Закон: понятие, признаки, виды.

Закон– это нормативно правовой акт издаваемый высшими правительственными органами гос власти или принимаемый в порядке референдума, обладающий высш юр силой и регулирующий наиболее важные общ-е отношения.

признаками:-принимаются только законодательными (представительными) органами гос-ой власти или непосредственно народом в порядке референдума; -обладают высшей юр. силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон; -регулируют наиболее важные, основополагающие отношения. Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юр. силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

В зависимости от их значимости в системе действующего закон-а России различают законы фед-ые конст-ые, фед-ые законы субъектов РФ. Конституционные законы - это законы, кот. принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. К ним относятся законы: о военном положении; о чрезвычайном положении;о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта РФ; о гос-ом гербе, гимне и флаге РФ; о референдуме; о судебной системе; Феде-ые законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конс-ых законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.). Феде-ые законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные. Особенностьюзаконов субъектовРФ является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являютсяконституцииреспублик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций. Виды законов по сроку действия: -постоянные; чрезвычайные (исключительные) законы - принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер. Виды законов по содержанию: общие, действующие в отношении всех граждан данного государства; специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм. Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. Д

86.Понятие, принципы и требования законности.

Законность – это выраженная в точном и неуклонном исполнении и соблюдении законов всеми субъектами права их общая воля.

Понятие законности приобретает исходное значение в гос-ве, где признается верховенство закона Когда мы говорим о точном и неуклонном соблюдении и исполнении законов всеми субъектами права, то прежде всего сталкиваемся с равенством граждан перед законом. Ибо каждый из них призван делать то же, что и другой: неукоснительно соблюдать и исполнять законы государства. Это равенство представляет собой равенство их прав и обязанностей по отношению к действующим законам. В свою очередь оно выступает как количественное отношение, ибо каждый имеет такой же объем прав и обязанностей, что и другой. Требованиями законности являются:

1. Верховенство закона в отношении других НПА. 2. Издание нормативно-правовых актов лишь полномочными органами и в пределах своей компетенции. 3. Своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества. 4. Обеспечение прав и свобод гражданина и человека, провозглашенных международными актами. 5. Надзор за точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов. 6. Пресечение любого беззакония и произвола.

Кпринципам законности относятся:

1. Единство законности в масштабах всего гос-ва. Этот принцип означает борьбу с местничеством и волокитой, единообразное понимание и исполнение законов гос-ва, недопустимость посягательства на общие интересы путем абсолютизации особенных и т. д.

2. Обязательность соблюдения законности для всех без исключения. Перед законом все должны быть равны.

3. Неразрывная связь законности с общей культурой населения. Чем выше его культурный уровень, тем прочнее законность и незыблемость законов. Особое значение приобретает правовая культура общества. Без правовых знаний не могут соблюдаться и исполняться законы. Сами же законы должны быть доведены до сведения всех граждан. Именно поэтому в Конституции РФ было записано: «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются».

4. Связь законности и целесообразности. Этот принцип означает, что законы государства должны быть оптимальными, то есть не только выражать и воплощать волю общества, но и соответствовать потребностям общественного развития. Целесообразность должна пониматься и как наиболее рациональные действия должностных лиц, осуществляющих свои полномочия в пределах закона и на основе законов.

5. Контроль со стороны общества за законностью. Он осуществляется в разнообразных формах и призван обеспечить незыблемость законов, охрану прав и законных интересов граждан

Монархия. Виды монархий.

Различают следующие разновидности монархии: абсолютная (неограниченная); конституционная (ограниченная); дуалистическая; парламентарная.
Абсолютная монархияхарактеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом. (Кувейт. Сауд.арав) Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству. Юридически за монархом остается громадная власть: окончательное утверждение законов, их исполнение, назначение и смещение всех чиновников, объявление войны и заключение мира - все это лежит на нем, однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Дуалистическая монархия - это первоначальная форма ограниченной, или конституционной монархии.. Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными или определенной их частью, если избирательное право - цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, т.е. без его утверждения закон в силу не вступит. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Как и для абсолютной монархии, дуалистической типичен авторитарный политический режим.(Марокко,Иордания) Парламентарная форма правления.Здесь наблюдается развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократической или, по крайней мере, либеральный демократический режим.

Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партии, таким большинством располагающей. Монарх при данной форме правления "царствует, но не правит". Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. (Англия. Испан., Нидерл.)

Наши рекомендации