Вопрос 2 Закон: понятие, признаки, виды.

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1) принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ – т.е. особый процессуальный порядок; 3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа; 4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить; 5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке. Классификация законов может проводиться по различным основаниям: по их юридической силе (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, закон субъектов Федерации); по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные); по сроку действия (постоянные законы и временные); по характеру (текущие и чрезвычайные); по сферам действия (общефедеральные и региональные); по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические); по степени систематизации (обычные и кодификационные) по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные); по объему регулирования (общие и специальные).

Вопрос 3 Применение права, как специфическая форма его реализации: понятие, признаки. Основные требования правильного применения права.

Реализация права – претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (гос органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан). В юр. литературе выделяют 4 формы реализации права: Соблюдение, Использование, Исполнение, Правоприменение. Правоприменение ничем не отличается от применения права. Правоприменение – специфическая деятельность управомоченных лиц и органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесению индивидуально-правовых актов (актов применения права). От первых трех форм реализации права правоприменение отличается тем, что реализовывать право могут только специально управомоченные лица.

Признаки: 1. Осуществляется специальными органами или лицами, наделенными соответствующей властью (В РФ в 90% речь идет о гос. органах – суд (чаще всего) либо должностные лица. 2. Происходит в строго процедурных формах. Процедура имеет место тогда, когда юр. дело необъемно (Пр. постановка на налоговый учет). Если речь идет о судебном деле, то имеет место не процедурная форма, а процессуальная. 3. При правоприменении производится толкование пр. нормы и в большинстве случаев (если речь идет о суд. процессах), то имеет место неявное правотворчество (поднормативное регулирование) 4. Осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в спец литературе название правоприменительных отношений. Активная роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями. 5.Это сложная форма реализации права, т.к. ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга. 6. Это неоднократное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела). Случаи, когда правоприменении необходимо: 1) Когда лицо поставлено в такие условия, что оно не может самостоятельно реализовать свои права и требуется участие властных органов (получение пенсии, зачисление в ВУЗ, регистрация брака) 2) Когда субъективные права лица нарушены, либо оно полагает, что они нарушены (гр-правовые споры) 3)Когда имеет место привлечение к юр. ответственности. Требований правильного толкования не нашла в литературе, но их несложно вывести их признаков (уполномоченными органами в строгом соответствии с процедурно-процессуальными требованиями).

Билет № 21

Наши рекомендации