Супругов при наличии иностранного элемента
Законодательство, применяемое к регулированию личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента, определяется в соответствии с коллизионными нормами ст. 161 СК. Правило о праве, подлежащем применению к личным неимущественным и имущественным правам и обязанностям супругов, установленное п. 1 ст. 161 СК, основано на «территориальном подходе» и состоит в том, что права и обязанности супругов определяются законодательством того государства, на территории которого они имеют совместное (общее) место жительства (то есть гражданство супругов во внимание не принимается). Такой подход к выбору законодательства обусловлен тесной связью супругов с правовой системой государства по месту их совместного проживания. Отсюда следует, что к личным неимущественным и имущественным отношениям, например, супругов — иностранных граждан, проживающих совместно в г. Санкт-Петербурге, будет применяться российское законодательство (ст. 31—46, 89—92 СК). Если же на момент рассмотрения вопроса о праве, подлежащем применению, совместное место жительства у супругов, отсутствует, то их отношения регулируются законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. В том случае, если супруги никогда не проживали совместно ни в прошлом, ни в настоящем, то их личные неимущественные и имущественные права и обязанности определяются на территории РФ российским законодательством. При заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, вправе самостоятельно избирать законодательство, подлежащее применению для определения их прав и обязанностей по брачному договору или соглашению об уплате алиментов (п. 2 ст. 161 СК). При этом в зависимости от желания супругов может применяться как законодательство РФ, так и законодательство другого государства, причем супруги вправе избрать законодательство той страны, с которой ни один из них не имеет никакой правовой связи (если супруги считают, например, это законодательство наиболее подходящим для себя). Данная норма является новеллой Семейного кодекса и имеет прогрессивный характер. Ее введение в семейное законодательство связано как с необходимостью определения порядка урегулирования имущественных отношений между супругами, являющимися гражданами разных государств, так и с тенденцией расширения договорных начал в сфере имущественных отношений между супругами в целом. Однако следует иметь в виду, что право выбора законодательства, подлежащего применению к брачному договору или соглашению об уплате алиментов, п. 2 ст. 161 СК предоставлено не всем супругам, а только тем, которые не имеют общего гражданства или совместного места жительства. Брачные договоры и соглашения об уплате алиментов друг другу супругов, имеющих общее гражданство или совместное место жительства, регулируются по правилам п. Г ст. 161 СК.
При выборе законодательства супруги не связаны в принципе какими-либо ограничениями. Однако, если российским судом при разрешении конкретного имущественного спора между супругами будет установлено, что избранные ими для применения к брачному договору или соглашению об уплате алиментов на супруга нормы иностранного законодательства противоречат основам правопорядка Российской Федерации, то в этом случае нормы иностранного семейного права не применяются к разрешению спора (ст. 167 СК).
Выбор супругами законодательства осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 161 СК при заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу. Данный вопрос решается в соответствующем пункте брачного договора или соглашения об уплате алиментов. В Семейном кодексе (п. 2 ст. 161 СК) речь идет о выборе супругами законодательства только к правам и обязанностям по брачному договору или соглашению об уплате алиментов, то есть к имущественным отношениям. Право выбора законодательства к регулированию личных неимущественных отношений СК супругам, не имеющим общего гражданства или совместного места жительства, не предоставлено.
Если супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, не избрали применимое законодательство, то к их брачному договору или соглашению об уплате алиментов применяется законодательство, определяемое по правилам п. 1 ст. 161 СК (то есть по правилам, которые применяются для определения законодательства, регулирующего личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов).
Статья 27 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам определяет законодательство, подлежащее применению к личным неимущественным и имущественным правам и обязанностям супругов, являющихся гражданами разных стран СНГ. Так, если супруги имеют совместное место жительства на территории одного из государств — членов СНГ, то их личные и имущественные правоотношения определяются законодательством этой страны.
В том случае, когда супруги проживают в разных государствах — членах СНГ, но имеют общее гражданство, к их правоотношениям применяется законодательство страны, гражданами которой они являются. Если же супруги не имеют ни общего гражданства, ни совместного места жительства, то их личные и имущественные правоотношения регулируются законодательством страны — члена СНГ, в которой они имели последнее совместное место жительства (п. 3 ст. 27 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
В случае, когда супруги, являющиеся гражданами разных государств — членов СНГ и проживающие на территориях различных государств, не имели никогда совместного места жительства на территориях государств — членов СНГ, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству государства, учреждение которого рассматривает дело (п. 4 ст. 27 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
В то же время правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству только того государства — члена СНГ, на территории которого находится это имущество (п. 5 ст. 27 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).