Источники конституционного права: понятие и система.
Под источником конституционного права обычно понимают форму бытия общих правил поведения (внешнюю форму их выражения), регулирующих отношения государственно-правового (конституционного) характера. Другими словами, под источником конституционного права в юридическом (формальном) смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение конституционно-правовые нормы.
!!!!!!ТО ЧЕ Я КРАСНЫМ НАХЕРАЧИЛА, ТО И НУЖН В ОСНОВНОМ
Систему источников конституционного права составляют:
1. Конституция Российской Федерации
Конституция РФ 1993 г. является первостепенным источником конституционного права и каждой правовой отрасли в отдельности. Ее характерной чертой является то, что она регулирует важнейшие общественные отношения между человеком, обществом, государством; закрепляет основы конституционного строя, провозглашает основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливает принципы федеративного устройства, а также принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ
Об этом виде законов говорится в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 Конституции РФ[27]. Это особый правовой акт, который имеет особый статус и отличается как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. По мнению В.А. Толстика, существует достаточно оснований для предположения о том, что юридическая сила закона о поправке к Конституции РФ должна приравниваться к юридической силе глав 3-8 Конституции РФ[28]. К настоящему времени в Конституцию РФ было внесено всего лишь 2 поправки, одна из которых связана с увеличением срока полномочий Президента РФ с 4 до 6 лет и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ с 4 до 5 лет, а другая – с ежегодной отчетностью Правительства РФ перед Государственной Думой.
3. Федеральные конституционные законы
В ч. 1 ст. 108 Конституции РФ провозглашено, что «федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ». Из этого следует, что исчерпывающий перечень федеральных конституционных законов дан в самой Конституции. Любое дополнение этого перечня возможно лишь путем изменения Конституции. В ч. 2 ст. 108 Конституции РФ установлен особый порядок их принятия.
4. Федеральные законы
Конституция Российской Федерации предусматривает принятие около 50 федеральных законов. При этом в Конституции содержится отсылка либо к прямо поименованному федеральному закону, либо к вопросу, требующему урегулирования федеральным законом.
5. Акт референдума
Референдум РФ – всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Юридическая сила решения, принятого на референдуме РФ, заключается в том, что оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Более того, данное утверждение действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме.
6. Указы Президента РФ
Президент на основе и во исполнение Конституции РФ и законов издает указы и распоряжения (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ). Эти акты не могут противоречить конституционным нормам, они обязательны для исполнения на всей территории государства.
Глава государства по частным вопросам издает распоряжения, содержащие конкретные поручения, задания, не являющиеся нормативными актами.
Указы принимаются Президентом РФ в процессе осуществления им повседневного государственного руководства и регулируют вопросы, связанные с осуществлением его полномочий.
Для нормативных указов, издаваемых Президентом РФ, характерна, прежде всего, их направленность на детализацию и конкретизацию общих установлений и принципов закона. Указ детализирует закон в тех случаях, когда без такой конкретизации процесс его применения был бы затруднен или даже невозможен1.
7. Акты представительного и законодательного органа Российской Федерации – Федерального Собрания
К их числу относятся постановления Совета Федерации и Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению, содержащие конституционно-правовые нормы. Как правило, постановления палат парламента принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (ст. 102, 103 Конституции РФ).
Среди постановлений палат нормативных актов сравнительно немного. Большинство постановлений являются индивидуально-правовыми актами, которые принимаются по различным организационным вопросам.
8. Акты Правительства РФ
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения (ч. 1 ст. 115). Распоряжения издаются для решения оперативных и других текущих вопросов и носят ненормативный характер.+ К ЭТОМУ ВСЕМУ ДОБАВИТЬ, ЧТО ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА НЕ ДОЛЖНЫ ПРОТИВОРЕЧИТЬ НЕ ТОЛЬКО КОНСТИТУЦИИ РФ, НО И УКАЗАМ ПРЕЗИДЕНТА РФ
9. К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России – конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции РФ. Хотя с формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стояли бы выше актов парламента и Президента РФ, но по существу он таковым является. Существует презумпция конституционности каждого закона, но любые акты или их отдельные положения, признанные судом неконституционными, утрачивают силу[29]. В.А. Туманов называет Конституционный Суд РФ «негативным законодателем», отмечая, что он «более, чем таковой, в той мере, в какой его решения носят характер прецедента, т.е. содержат правило или указание, которому в дальнейшем должны следовать законодательные и иные органы»[30].
К источникам конституционного права они стали относиться недавно. Постановления являются источниками, во-первых, потому, что многие конституционные нормы и иные законодательные нормы действуют в том истолковании, которое дано им в результате процедуры конституционного контроля. Во-вторых, потому что решения о недействительности правовой нормы как противоречащей Конституции, выносимое этим органом, есть не что иное, как своеобразный негативный источник права: он не формулирует, а наоборот, отменяет норму.
10. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры
В Основном законе нашей страны определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составляют часть ее правовой системы (ч. 4 ст. 15).
Согласно п. «а» ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»[31], под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Россией с иностранными государствами либо международными организациями в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
На конституционном уровне закреплена общая норма, согласно которой устанавливается приоритет международных договоров, – разумеется, участницей которых является Российская Федерация, – над положениями ее внутреннего устройства. Это означает, во-первых, что если в международном договоре содержатся иные положения, чем в законе, то действуют положения договора. Во-вторых, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России имеют прямое, непосредственное действие на российской территории.
11. Внутригосударственные договоры служат источником конституционного права, если регулируют отношения в случае, когда заключившие их субъекты на это управомочены.
Источником конституционного права является Федеративный договор, заключенный в Москве 31 марта 1992 года.
К этой же группе источников права относятся договоры между субъектами Российской Федерации, заключенные с 1990 года с целью развития «горизонтальных связей» (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ).
12. Декларации
Особое место среди источников права занимает декларация, принятая высшими органами государственной власти. В ней решаются принципиальные вопросы государственного строительства, суверенитета, свободы личности, дается оценка социально-политической ситуации. Источником конституционного права является Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, принятая первым Съездом народных депутатов 12 июля 1990 года, и Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 года, Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года.+ ТУТ ТО, ЧТО ДЕКЛАРАЦИИ НЕ СОДЕРЖАТ В ПРИНЦИПЕ НОРМ КАКИХ-ЛИБО, А ПРОСТО ЗАПРЕКЛЯЮТ УСТРОЙТВО ГОС-ВА, И ДЕКЛАРАЦИИ ДЕЛАЮТСЯ, КОГДА МЕНЯЕТСЯ ГОС-ВО И ОБЩЕСТВО, А ИМЕННО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОСЛЕДНИМИ.
13. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии
Они обычно содержат нормы конституционного права (например, Постановления ЦИК РФ от 29.01.1998 г. «О модельном законе субъекта Российской Федерации об избирательной комиссии субъекта РФ»). Принятие нормативных актов ЦИК направлено на конкретизацию соответствующих законов и обеспечение их единообразия в применении.
14. Регламенты
Регламенты содержат нормы, определяющие порядок деятельности и структуру органа публичной власти. Например, регламент Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания России, регламент Конституционного Суда, Правительства РФ.
15. В системе нормативных правовых актов каждого субъекта РФ важным источником конституционного права являются конституции республик в составе Российской Федерации и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Они имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем другим актам соответствующего субъекта и носят учредительный характер. В конституциях и уставах соответствующих субъектов Федерации закрепляется схема управления регионом, конкретизируется структура, функции и положение органов государственной власти, права и обязанности человека и гражданина, формы участия граждан в государственном управлении и другие вопросы.
16. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 5) субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство. Следовательно, отдельные законы субъектов Федерации, содержащие нормы конституционного права, также являются источниками конституционного права.
17. Источниками конституционного права являются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации (указы или постановления высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, постановления представительных (законодательных) или исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
18. К источникам конституционного права относятся акты органов местного самоуправления (постановления представительного или исполнительного органа, регламенты, положения, уставы о местном самоуправлении и т.д.). ВОТ ПОСЛЕДНИЕ ПРО АКТЫ СУБЪЕКТОВ И Т.Д МОЖНО В КУЧУ НАМЕШАТЬ И НАГУТАРИТЬ ЕЙ ВСЕГО ПРО ЭТО В ЦЕЛОМ. УЖ ОТДЕЛЬНО ДУМАЮ ЕЙ НЕ ХВАТИТ ТЕРПЕНИЯ СЛУШАТЬ ОДНО И ТО ЖЕ ПРАКТИЧЕСКИ.
Все вышеперечисленные источники конституционного права регламентируют общественные отношения, жизненно важные для общества и государства. В них содержатся правовые предписания, являющиеся основой для всех других отраслей права. Все анализируемые источники, как и источники других отраслей права, отличаются формальной определенностью и общеобязательностью.
Федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации как источники конституционного права.(ЭТО ЕСТЬ В ТЕТРАДКЕ ПО СЕМИНАРУ, ТАБЛИЦА)
!!!!!! РЕБЯТ, ТУТ У МЕНЯ В ТЕТРАДКЕ ВСЕ ЕСТЬ, ФОТКАТЬ НЕ БУДУ, СМЫСЛА Нет, НИЧЕ НЕ ПОЙМЕТЕ ПРОСТО. НО ТУТ Я ДУМАЮ НАДО РАСКАЗАТЬ ПРО ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ПРО ИХ ЮР СИЛУ , ПРО ВЕТО И Т.Д
Конституционно-правовые отношения: понятие, признаки, виды.
Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем (те же признаки + все то, что исходит из определения).
1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;
3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.
Виды:
1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:
Конкретные (в них четко обозначены субъекты, их взаимосвязанные права и обязанности).
Общие (обратная ситуация с конкретными).
правовые состояния (особый вид).
2. С точки зрения времени функционирования:
постоянные (срок их действия не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях, напр., смерть гражданина прекращает отношения по гражданству);
временные (возникают в результате реализации конкретных норм - правил поведения; с выполнением заложенной в правоотношение правовой обязанности они прекращаются, напр., правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).
3. По назначению (по специфике правового регулирования):
материальные (реализуются само содержание права и обязанности);
процессуальные (регламентируют порядок реализации правовых действий, т.е. процедуру).
4. В зависимости от вида норм (по целевому назначению):
правоустановительные (содержащие права и обязанности);
правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).
Конституционное право России как наука и учебная дисциплина. Тенденции развития конституционного права России.
Конституционное право (как наука) – совокупность научных теорий, взглядов, суждений по проблемам конституционного права. Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук и относится к отраслевым наукам (т.е. изучает отрасль конституционного права).
Конституционное право (как учебная дисциплина) – состоит в изучении отраслей конституционного права при этом изучение осуществляется на основе теоретических разработок, составляющих содержание науки конституционное право.
Тенденции развития КП.
Развитие отрасли КП на современном этапе связано с осуществлением следующих основных задач:
1.укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти;
2.обеспечение единства конституционно-правового законодательства путем устранения имеющегося несоответствия положений Конституций, уставов и законов субъектов РФ федеральным Конституции и законам;
3.совершенствование федеративного устройства России, принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
4.расширение гарантий, реального обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина;
5.совершенствование структуры, принципов и методов деятельности государственного аппарата, сокращение имеющихся излишних звеньев, обеспечение должной координации территориальных органов федеральных исполнительных органов государственной власти, действующих в субъектах РФ;
6.развитие процессов формирования гражданского общества, становление подлинной многопартийной системы;
7.развитие законодательства, способствующего практическому утверждению МСУ;
8.завершение процесса разработки и принятия всех предусмотренных в Конституции федеральных конституционных законов и федеральных законов (например, ФЗ «О Конституционном Собрании»);
9.повышение действенности конституционно-правового регулирования, механизма реализации конституционно-правовых норм; усиление различных форм ответственности за нарушение последних.