ТГП и другие социальные науки.

ТГП как наука

ТГП – это наука, изучающая государство и право в их историческом развитии, взаимосвязи, социальной, экономической и политической обусловленности.Предметом ТГП являются объективные свойства государства и права, отличающие их от всех других общественных явлений, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов.

Методологию данной науки образуют общенаучные, специальные и частные методы.

1. Общенаучные методы - это способы познания, которые используются не только в теории права, но и в других науках. К числу таких способов относят системный, функциональный методы и общие логические приемы.

2. Специальные или дополнительные методы - это способы познания, которые разрабатываются в рамках отдельных наук, а затем используются для изучения государственно-правовых явлений. К числу таких методов относят социологический, статистический, кибернетический и другие методы.

3.Частные методы - это способы познания, выработанные общей теорией права. К частноправовым (специальным) способам познания относят формально-юридический метод, метод толкования и сравнительно-правовой метод.

Структура теории государства и права органично объединяет два блока - общую теорию государства и общую теорию права.

Как учебная дисциплина ТГП прежде всего играет роль теоретического введения в правоведение.

ТГП - это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, отсюда огромное значение ее категорий и понятий для отраслевых дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпирических знаниях о государстве и праве, используемых основными юридическими науками. Научное исследование ведется не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы права и государственности.ТГП возникла в СССР в 1938-40 гг.Голунский, Строгович - первый учебник по ТГП.

В системе общественных наук, ТГП - частная социологическая теория, изучающая государство и право как стороны, элементы общества, прежде все всего с точки зрения их роли в обществе. В системе правоведения она - общая теория, являющаяся методологической базой отраслевых юридических дисциплин.

Функции ТГП:

1) Онтологическая (ТГП существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют).

2) Гносеологическая (Состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, приемов и способов, помогающих научному познанию ГиП).

3) Эвристическая (Открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ).

4) Прогностическая (Предвидение тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, определение тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем).

5) Методологическая (Создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом).

6) Идеологическая (Приводит в систему идеи о ГиП, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор).

7) Организационно-прикладная (Преобразование, реформирование, государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования).

8) Вводная (Формирование понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария, необходимого для дальнейшего освоения системы юридических знаний).

9) Обобщающая (На завершающем этапе изучения посредством теории государства и права обобщаются полученные знания в области отраслевых юридических наук и приобретается цельное знание о праве).

10) Прикладная (Теория государства и права вырабатывает предложения по совершенствованию различных сторон государственно - правовой жизни)

ТГП и социальная практика.

Социальная практика — вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Объект социальной практики — способы жизнедеятельности людей. Последние не зависят от биологической природы индивидов. Они определяют место больших групп людей в обществе, их интересы, характер взаимодействия с другими социальными группами. Поэтому развитие общества — это всегда изменение той системы отношений, в которую включены люди, и которая, будучи создана их собственной деятельностью, выступает вместе с тем регулятором этой деятельности.

Социальная практика в нашей стране и за рубежом ставит перед наукой все новые и новые вопросы, требующие теоретического осмысления и решения на основе политического обобщения и практики. В первую очередь должны быть исследованы следующие проблемы:

· закономерности формирования и развития аппарата власти и управления, пути повышения его ответственности;

· пути развития демократии, совершенствования представительной системы;

· пути совершенствования системы права и разработка основ систематизации законодательства, практики его реализации;

· анализ проблемы реализации законности в качестве неотъемлемого компонента образа жизни российского общества;

· роль права как регулятора общественных отношений в период научно-технической революции;

· пределы воздействия государства и права на общественные отношения, функции права и др.

Взгляд на государство и право как исторически закономерные институты человеческого общества является логическим выводом учения об обществе.

Теория государства и права изучает государственно-правовые явления не изолированно от других фактов цивилизованного общества, а в тесной и неразрывной связи с ними. Особое влияние на них оказывают возникновение и развитие классов и классовой борьбы, реализация общих интересов собственников основных средств производства и т. д. Государство и право не являются, однако, пассивным следствием этих процессов, а обладают относительной самостоятельностью, являются активной силой. Они непосредственно влияют прежде всего на экономику, оказывая тем самым воздействие на весь ход истории. В современных условиях социально-политическое развитие во всех странах мира характеризуется возрастанием роли государства и права в жизни общества, усилением государственно-правового вмешательства в различные общественные процессы.

Еще раз подчеркнем, что теория государства и права занимает особое место в системе юриспруденции именно в силу своеобразия предмета исследования и особой методологической значимости для других юридических наук. Если отраслевые юридические науки изучают отдельные

стороны и области юриспруденции, то теория государства и нрава изучает юриспруденцию в ее обобщенном виде, т. е. с точки зрения общих и специфических закономерностей функционирования и развития права, правовых институтов (правосознания, правоотношений, правовых норм и т. д.). Теория государства и права, опираясь на достижения отраслевых юридических наук, стремится раскрыть наиболее общие черты каждого из этих явлений, выработать понятийный аппарат науки.

Предмет ТГП.

Предметом ТГП являются объективные свойства государства и права,отличающие их от всех других общественных явлений(т.е. их качества),а также закономерности их возникновения,функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов.

Предмет ТГП - это государственные и правовые явления по поводу:

1)возникновения,развития и функционирования Г и П

2)развития правосознания и правовой культуры

3)соблюдения принципов демократии,законности и правопорядка

4)использования,применения и соблюдения,исполнения норм права,а также основных гос.-прав. понятий,общих для всех юридических наук в целом.

ТГП изучает причины происхождения государства и права,их формы и типологию,основные закономерности построения системы органов государства и системы права,их функциональное воздействие на общественную жизнь.

Особенности предмета ТГП:

1. ТГП изучает государственную и правовую надстройку в целом.Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития.

2.Содержание предмета ТГП составляют не любые, а основные общие закономерности Г и П,в которых появляется сущность и социальное значения для всей общественной жизни.

3.Предмет ТГП составляют государство и право в их единстве,потому что они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут.

Методы ТГП.

Методология общей теории права включает в себя различные подходы, способы и приемы познания государственно-правовых явлений. Длительное время всеобщим методом в отечественной науке признавался диалектический материализм - учение о наиболее общих законах развития бытия и познания. Дискуссия по этому вопросу показала, что многие ученые не считают диалектический материализм универсальным методом. Напротив, высказывается суждение, что для развития теории государства и права более плодотворен методологический плюрализм, то есть разнообразие философских подходов.

Методологию данной науки образуют общенаучные, специальные и частные методы.

1. Общенаучные методы - это способы познания, которые используютсяво науках. К числу таких способов относят системный, функциональный методы и общие логические приемы.

Системный метод - это способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и тому подобное.

Функциональный метод - это способ познания, который используется для выяснения функций одних социальных явлений по отношению к другим. В общей теории права этот метод применяется при изучении функций государства, государственных органов, функций права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.

Общие логические приемы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, используются для определения правовых понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения противоречий и по своей сути являются инструментами плодотворной научной деятельности.

2. Специальные или дополнительные методы - это способы познания, которые разрабатываются в рамках отдельных наук, а затем используются для изучения государственно-правовых явлений. К числу таких методов относят социологический, статистический, кибернетический и другие методы.

Социологический метод состоит в исследовании государственно-правовой действительности посредством таких социологических приемов, как анкетирование, опросы населения, изучение материалов уголовных и гражданских дел, иных документов, проведение социально-правовых экспериментов. Данный метод позволяет дать обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства и улучшению правоприменительной практики.

Статистическийметод позволяет получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. В теории права этот метод применяется в ходе исследования массовых повторяющихся явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т. д. Указанный метод дает возможность исследовать объективные характеристики государственно-правовых явлений.

Кибернетическийметод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики расширить либо уточнить интересующие сведения о государстве и праве.

3. Частныеметоды - это способы познания, выработанные общей теорией права. К частноправовым (специальным) способам познания относят формально-юридический метод, метод толкования и сравнительно-правовой метод.

Формально-юридическийметод состоит в исследовании правовых категорий, дефиниций, юридических конструкций и законодательной техники специально-юридическими приемами, предполагающими изучение внутренней и внешней формы изучения явлений. Предметом исследования при таком подходе является право в строгом смысле, или "чистое право", взятое вне политики, экономики и других социальных явлений. Формально-юридический метод дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Метод толкования - это способ уяснения и разъяснения смыслового содержания юридических норм путем выхода за рамки их буквального смысла. Традиционно этот метод считается разновидностью формально-юридического подхода. Однако последний предполагает изучение нрава вне связи с другими социальными явлениями, в то время как метод толкования, напротив, ориентирован на использование в познавательном процессе информации, имеющей историческую и политическую значимость.

Сравнительно-правовой метод предполагает сопоставление юридических понятий, явлений и процессов, установление их сходства и различий. Этот метод позволяет сопоставить правовые системы разных государств, разные отрасли законодательства в пределах одной системы права и разные нормы в пределах одной отрасли. При разработке новых законопроектов сравнительный метод дает возможность использовать юридический опыт и практику законодательной деятельности государств с наиболее развитой правовой системой, определить пути совершенствования собственной системы права.

Структура ТГП.

Структура теории государства и права органично объединяет два блока - общую теорию государства и общую теорию права. Следует отметить, что и право, и государство - самостоятельные социальные явления и объекты исследования. Но имеется ряд факторов позволяющих объединить их изучение в рамках единой научной дисциплины. Это:

· единые категории, такие, как общество, публичная власть, социальное управление, реализующиеся в этих явлениях;

· общий генезис. Государство и право возникают более или менее одновременно в силу одних и тех же причин;

· общие закономерности развития государства и права;

· соответствие исторических типов государственных и правовых систем;

· государство и право неразрывно связаны между собой, не могут существовать изолированно, взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга. Право - атрибутивный признак государства. Государство не может существовать без соответствующей правовой системы. Права без государства тоже не бывает.

Указанные факторы позволяют изучать государство и право в их единстве и взаимодействии. С другой стороны, несмотря на взаимосвязь между собой, государство и право могут рассматриваться и как самостоятельные, достаточно автономные объекты исследования. Таким образом, государство и право изучаются как самостоятельные, но взаимосвязанные, взаимодействующие, органично дополняющие друг друга социальные явления.

ТГП и отраслевые науки.

ТГП по отношению к другим юридическим дисциплинам выступает теоретико-методологическим, философским уровнем.

Роль ТГП:

-Именно ТГП вырабатывает общие понятия, которые конкретизируются в отдельных отраслях

- Определяет предмет этих дисциплин

-Адаптирует методы, которые используются в других юридических дисциплинах

-Задает научную эвристику (открытие нового).

Отраслевые дисциплины оказывают обратное влияние на ТГП

- ТГП связано с практикой через отраслевые дисциплины

-Отрасли юридической дисциплины выступают в качестве критерия научности ТГП

-Отраслевые дисциплины предъявляют ТГП «социальный заказ» (формирование конкретной политической проблемы, которая требует решения).

Признаки права.

Признак– это то, что отличает одно явление от другого.

1.Нормативность( Нормативность : право – разновидность соц. норм. Норма – правило поведения.Н. – это правило, которое не устанавливается сверху, а проистекает из жизни, и выражается в распространенности среди широкого круга лиц, в многократном использовании и положительной оценке. Норма существует если она реально действует(многокр.используется и + оценивается)Нормы бывают социальные и технические)

2.Формальная определенность (право должно быть вполне определено в каких либо формах)

3.Общеобязательность( Общеобязательность ( праов обязательно для всех,за нарушение – санкции)Неисполнение обязанностей ведет за собой наказание тогда и только тогда,когда эта обязанность будет подведена под принуд.норму. Общеобязательность – это наибольшая функциональная значимость некоторых правил поведения по сравнению с другими)

Функции права.

Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику работы юридических норм.Общесоциальные функции: экономическая, политическая, воспитательная. Функциональное назначение права проявляется в следующих конкретных функциях:

1. Регулятивно-статическая - это функция закрепления, стабилизации общественных отношений, более четко выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц; правоспособности физических и юридических лиц.

2. Регулятивно-динамическая - с ее помощью право определяет, каким должно быть будущее поведение людей.

3. Охранительная - выделяет право из других систем социальной регуляции, т.к. осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которой гарантируется государственным принуждением.

4. Оценочная - позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чего-либо, решений поступков.

5. Воспитательная - с помощью этой функции право оказывает воспитательное воздействие на индивида и общество в целом.

Признаки правовых норм.

Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения. Норма права содержит в себе государственное веление, она рассчитана на регулирование не какого-то отдельного, единоличного отношения, а на неоднократное применение к заранее не определенным лицам, вступающим в определенные виды общественных отношений.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1.Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2.Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3.Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4.Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5.Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.

6.Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу.

Структура нормы права

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»).

Гипотеза (если…) — это модель жизненной ситуации, предшествующая диспозиции и еепорождающая.

Если позиция связана с волей и желанием человека – гипотеза действия (заявление, слова, жесты).

Если позиция не связана с волей и желанием человека, а закрепляется объективное событие – гипотеза события(достижение возраста, стихийное бедствие, естественная смерть)

Иногда законодатель комбинирует действия и события – юридический состав.

В зависимости от волевого ( возможность и желание совершить действие) и интеллектуального(осознание) моментов гипотезу можно подразделить на:

1)гипотеза-действия (или бездействия)/ деяния или другие приравненные к дейсвию явления (слово - гипотеза в приказе) - связано с волей, желанием, поведением человека

2)гипотеза-события - модель жизненной ситуации, которая не связана с волей, желанием, поведением человека (страховка, крайняя необходимость, наступление возраста, рождение

Сложная гипотеза допускает несколько действий или событий ("Для поступления на службу в … потребуется: высшее образование, гражданство и т.д.")

Диспозиция (то…) — само правило поведения, закрепляющее меру возможного, должного и запретительного.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

· управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;

· обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

· запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

По способу закрепления

· Простые (правило поведения не расшифровано)

· Описательные (правило поведения подробно расшифровано)

· Ссылочные (правило поведения расшифровано где-то в этом документе)

· Бланкетные (правило поведения расшифровано где-то в другом документе или тех без).

Санкция (иначе…) — модель наказания, которая предусматримается за нарушение запретительной диспозиции.

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

Гипотеза правовой нормы.

Гипотеза - модель жизненной ситуации (действия или события) при наступлении которой можно, должно или запрещено поведение субъектов. Условие предпосылки правила поведения. В зависимости от волевого ( возможность и желание совершить действие) и интеллектуального(осознание) моментов гипотезу можно подразделить на

1)гипотеза-действия (или бездействия)/ деяния или другие приравненные к действию явления (слово - гипотеза в приказе) - связано с волей, желанием, поведением человека

2)гипотеза-события - модель жизненной ситуации, которая не связана с волей, желанием, поведением человека (страховка, крайняя необходимость, наступление возраста, рождение

Сложная гипотеза допускает несколько действий илисобытий ("Для поступления на службу впо требуется: высшее образование, гражданство и т.д.")

Диспозиция правовой нормы.

Диспозиция - само правило поведения, мера возможного, должного или запрещенного поведения одного субъекта по отношению к другому. Диспозиция включает статус субъектов(адресат и адресант). Правило проведения может быть совершенно только субъектом как носителем статуса. В норме права субъект обезличен. Правовые статусы субъектов появляются в правомочиях и обязанностях. Правомочия и обязанности делятся на 3 вида (дионтические модальности- модель поведения):

1)управомочивающие - мера возможного поведения (договорное гражданское право, права чел-ка во 2 главе конституции)

2)обязывающие - мера должного поведения (административное право)

3)запретительные - мера запрещенного поведения (уголовное право) снабжены санкциями

Права и обязанности взаимокореспондируют друг друга: у обоих субъектов есть и права и обязанности, которые различаются, но дополняют друг друга.

По форме внешнего выражения:

1)описательные - правила поведения более или менее подробно описываются или оно очевидно

2)ссылочные (подвид бланкетные) - правило поведения не описывается но дается ссылка к другой статье этого же(ссылочная) или другого (бланкетная) нпа, где оно расписывается

Санкция правовой нормы.

Санкция - модель наказания предусматриваемая за несоблюдение запретительной диспозиции.

Их необходимо отличать от других видов мер принуждения: санкции (предусмотрены материальнымзак-вом); цель - наказание, реакция на правонарушение

1)меры пресечения - меры предусмотренные процессуальным зак-вом, направленные на прекращение длящегося совершаемого правонарушения; цель - пресечение; предшествуют санкции

2)меры обеспечения правосудия - меры направленные на сбор доказательств; цель - сбор док-в; предшествуют санкции; предусмотрены процессуальным нормами

3)предупредительные меры/ меры профилактики - меры направленные на недопущение совершения правонарушения, общественно опасного деяния (деяния совершенные лицом не достигшего возраста правонарушения или невменяемым лицом), общественно опасного явления (катастрофы и др объективные явления жизни) (пример досмотры при посадке в самолет, объявление карантина); цель - недопущение правонарушения

4)меры защиты - направленные в отношении лиц, нуждающихся в медицинском лечении (втч психиатрическом), включаются в состав предупредительных мер.

Личные

Имущественные

3)организационные - направлены на устройство и деятельность субъекта (в основном коллективного или должностного)

В зависимости от вида и меры наказания:

1)абсолютно определённые - предусматривается 1 вид и строго определенный размер (безбилетный проезд)

2)относительно определённые - предусматривается 1 вид, установлены границы от и до

3)альтернативные - предусматривается 2 и более вида, размер варьируется, на выбор правоприменителя

4)кумулятивная - включает основное и дополнительное наказания (дополнительные наказания сами по себе назначены быть не могут) (конфискация, лишение специального права)

Содержание правоотношений.

Содержание со­ставляют взаимные права и обязанности участников правоотно­шения, реальные действия по осуществлению этих прав и обя­занностей. Права, принадлежащие участникам правоотноше­ний, как уже указывалось, принято называть субъективными правами, а обязанности — юридическими обязанностями.

Субъективное правопредставляет собой возможное, или раз­решенное законом поведение. Его реализация целиком зависит от усмотрения лица, обладающего правом. Оно может отказать­ся от использования своего права. Эта возможность находится под защитой государства.

Юридическая обязанностьесть необходимое поведение обя­занного лица. От выполнения обязанности нельзя отказаться. Лицо, обладающее субъективными правами, может требовать от обязанной стороны выполнения ее обязанностей. В противном случае оно имеет возможность обратиться в суд или иные госу­дарственные органы за защитой своего права.

Виды правоотношений.

По отраслям:

1.конституционные (отношение гражданства),

2.гражданско-правовые (купля-продажа),

3.административные (по уплате налога),

4.уголовно-правовые (ответственность за кражу),

5.трудовые (трудовой договор),

6.семейные (алименты) и т.д.

По содержанию:

1.общерегулятивные (конституционное право на труд конкретного лица),

2.регулятивные(трудовые права и обязанности по договору),

3.охранительные (уголовная ответственность за преступление).

По степени определенности сторон:

1.абсолютные (правоотношение собственности),

2.относительные (правоотношение купли-продажи).

По характеру обязанности:

1.пассивного типа (правоотношение собственности),

2.активного типа (налоговое отношение).

В зависимости от норм права, которые регулируют конкретные общественные отношения, правоотношения могут подразделяться на:

1.Гражданские правоотношения;

2.Административные правоотношения;

3.Уголовные правоотношения и др.

Юридические факты.

Юридическими фактами признаются жизненные обстоя­тельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юридические факты устанавливаются, как правило, в гипо­тезе нормы права. Они разнообразны по своему характеру, по­этому их принято классифицировать по определенным крите­риям.

По характеру последствийюридические факты делят направообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

В зависимости от воли участников правоотношения юриди­ческие факты делятся на события и действия. События не зави­сят от воли субъектов правоотношения (например, стихийные бедствия), а действия связаны с проявлением воли, например, заключение сделки займа, купли-продажи и др.

Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и правонарушения. Правонарушения бывают различных видов — уголовные, административные, дисциплинарные, гражданские, процессуальные, международные и др. Среди правомерных дей­ствий различаются юридические акты и юридические поступки.

Юридические акты — это правомерные действия, ко­торые совершаются с намерением вызвать юридические последствия. Различные сделки всегда связаны с волей лица вызвать определенные юридические последствия. Например, покупка дома имеет целью приобрести в собственность объект недвижи­мого имущества.

Юридические поступки — это правомерные действия, которые не связаны с намерением вызвать юридические по следствия (например, написание для себя стихов, песни и др.). Но юридические последствия возникают в силу закона, если данное произведение опубликовано, исполнено и т.д.

Чаще всего для возникновения правоотношения требуется не один юридический факт, а их совокупность, которая носит название фактического состава.

Понятие системы права

Система права - нормы, которые в рез-те исторической эволюции, объединяются в институты → отрасли→общности.

Формирование системы права

1) мононормы в первобытном обществе (табу, обычаи, мифы, ритуалы) выполняли функции права сегодняшнего - древнее право. Нормы были единым, недиферецированными

2) выделение 3х самостоятельных сфер общ-ва [обусловлено соц статусами] в 11-12 вв (начало в Европе): экономическая сфера(когда складываются зачатки частной собственности и рыночной экономики как специализация), сфера управления(появление публичной власти, профессионализация и специализация людей занимающихся властью), сфера привлечения к ответственности за правонарушения: совершение правонарушения и установление запретов, привлечение к ответственности (профессионализация правосудия, появление пеницинцианной системы(учреждения исполнения наказаний))

=> появление 3х видов норм права: управомочивающие(эконом), обязвающие(управ), запретительные(ответств)

Эти отрасли отличаются

1)предметом правового регулирования,

2)методом правового регулирования (как,каким способом), какая группа норм преобладает в соответствующей отрасли права: диспозитивный/равноправия сторон (преобладуправомочиващие нормы), императивный/относительного равноправия (преоблад обязывающие нормы) [В.Д Сорокин выделил третий метод - охранительный/запретительный - привлечение к ответственности (преоблад запретительные нормы)] {Преобладание - не только количественное превосходство, а исходность, те в гп исходными являются управомочивающие, тк в основе - договор, охранительные вторичны, тк охраняют договор}

Понятие общности права.

Общности права - группа близких отраслей, отличающиеся предметом, методом и типом (конкретизирует метод) правового регулирования, а так же интересом, который выражается в соотв. отрасли.

Частное право

Публичное

Виды систематизации

1)Инкорпорация- систематизация нпа, без переработки нормативного материала; НПА объединяются в одну книгу по следующим критериям

* хронологический,

* тематический (по виду деятельности, по проблеме, по сфере общества, по отраслям права)

* алфавитный (в основном в США, но с использованием тематического критеря)

Субъекты правоотношений.

Субъектами правоотношениймогут вы ступать как индивидуальные, так иколлективные лица.

В качестве коллективных лиц обычно фигурируют государ­ство, народ, население, юридические лица, а к индивидуальным субъектам относятся физические лица — граждане данного го­сударства, иностранцы и лица без гражданства.

Государство— субъект международно-правовых отношений при заключении международных договоров. Кроме того, государство в качестве субъекта вступает в гражданско-правовые отношения по поводу федеральной собственности. Оно субъект государственно-правовых отношений, например, между Российской Федерацией и ее субъектами. И наконец, государство является стороной в уголовно-правовых отношениях при отправле­нии правосудия.

Народявляется субъектом в правоотношениях, связанных с проведением референдума, население — при реализации права на осуществление местного самоуправления.

Юридические лица выступают субъектами разнооб­разных правоотношений, главным образом гражданско-право­вых. Юридические лица имеют следующие признаки: во-первых, они обладают обособленным имуществом; во-вторых, отве­чают по своим обязательствам этим имуществом; в-третьих, могут от своего имени приобретать и осуществлять имуществен­ные и личные неимущественные права (напри<

Наши рекомендации