Теория государства и права как наука и ее признаки.

Теория государства и права как наука и ее признаки.

ТГП (как наука)– это обобщающая политико-правовая наука, характеризующая основы Г. и П., раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначение в обществе.

Признаки:

1) фундаментальная наука:

· изучает государство и право, без нормального функционирования которых немыслимо существование современного человеческого сообщества;

· является непременным атрибутом комплекса знаний о человеке, его поведении и активно способствует правомерному общению людей друг с другом, а в конечном счете их воспроизводству;

· в ней аккумулируются в концентрированном виде основные постулаты, достижения, прогностические модели юриспруденции. Она находится в одном ряду с другими фундаментальными науками – как с естественными (физикой, химией, биологией), так и с науками общественными (психологией, педагогикой, философией) и т.д. и взаимодействует с ними.

2) социально-гуманитарная наука – исследует и освещает в обобщенном виде наиболее крупные и важные явления жизни общества со времени перехода человечества в эру цивилизации.

3) универсальная наука – сочетает необходимые обобщенные государственно-правовые знания, способствует выработке основополагающих идей и принципов, которые должны лежать в основе жизни социума.

4) прогностическая наука – формулирует тенденции, закономерности их функционирования и развития, выдвигает гипотезы о дальнейшем развитии государства и права, разрабатывает теоретические модели правовых экспериментов.

Теория государства и права как наука: предмет и функции.

Предмет ТГП – это наиболее общие и основные закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений.

Специфические черты предмета ТГП:

1. ТГП изучает свойства государственно-правовой системы общества в целом, т.е. рассматривает наиболее общие вопросы

2. ТГП изучает основные закономерности Г и П, т.е. закономерности, которые имеют общий и относительный характер.

Предмет ТГП:

1. государство и право, как явления цивилизации и культуры;

2. основные понятия государства и основные понятия права

3. основные правовые принципы

4. разделение властей,

5. ответственность за вину,

6. презумпция невиновности и др.;

7. основные ценности государства и права

8. основные закономерности развития государства и права

9. повышение роли права;

10. возрастание государственно-правового влияния и т.д.

Функция ТГП – направления теоретической деятельности, отражающие общее и специфическое значение данной науки.

1. Онтологическая – зачем нужно, откуда произошло, объясняет, констатирует;

2. Теоретико-познавательная (гносеологическая) функция нацелена на выявление природы государства и права, приращение научных знаний о них.

3. Методологическая функция – разрабатывает общие положения, теории, категории, концепции, которые будут положены в основу деятельности.

4. Идеологическая функция - формирует юридическое мировоззрение субъекта.

5. Прогностическая функция позволяет предвидеть развитие Г и П.

6. Политико-управленческая функция отражает одновременно единство и взаимосвязь, противоречия и динамизм политических и правовых явлений.

Методы юридической науки.

Метод – это совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих (действительность) знаний.

Виды методов теории государства и права:

I. Всеобщие методы (имеют важное методологическое значение, т.к. они представляют собой мировоззренческий стержень исследований. Однако использования только этих методов недостаточно, т.к. они не дают ответа на конкретные вопросы юридических наук. Они указывают только на самые общие подходы к решению проблем, поэтому кроме всеобщих используются и другие методы)

1) метафизический (Г и П рассматриваются как вечные и неизменные социальные институты НЕ связанные друг с другом и другими социальными явлениями)

2)диалектический (Г и П рассматриваются как явления исторические, взаимосвязанные и развивающиеся)

а) идеалистический(возникновение Г и П связано с разумом, сознанием):

- объективный идеализм (возникновение Г и П связано с нечеловеческим разумом)

- субъективный идеализм (возникновение Г и П связано с волей людей)

б) материалистический (возникновение Г и П связано с объективными закономерностями развития общества):

- переход количественных изменений в качественные,

- закон единства и борьбы противоположностей и т.д.


II. Общенаучные методы (приемы и способы научного познания, которые не охватывают всего процесса познания, а используются на отдельных его этапах. Они используются всеми науками)

1) логический (основан на использовании законов и правил формальной логики, а также разнообразных логических операций: анализ (разложение объекта на части), синтез (собирание объекта), индукция (от частного к общему), дедукция (от общего к частному)).

2) исторический (основан на исследовании истории возникновения и основных этапов развития изучаемого объекта)

3) структурно-функциональный(основан на исследовании структуры и функций изучаемого объекта)

4) системный (основан на исследовании взаимосвязи изучаемого объекта с другими объектами как элементами системы)

5) метод комплексного исследования

а) изучение не только основной проблемы, но и всех взаимосвязанных с ней проблем)

б) решение задачи с позиции не одной, а нескольких наук.


III. Частно-научные / специальные методы(данные методы разработаны различными науками и используются юридической наукой в государственно-правовых исследованиях)

1) статистический (основан на сборе, обработке и анализе информации, характеризующей качественные и количественные изменения объекта)

2) социологический (основан на использовании социологических приёмов: наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т.д.)

3) социально-психологический(основан на исследовании социально-психологических характеристик личности, социальных групп и общества в целом)

4) математический (основан на использовании математических методов и моделей в государственно=-правовых исследованиях)

5) кибернетический (основан на использовании системы понятий, категорий и технических средств кибернетики)


IV. Специальные юридические методы (разработаны юридической наукой на основе частно- и общенаучных методов)

1) формально-юридический / нормативно-догматический метод (основан на изучении права в чистом виде, т.е. вне его связи с политикой экономикой и другими социальными явлениями).

2) метод сравнительного государство- и правоведения (основан на исследовании изучаемого объекта в сравнении с аналогичными объектами в других странах)

3) метод государственно-правового эксперимента (основан на апробации государственно-правовых нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах)

4) метод государственно-правового прогнозирования (основан на построении научных прогнозов развития изучаемых объектов)

Теологическая теория

Представители: Фома Аквинский, А. Августин, Жак Маритен

Согласно данной теории право создано Богом для регулирования жизни людей. В основу теологического учения положен тезис о существовании высшего божественного закона, который составляет основу действующего права. В своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные источники, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы – заповеди Моисея – были даны человечеству Богом. Во главе системы права находится вечный закон, Божественный разум, управляющий миром. согласно теологической теории право - это система норм поведения, исходящая от Бога.

Достоинства:

1) теория способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности; препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности

Недостатки:

1) теория, требует веры в какое-либо божественное начало;

не существует универсально приемлемой концепции Бога;

2) теологическая теория исходит из религиозных воззрений, не является научной

3) требует признания посредника (пророка) между Богом и
людьми, который мог бы толковать сакральные нормы, что позволяет лицу, интерпретирующему божественные законы, избежать ответственности за правотворчество и право-
применение

Естественно-правовая теория
Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие.
Главными идеями этого учения выступают следующие:
1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;
2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;
3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.
Достоинства этой теории:
- это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
- сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;
- провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Недостатки этой теории в том, что данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно. Кроме того, такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей .

Позитивистская теория Теория государства и права как наука и ее признаки. - student2.ru

Представители:Г. Ф. Шершеневич, Дж. Остин

Эта теория возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». Право — это приказ, принуждение исходящий от государства. Право возникает с государством, не будет государства — не будет права. К тому, кто нарушает нормы позитивного права применяется санкция (кара, наказание).

Достоинства:

1.Возможность установления стабильного правопорядка.

2.Детального изучения структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.

Недостатки:

1.Искусственная ограниченность права как системы от фактических общественных отношений.

2.Отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений.

3.Отказ от исследований содержания права, его целей.

Историческая концепция права
Историческая школа права сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие.
Основные идеи названной доктрины:
1) право – это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;
2) право - это, прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр «национального духа», глубин народного сознания;
3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека .
Позитивные моменты этой теории состоят в том, что впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе, справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению и верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.
Негативные моменты: данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя, ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права
Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.
Основные идеи данного учения заключаются в следующем:
1) исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;
2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками ;
3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.
Достоинства теории: верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы; нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов; признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.
Недостатки: представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами; признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

Материалистическая (Марксистская) концепция правопонимания
Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.
Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:
1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;
2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;
3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством .
Представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного, показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него, обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.
Но в то же время они преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества, излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.


Психологическая теория права
Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. В широкое понимание права нередко включаются наряду с нормами права, правоотношениями, идеями права также и правосознание. Тем самым признается психологический аспект права. Пионером психологического направления в юриспруденции считают дореволюционного юриста Л.И. Петражицкого (1867-1931). Для этого направления характерно преувеличение роли психологического фактора в правовой жизни.
Л.И. Петражицкий полагал, что право не есть реальность, оно лишь комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Право есть психологический фактор общественной жизни и действует только психологически.
Более того, Л.И. Петражицкий рассматривал право как явление, порожденное индивидуальным сознанием, а не общественным. Единственным источником права он считал индивидуальное сознание. Всякое иное право, существующее вне сознания человека, есть оптический обман .
Л.И. Петражицкий под правом понимал эмоциональные переживания человека императивно-атрибутивного характера.
Основными идеями этой доктрины являются:
1) психика людей – это фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;
2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);
3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право .
Достоинства: обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр.
Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида; акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.
Недостатки: представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права; в связи с тем, что «подлинное» (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права
Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями. Социологический подход к пониманию права отдает предпочтение действиям или правоотношениям.
Причем правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в правовой системе. Право - это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права представляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Представители социологического подхода к праву различают право и закон. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок.
Право, зафиксированное в законах, и право, фактически складывающееся на практике, отличаются так же, как живое право отличается от мертвого права. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. Законодатель не создает новую норму права - считал наиболее яркий представитель социологической школы начала XX в. Е. Эрлих, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике.
Основные идеи заключаются в следующем:
1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;
2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория «живого» права;
3) формулируют такое «живое» право, прежде всего, судьи в процессе юрисдикционной деятельности.
Они наполняют законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества .
К плюсам данной теории относятся: она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение; фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права; хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.
Минусы: если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной; в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.
Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества.

Публичный характер

Власть осуществляется от имени всего общества специально созданными для этого органами (государственные органы и учреждения)

Система налогов и сборов

Правовые

На основе правовых норм в рамках установленных законов

Метод убеждения

Аккумулируя нравственно-гуманистические начала, используется власть имущими при помощи системы идеологических средств для внушения и формирования положительных эмоций и представлений о действующей государственной власти. Механизм убеждения включает совокупность организационных, психологических, идеологических, информационных средств и форм активного воздействия на разум и волю людей, их индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

Метод принуждения

Означает насильственное воздействие властвующего субъекта на подвластных субъектов с целью принудить их действовать в интересах существующей государственной власти. Механизм принуждения включает совокупность принудительных психологических, организационных, материальных средств и форм активного воздействия на волю и поведение подвластных субъектов. Любое государственное принуждение должно носить правовой характер, т.е. его вид, мера, сроки должны соответствовать действующим правовым нормам и применяться в четких процессуальных формах. Когда игнорируется право и метод принуждения становится основным, тогда власть становится жесткой и государство неизбежно приобретает тоталитарный, деспотический характер.

Метод стимулирования - Состоит в поощрение социально полезных вариантов поведения.

Метод рекомендации - Предоставление субъектам наиболее целесообразных вариантов поведения.

2. Неправовые

Осуществляются с нарушением правовых предписаний. Нарушают права и свободы человека и гражданина.

Правовые

На основе правовых норм в рамках установленных законов

Метод убеждения

Аккумулируя нравственно-гуманистические начала, используется власть имущими при помощи системы идеологических средств для внушения и формирования положительных эмоций и представлений о действующей государственной власти. Механизм убеждения включает совокупность организационных, психологических, идеологических, информационных средств и форм активного воздействия на разум и волю людей, их индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

Метод принуждения

Означает насильственное воздействие властвующего субъекта на подвластных субъектов с целью принудить их действовать в интересах существующей государственной власти. Механизм принуждения включает совокупность принудительных психологических, организационных, материальных средств и форм активного воздействия на волю и поведение подвластных субъектов. Любое государственное принуждение должно носить правовой характер, т.е. его вид, мера, сроки должны соответствовать действующим правовым нормам и применяться в четких процессуальных формах. Когда игнорируется право и метод принуждения становится основным, тогда власть становится жесткой и государство неизбежно приобретает тоталитарный, деспотический характер.

Метод стимулирования - Состоит в поощрение социально полезных вариантов поведения.

Метод рекомендации - Предоставление субъектам наиболее целесообразных вариантов поведения.

2. Неправовые

Осуществляются с нарушением правовых предписаний. Нарушают права и свободы человека и гражданина.

Правотворческая

Деятельность по подготовке и изданию нор­мативных актов

Правоприменительная

Деятельность по реализации норма­тивных актов путем принятия актов применения права, это повсе­дневная работа по выполнению законов и по разрешению разнооб­разных вопросов управленческого характера

Правоохранительная

Деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

Организационные формы:

Не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

1. Организационно-регламентирующую (текущая работа опреде­ленных структур по обеспечению функционирования органов госу­дарства, связанная с подготовкой проектов документов, организа­цией выборов и т.п.);

2. Организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабже­нием и т.д.);

3. Организационно-идеологическую (повседневная воспитатель­ная работа по идеологическому обеспечению выполнения различ­ных функций государства, связанная с разъяснением вновь издан­ных нормативных актов, формированием общественного мнения и пр.).

16) Понятие и признаки механизма (аппарата) государства.

Механизм государства - это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Узкий подход:

МГ= аппарат государства и представляет собой совокупность государственных органов и учреждений посредством которых осуществляется государственная власть.

Статический подход:

В понятие МГ помимо госаппарата включается деятельность госаппарата по осущетсвлению функции и задач по управлению государства.

Признаки МГ:

На службе МГ состоит особый разряд людей чиновников служащих которые не занимаются производящим трудом ,а состоят на службе государства

Системность

Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов которой присуще качественно новые признаки отдельных элементов

Элементов МГ выступают государственные органы и учреждения (армия, тюрьма)

Органы государства взаимодействуют между собой и взаимно влияют друг на друга

Посредством МГ практически осуществляется государственная власть управление и принуждение выполяняются задачи и функции государства

Наличие единых принципов создания и функционирования

Принцип деятельности МГ - это основополагающее руководящее начало идеи положения в соответствии, с которыми создается и функционирует МГ

Виды органов государства

Первичные

Это органы, которые черпают свою властные полномочия непосредственно от властвующего субъекта

А)Выборные(Президент, Федеральное собрание, главы субъектов РФ, мэры)

Б)Наследуемые (Правительство РФ, Прокуратура, Судебные органы)

Производные

Органы, которые формируются первичными органами государства

например: Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой;

Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируются Советом Федерации Российской Федерации

3. По порядку принятие решения

А)Единоличные

Президент, Министр, губернатор, мэр, прокурор, глава администрации

Б)Коллегиальные

Решения принимаются простым либо квалифицированным большинством

КС, Уставный суд, Федеральное собрание, Правительство

4. По территориальному признаку

А)Федеральные органы

Власть на всю территорию РФ

Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства

Б)Органы субъектов РФ

Власть только на территорию данного субъекта

глава субъекта Российской Федерации, представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации, правительство субъекта Российской Федерации

В)Муниципальные органы

Власть на территории муниципалитетов. ОМ не входят в систему органов государственной власти. Не осуществляют гос. власть ,а муниц, служащие не явл. Госслужащими

5. По объему властных полномочий

а) высшие – правительство, парламент и др.;

б) центральные – министерства;

в) местные – государственные органы субъектов Федерации

6. По объему компетенции

А)Общей компетенции

Вправе принимать решение по любым вопросам

Президент, Правительство

Б)Специальной

Министерства, Гос. комиссия по расследованию причин аварий, службы, агентства

7. По времени функционирования

А)Постоянные

создаются без ограничения срока действия

Президент, Федеральное собрание, Правительство

Б)Временные

Создаются для выполнения краткосрочных задач и достижения краткосрочных целей

Например: чрезвычайные ситуации

Право и мораль

Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты:

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нор­мативности;

б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегичес­кой задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия:

1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государствен­ной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой истори­ческий период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе мо­жет действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе су­ществует система общепринятых моральных взглядов (так называемая гос­подствующая мораль).

3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категори­ях этики. (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирова­ния моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как ре­зультат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму об­щественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в от­личие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конеч­но, ту или иную моральную систему можно с<

Наши рекомендации