Формы права в Российской Федерации.
Источник права – форма выражения государственной воли, форма, в которой содержатся правовое решение государства. С помощью формы право приобретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д.
Обычно определяют 4 вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор.
Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается госуд. принуждением. Признается источником права, если закрепляет уже давно сложившихся отношения одобряемые населением (способ санкционирования государством - отсылка к ним в тексте законов). Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Из прецедента постоянно могут складываться и нормы законов. Имеет силу нормы закона в Англосаксонской правовой системе. Нормативный акт – доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Имеет ряд неоспоримых преимуществ:
1. м.б. издан оперативно, в любой части изменен, что позволяет быстро реагировать на социальные процессы.
2. как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа.
3. Позволяет точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.
4. Поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.
Все источники права м.б. классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права нормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения).
Нормативно-правовые акты: - дифференцированы, т.к механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юрид. актов; - построены в иерархической последовательности (при ведущей роли конституции государства), т.к. система строится на основе разной юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить; - конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.
В любом современном государстве источники права (и, прежде всего, законы) упорядочены, но вместе с тем они не составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты.
В РФ результатом правотворческой деят-сти высших представительных (законод.) органов госуд. власти, т.е источником права является закон. Система нормативно-правовых актов в форме законов включают в себя: 1. конституцию; 2. федеральные конституционные законы; 3. федеральные законы.
Принятие конституции сопровождается усложненной процедурой правотворчества. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличающаяся особым порядком принятия. Для всех видов законов установлено обязательное официальное опубликование.
Правовое регулирование в РФ только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т.е. подзаконными актами, к которым относятся Указы президента; постановления и распоряжения Правительства РФ; приказы, инструкции, положения, письма, уставы и др. издаваемые федеральными министерствами и ведомствами.
Органы госуд. власти субъектов РФ принимает нормативные правовые акты в формах законов и подзаконных актов. Действие этих актов распространяется лишь на территории соответствующих регионов. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах – правительство) вправе принимать подзаконные нормативные акты в виде постановления, распоряжения, приказа. Глава администрации может издавать постановления и распоряжения.
Существуют локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Эти организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деят-сть.
Общественные отношения м.б. урегулированы договором или обычаем, санкционированным государством. Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. Обычай – санкционированный государством – довольно редко встречается форма права. Гражданским кодексом установлено новое понятие «обычаи делового оборота».