Правовое государство: история формирования и современное состояние

Юридическая ответственность: понятие, признаки.

Юридическая ответственность — применение мер гос-го принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юр/ ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).

Юр. ответственность имеет следующие признаки:

наступает только за те деяния, которые предусмотрены правовыми нормами; налагается только за совершенные поступки, а не за мысли или намерения;

налагается компетентными гос-ми органами в ходе определенной законом процедуры; о влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя; предполагает госу-ое принуждение правонарушителя к исполнению норм права; о наступает только один раз за одно и то же преступление.

Указанные признаки юр. ответственности обязательны, отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юр. ответственности и позволяет отграничить ее от других правовых и неправовых категорий.

Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность:

уголовную - наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.;

административную - наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;

гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;

дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.

Социальная природа государства

Гос-ая власть является разновидностью социальной власти, обладает всеми признаками последней, но имеет особенности. Особенностью является то, что ее субъект и объект обычно не совпадают. Это особенно проявляется в классовом обществе. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Совпадение состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным, как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Т.е. имеет право активно участвовать в формировании выборных органов власти, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Вместе с тем тесного совпадения субъекта и объекта нет и в демократическом обществе, иначе гос-ая власть утратить пол-ий характер и превратиться в общественную.

Соц-ое гос-во - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу гос-ва, предполагающая конституционное гарантирование экон-их и соц-ых прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности гос-ва. Означает, что гос-во служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные соц-ые различия. Впервые соц-ый характер гос-ва был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского гос-ва: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать гос-ую поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему соц-ых служб; д) устанавливать гос-ые пенсии, пособия и иные гарантии соц-ой защиты

Референдум: понятие и виды.

Рефере́ндум — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу. Референдум – одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ.

Референдум РФ – голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам гос-го и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании.

В зависимости от содержания законопроекта,вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы:1) конституционный; 2) обыкновенный.

В зависимости от времени проведения референдумыделятся на: 1) превентивный (дозаконо-дательный); 2) утверждающий (послезаконодатель-ный).

По порядку проведениямогут быть референдумы:1) обязательные; 2) факультативные.

Виды референдумав зависимости от территории:1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

Особенностью референдума РФявляется то, что он проводится по особо важным вопросам для гос-ва (принятие новой Конституции).

Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти:1) досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов; 2) персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления; 3) избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Местный референдумпроводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»).

Принципы проведения Всероссийского референдума:

1) всеобщность; 2) равенство права всех граждан РФ на участие в референдуме; 3) прямое волеизъявление граждан; 4) тайное голосование на референдуме тайное.

Право принимать участие в референдуме РФ принадлежит всем гражданам РФ. Никто не может быть лишен этого права. Не имеют права участвовать в референдуме РФ только граждане, признанные судом недееспособными, или те, в отношении которых вступил в силу приговор суда с наказанием в виде лишения свободы. Право участвовать в референдуме возникает с момента достижения гражданином 18 лет

Формы демократии

Демократия — это политическая система, в которой политическая власть осуществляется свободно выражающим свою волю большинством граждан.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на: прямую; представительную

Прямая демократия - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Названные вопросы определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.

Принципы демократии: принцип народного суверенитета,согласно которомуединственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ; свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей;участие гражданв управлении делами гос-ва с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной); конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом; наличие оппозиции,которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство; принцип разделения властей,в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них

Понятие и признаки права.

Право– это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности. Право – один из вдов регуляторов общественных отношений, система общеобязательных, формально определенных, гарантир-х гос правил повед-я, регулирующих общ-е отношения.
Признаки права:
1) государственно-волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;
2) нормативность. Устанавливает правила поведения общего хар-ра(право возведено взакон, право на жизнь)
3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;
4) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;
5) формальная определенность. Право как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов
6) системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;
7) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;
8) установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства.
Сущность и содержание праваотражают основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов

Школа естественного права.

Естественно-правовая теория исходит из того, что кроме позитивного права, источником которого выступает гос-о, существует естественное право, являющееся вышестоящим по юр-ой силе и включающее в себя естественные притязания людей, кот. принадлежат им от рождения, — право на жизнь, неприкосновенность личности, право собственности и проч.

Естественно-правовая теория свою завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев и др. Основные идеи данной доктрины:

разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми гос-ом, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под кот. понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и кот. выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

источник прав человека видится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, права человека приобретаются от рождения либо от Бога.

Достоинства теории:

это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, т. е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;

провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым выбивает «теоретическую» почву из-под ног произвола чиновников и государственных структур.

Слабые стороны теории:

такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто;

такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей

Монархия. Виды монархий.

Различают следующие разновидности монархии: абсолютная (неограниченная); конституционная (ограниченная); дуалистическая; парламентарная.
Абсолютная монархияхарактеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом. (Кувейт. Сауд.арав) Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству. Юридически за монархом остается громадная власть: окончательное утверждение законов, их исполнение, назначение и смещение всех чиновников, объявление войны и заключение мира - все это лежит на нем, однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Дуалистическая монархия - это первоначальная форма ограниченной, или конституционной монархии.. Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными или определенной их частью, если избирательное право - цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, т.е. без его утверждения закон в силу не вступит. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Как и для абсолютной монархии, дуалистической типичен авторитарный политический режим.(Марокко,Иордания) Парламентарная форма правления.Здесь наблюдается развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократической или, по крайней мере, либеральный демократический режим.

Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партии, таким большинством располагающей. Монарх при данной форме правления "царствует, но не правит". Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. (Англия. Испан., Нидерл.)

Функции правовой культуры

Правовой культурой считают особое юр-ое достояние общества, кот. можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

Для правого сознания характерны следующие признаки:

оно является одной из форм общественного сознания; состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов и других компонентов, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям; обращено не только к настоящему, но и к прошлому и будущему; ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, выступает своеобразным «внутренним» посылом для выбора и принятия юридически значимого поведения.

Правое сознание — совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов и других компонентов, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям и в целом к праву — действовавшему, действующему и желаемому.

Познавательная функция (гносеологическая) — состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности;

Прогностическая функция - состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы;

Правотворческая. Правосознание опосредованно воздействует на сам процесс и результаты правотворчества, находит свое выражение в нормативных актах. В некотором смысле правосознание является даже источником права.

Виды правосознания

Правосознание классифицируется по различным критериям:

по уровню осмысления правовых явлений:

обыденное (эмпирическое) правосознание складывается под влиянием окружающей обстановки, на основе семейного воспитания, практического жизненного опыта;

профессиональное (специализированное) правосознание складывается в результате юр-ого образования и профессионального опыта. Профессиональное правосознание складывается вереде профессиональных юристов;

научное (теоретическое) правосознание складывается в результате научного осмысления правовых явлений. Научное правосознание формируется на базе глубоких правовых обобщений, специальных исследований государственно- правовой материи

Правомерное поведение.

Правомерное поведение – это общественно—необходимое или допустимое поведение индивида, кот. соответствует предписаниям правовых норм, соответствует требованиям гос-ва и одобряется гос-ом и обществом.

Для того чтобы их можно было отнести к правовому поведению, они должны обладать следующими признаками:

а) иметь социальную, общественную значимость; б) регулироваться сознанием человека, их совершающего; в) попадать по своим характеристикам в сферу регулирования правом; г) попадать по контроль государственных органов; д) иметь правовые последствия.

Действия людей, содержащие указанные признаки, является правовым.

Правомерное поведение субъекта в первую очередь соответствует требованиям правовых норм, а именно: а) совпадает с требованиями норм права, б) не противоречит им, в) соответствует правовым предписаниям, г) не запрещено ими.

В юриспруденции допускается следующая классификация правомерного поведения:

а) по степени реализации правовых норм на активное и пассивное правомерное поведение;

б) по отраслям права на: конституционно—правомерное, уголовно—правомерное, финансово—правомерное, административно—правомерное и т. д.

в) исходя из мотивов правомерного поведения, выделяют:

1) социально—активное правомерное поведение, основанное на убеждении, зрелости личности, высоком уровне правосознания и высокой степени активности;

2) привычное правомерное поведение основано на жизненном опыте, без излишней правовой активности;

3) конформистское правомерное поведение – подчинение правовым предписаниям без осознания значимости правомерного поведения, в основе лежит приспособление к убеждениям социальной среды;

4) маргинальное правомерное поведение характерно для лиц, которые соблюдают нормы права по причине страха перед наказанием, из—за личной выгоды и т. Д

Соотношение права и морали.

Т.к. право и мораль являются видами социальных норм. Они обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознание людей, соответствующие типу культуры и характеру социальной организации и т.д. Однако по этим же критериям они и принципиально отличаются друг от друга:

1. По способу формирования: право закрепляется (издается) государством; мораль – возникает стихийно.

2. По форме существования: право закреплено в письменных источниках; мораль – в сознании людей;

3. По способу обеспечения: право – обеспечивается государством, мораль – поддерживается силой общественного воздействия.

4. по характеру регулятивного воздействия: право воздействует через механизм регулирования, мораль – непосредственно через сознание;

5. по сфере действия: право регулирует отношений, подконтрольные государству, мораль – отношения, неподконтрольные государству.

Правовые нормы возникают в процессе юрид. (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства.

Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не формализована, не связана со структурной организацией общества и не отделима общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представление о добре и зле, чести, достоинстве и порядочности и т.п., которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этнического осмысления мира

Механизм государства.

Механизм гос-ва – система органов и учреждений, через которую гос-ва обеспечивает управление обществом. Через систему спец. органов и учреждений гос-во реализует свои внутренние и внешние функции и тем самым фактически осуществляет свое соц-ое предназначение – управление обществом в его интересах. Государ. органы – организации или учреждения наделенные определенными властными полномочиями для выполнения госуд. задач. Функции в госуд. органах фактически выполняют госуд. служащие. Госуд. служащий – работник выполняющий на професс-ной основе за плату в гос. органе работу согласно занимаемой должности. Не все органы гос-ва обладают властными полномочиями. Некоторые из них выполняют хозяйственные, соц-ые, культ-ые, научные, учебные задачи и не обладают властными полномочиями. Содержание деят-сти госуд. аппарата составляет работа: распорядительно-управленческой, организационная, по правовому, материально-финансовому обеспечению управленческих и организационных мер. Исходя из содержания деят-сти госуд. аппарата определяются формы его работы: правовые и неправовые. Правовые формы: 1. Правотворческая – разработка, принятие норм права, придание юрид. силы др. правилам поведения; 2. Права исполнительное – по реализации правовых норм; 3. Правоохранительная – по надзору и контролю за соблюдением правовых норм, привлечение к юрид. ответственности, решению юрид. дел в судах и др. юридикционных органах, исполнение принятых решений. Механизм гос-ва включает в себя: госуд. аппарат власти и средство обеспечение госуд. власти. Гос. аппарат состоит из трех ветвей: законод., исполнит. и судебная. Средствами обеспечения гос. власти являются органы, обеспечивающие охранительные функции – полиция, исправительные учреждения, внутренние войска, армия, разведка, погранвойска и предприятия организации, учреждения, выполняющие др. функции государства для решения задач стоящих пред ним. В структуру аппарата госуд. власти меняется в зависимости от госуд. устройства. Так в унитарном государстве аппарат делится на два уровня – органы центральной власти и органы местной власти. В государстве с федеративным устройством аппарат делится ни три уровня органы федеральной власти. Органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Аппарат власти государства с федеративным устройством представляет собой: федеральный уровень: представительная (законд) власть, исполнительная власть и суд. власть. Уровень субъектов федерации: представительная (законод) власть, исполнительная власть и суд. власть. Последней ступенью являются органы местной власти и самоуправления (муниципалитеты, мерии и др.). Структура ведомств также трехзвенная это министерства, агентства, службы. Эти изменения на федеральном уровне повлекли за собой изменения структуры гос. аппарата исполнительной власти и на уровне субъектов Федерации. Совершенствование деят-сти гос. аппарата заключается в принятии антикоруппционного законод-ства, повышения професс-зма государственных служащих их ответственности за неправомерные действия и решения. Конституция РФ 1993г. определила приоритет прав и свобод человека и гражданина, защита которых является одной из главных задач в деят-сти органов госуд. власти

Форма правления в РФ.

Форма государства - набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства. Форма гос-ва включает в себя следующие элементы:- Форма правления .- Политический режим.- Форма гос-ого устройства.

1. Форма правления Российской Федерации. Форма правления Российской Федерации – это организация вышестоящих органов гос власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами гос-ва, с полит. Партиями, классами и соц-и группами. В соответствие с ч.1 ст. 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.Основные характеристики РФ как республики:

- Президент РФ - глава гос-ва (ст. 80 Конституции РФ). - Президент РФ избирается всеобщим голосованием на 6 л. (ст. 81 Конституции РФ). - Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Гос-ой Думы (ч. 1 ст. 111). В соответствие с этими характеристиками РФ можно определить как смешанную (полупрезидентскую) республику. 2. Политический режим Российской Федерации. Пол-ий режим Российской Федерации - это совокупность приемов, способов и методов реализации политической власти в Российской Федерации. В соответствие с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается демократический пол-й режим. Политический режим РФ: - Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ст. 3). - Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ). - В РФ признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). - В РФ признается политическое многообразие, многопартийность (статья 13 Конституции РФ). - В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17 Конституции РФ). - В Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции РФ).3. Форма гос-ого устройства Российской Федерации. Форма гос-ого устройства Российской Федерации - это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями, используемый вРФ. В соответствие со ст. 1 Конституции РФ РФявляется государством с федеративной формой государственного устройства. Основные характеристикиРФ как федеративного государства: - Субъекты РФ обладают равноправностью (часть 4 статьи 5 Конституции РФ). - Территория РФ - совокупность территорий ее субъектов (часть 1 статьи 67 Конституции РФ). - Республики в составе РФ могут иметь собственное гражданство, гос-ый язык (статья 68 Конституции РФ). - Субъекты РФ обладают правом принятия собственной Конституции, уставов и законов (часть 2 статьи 5, статья 6 Конституции РФ). - Субъекты РФ имеют свои исполнительные, законодательные и судебные органы (статья 77 Конституции РФ). - Представители Субъектов РФ формируют Совет Федерации Федерального Собрания РФ (статья 95 Конституции РФ).

Применение норм права.

Применение норм права - это деятельность властных органов, состоящая в реализации правовых предписаний в отношении конкретных жизненных обстоятельств и индивидуально определенных субъектов.

Применение права необходимо в тех случаях, когда:

- закон должен действовать с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, требующих установления и контроля (н-р, при назначении пенсии, выдаче паспорта);

- есть спор о праве, правах и обязанностях; н-р ,защита чести и достоинства гражданина, раздел имущества при разводе).

- не исполняются обязанности, имеются препятствия в осущ-ии права и при иных правонарушениях, в особенности уголовно наказуемого деяния.

Во всех этих случаях требуются установление и анализ конкретных обстоятельств и такое понимание и применение закона, при кот. нередко приходится рассматривать и решать сложные юридические вопросы.

Конкретный жизненный случай, в отношении которого осуществляется применение закона, именуется юр-им делом (с юр-ой стороны "делом" называется также совокупность документов, комплектуемая "в одной папке" в ходе применения закона к данному случаю).

Стадии правоприменительного процесса:

1. Установление фактических обстоятельств, на которые рассчитана правовая норма.

2. Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению к данным фактическим обстоятельствам.

3. Проверка подлинности текста статьи нормативного правового акта и ее анализ с точки зрения законности.

4. Проверка действия норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

5. Разрешение возможных коллизий между нормами права и преодоление пробелов в праве.

6. Издание акта применения нормы права (вынесение решения) и доведение его до исполнителей.

Цель этого процесса заключается в установлении объективной истины по делу, а в конечном счете в обеспечении правопорядка.

К основным принципам правоприменения относятся: законность, истинность, уважение и соблюдение прав и свобод человека, справедливость и целесообразность

23.

Федеративное государство.

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств. 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, земель, республик и т.д. 2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. 3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы 4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. 5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Виды: По особенностям конст-го правового статуса S-в 1) симетричные одинак конст-е права США 2) ассеметричные индия. По особенностям формир-я федерации 1)териториальные 2)национальные 3)смешанные. По способу образ-я федерации 1) дого

Наши рекомендации