип свободного развития коренных малочисленных народов.
Принцип государственной целостности означает, что Россия является единым государством, а не простым соединением ее отдельных частей. Территория каждого из 89 субъектов Федерации находится в составе Федерации, являясь ее неразрывной частью. Это исключает возможность расчленения территории Федерации. Последняя обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Целостность территории — важный фактор нормального функционирования государства, единства экономического пространства, системы государственной власти. Она является условием равного правового статуса всех граждан страны независимо от места их проживания.
На этот счет имеется четко выраженная правовая позиция Конституционного Суда РФ в его постановлении от 31 июля 1995 г. Принцип территориальной целостности соответствует общепризнанным нормам международного права. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение территориальной целостности других государств.
60. Рассмотрение вопроса о государственном суверенитете РФ нужно начать с изучения его понятия и сущности.
Суверенитет не есть сама власть, это — самостоятельность и свобода нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях.
Если конкретизировать данное положение, то можно сказать, что суверенитет — это свойство государственной власти. Составными элементами суверенитета являются верховенство, самостоятельность и независимость.
Применительно к различным властям внутри государства суверенитет означает верховенство государственной власти. По отношению к целям и функциям государства, выбору форм и методов осуществления суверенитета он означает самостоятельность государственной власти. Применительно к власти других государств суверенитет означает независимость государственной власти.
Государственный суверенитет, выражающий такие существенные свойства государственной власти, как ее верховенство и независимость, реализуется посредством деятельности государства, его органов, через его правовую систему. Поэтому и равнозначны понятия — государственный суверенитет и суверенитет государства.
Государственный суверенитет — это исходящая от народа верховная власть, состоящая в самостоятельном осуществлении государственных функций в рамках национального и международного права.
Несмотря на то что верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти могут проявляться в различных сферах общественной жизни: в экономике, законодательстве, внутренней и внешней политике, тем не менее суверенитет един и неделим.
Согласно устоявшемуся в конституционном праве подходу, народ, нация и государство выступают субъектами суверенитета. Отдельными компонентами суверенитета государства являются народ и территория.
К конституционным основам государственного суверенитета Российской Федерации относятся:
верховенство Конституции РФ и федерального законодательства над законодательством субъектов Федерации (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ);
61. гимн