ТГП и другие социальные науки.
ТГП как наука
ТГП – это наука, изучающая государство и право в их историческом развитии, взаимосвязи, социальной, экономической и политической обусловленности.Предметом ТГП являются объективные свойства государства и права, отличающие их от всех других общественных явлений, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов.
Методологию данной науки образуют общенаучные, специальные и частные методы.
1. Общенаучные методы - это способы познания, которые используются не только в теории права, но и в других науках. К числу таких способов относят системный, функциональный методы и общие логические приемы.
2. Специальные или дополнительные методы - это способы познания, которые разрабатываются в рамках отдельных наук, а затем используются для изучения государственно-правовых явлений. К числу таких методов относят социологический, статистический, кибернетический и другие методы.
3.Частные методы - это способы познания, выработанные общей теорией права. К частноправовым (специальным) способам познания относят формально-юридический метод, метод толкования и сравнительно-правовой метод.
Структура теории государства и права органично объединяет два блока - общую теорию государства и общую теорию права.
Как учебная дисциплина ТГП прежде всего играет роль теоретического введения в правоведение.
ТГП - это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, отсюда огромное значение ее категорий и понятий для отраслевых дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпирических знаниях о государстве и праве, используемых основными юридическими науками. Научное исследование ведется не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы права и государственности.ТГП возникла в СССР в 1938-40 гг.Голунский, Строгович - первый учебник по ТГП.
В системе общественных наук, ТГП - частная социологическая теория, изучающая государство и право как стороны, элементы общества, прежде все всего с точки зрения их роли в обществе. В системе правоведения она - общая теория, являющаяся методологической базой отраслевых юридических дисциплин.
Функции ТГП:
1) Онтологическая (ТГП существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют).
2) Гносеологическая (Состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, приемов и способов, помогающих научному познанию ГиП).
3) Эвристическая (Открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ).
4) Прогностическая (Предвидение тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, определение тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем).
5) Методологическая (Создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом).
6) Идеологическая (Приводит в систему идеи о ГиП, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор).
7) Организационно-прикладная (Преобразование, реформирование, государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования).
8) Вводная (Формирование понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария, необходимого для дальнейшего освоения системы юридических знаний).
9) Обобщающая (На завершающем этапе изучения посредством теории государства и права обобщаются полученные знания в области отраслевых юридических наук и приобретается цельное знание о праве).
10) Прикладная (Теория государства и права вырабатывает предложения по совершенствованию различных сторон государственно - правовой жизни)
ТГП и социальная практика.
Социальная практика — вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.
Объект социальной практики — способы жизнедеятельности людей. Последние не зависят от биологической природы индивидов. Они определяют место больших групп людей в обществе, их интересы, характер взаимодействия с другими социальными группами. Поэтому развитие общества — это всегда изменение той системы отношений, в которую включены люди, и которая, будучи создана их собственной деятельностью, выступает вместе с тем регулятором этой деятельности.
Социальная практика в нашей стране и за рубежом ставит перед наукой все новые и новые вопросы, требующие теоретического осмысления и решения на основе политического обобщения и практики. В первую очередь должны быть исследованы следующие проблемы:
· закономерности формирования и развития аппарата власти и управления, пути повышения его ответственности;
· пути развития демократии, совершенствования представительной системы;
· пути совершенствования системы права и разработка основ систематизации законодательства, практики его реализации;
· анализ проблемы реализации законности в качестве неотъемлемого компонента образа жизни российского общества;
· роль права как регулятора общественных отношений в период научно-технической революции;
· пределы воздействия государства и права на общественные отношения, функции права и др.
Взгляд на государство и право как исторически закономерные институты человеческого общества является логическим выводом учения об обществе.
Теория государства и права изучает государственно-правовые явления не изолированно от других фактов цивилизованного общества, а в тесной и неразрывной связи с ними. Особое влияние на них оказывают возникновение и развитие классов и классовой борьбы, реализация общих интересов собственников основных средств производства и т. д. Государство и право не являются, однако, пассивным следствием этих процессов, а обладают относительной самостоятельностью, являются активной силой. Они непосредственно влияют прежде всего на экономику, оказывая тем самым воздействие на весь ход истории. В современных условиях социально-политическое развитие во всех странах мира характеризуется возрастанием роли государства и права в жизни общества, усилением государственно-правового вмешательства в различные общественные процессы.
Еще раз подчеркнем, что теория государства и права занимает особое место в системе юриспруденции именно в силу своеобразия предмета исследования и особой методологической значимости для других юридических наук. Если отраслевые юридические науки изучают отдельные
стороны и области юриспруденции, то теория государства и нрава изучает юриспруденцию в ее обобщенном виде, т. е. с точки зрения общих и специфических закономерностей функционирования и развития права, правовых институтов (правосознания, правоотношений, правовых норм и т. д.). Теория государства и права, опираясь на достижения отраслевых юридических наук, стремится раскрыть наиболее общие черты каждого из этих явлений, выработать понятийный аппарат науки.
Предмет ТГП.
Предметом ТГП являются объективные свойства государства и права,отличающие их от всех других общественных явлений(т.е. их качества),а также закономерности их возникновения,функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов.
Предмет ТГП - это государственные и правовые явления по поводу:
1)возникновения,развития и функционирования Г и П
2)развития правосознания и правовой культуры
3)соблюдения принципов демократии,законности и правопорядка
4)использования,применения и соблюдения,исполнения норм права,а также основных гос.-прав. понятий,общих для всех юридических наук в целом.
ТГП изучает причины происхождения государства и права,их формы и типологию,основные закономерности построения системы органов государства и системы права,их функциональное воздействие на общественную жизнь.
Особенности предмета ТГП:
1. ТГП изучает государственную и правовую надстройку в целом.Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития.
2.Содержание предмета ТГП составляют не любые, а основные общие закономерности Г и П,в которых появляется сущность и социальное значения для всей общественной жизни.
3.Предмет ТГП составляют государство и право в их единстве,потому что они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут.
Методы ТГП.
Методология общей теории права включает в себя различные подходы, способы и приемы познания государственно-правовых явлений. Длительное время всеобщим методом в отечественной науке признавался диалектический материализм - учение о наиболее общих законах развития бытия и познания. Дискуссия по этому вопросу показала, что многие ученые не считают диалектический материализм универсальным методом. Напротив, высказывается суждение, что для развития теории государства и права более плодотворен методологический плюрализм, то есть разнообразие философских подходов.
Методологию данной науки образуют общенаучные, специальные и частные методы.
1. Общенаучные методы - это способы познания, которые используютсяво науках. К числу таких способов относят системный, функциональный методы и общие логические приемы.
Системный метод - это способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и тому подобное.
Функциональный метод - это способ познания, который используется для выяснения функций одних социальных явлений по отношению к другим. В общей теории права этот метод применяется при изучении функций государства, государственных органов, функций права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.
Общие логические приемы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, используются для определения правовых понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения противоречий и по своей сути являются инструментами плодотворной научной деятельности.
2. Специальные или дополнительные методы - это способы познания, которые разрабатываются в рамках отдельных наук, а затем используются для изучения государственно-правовых явлений. К числу таких методов относят социологический, статистический, кибернетический и другие методы.
Социологический метод состоит в исследовании государственно-правовой действительности посредством таких социологических приемов, как анкетирование, опросы населения, изучение материалов уголовных и гражданских дел, иных документов, проведение социально-правовых экспериментов. Данный метод позволяет дать обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства и улучшению правоприменительной практики.
Статистическийметод позволяет получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. В теории права этот метод применяется в ходе исследования массовых повторяющихся явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т. д. Указанный метод дает возможность исследовать объективные характеристики государственно-правовых явлений.
Кибернетическийметод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики расширить либо уточнить интересующие сведения о государстве и праве.
3. Частныеметоды - это способы познания, выработанные общей теорией права. К частноправовым (специальным) способам познания относят формально-юридический метод, метод толкования и сравнительно-правовой метод.
Формально-юридическийметод состоит в исследовании правовых категорий, дефиниций, юридических конструкций и законодательной техники специально-юридическими приемами, предполагающими изучение внутренней и внешней формы изучения явлений. Предметом исследования при таком подходе является право в строгом смысле, или "чистое право", взятое вне политики, экономики и других социальных явлений. Формально-юридический метод дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.
Метод толкования - это способ уяснения и разъяснения смыслового содержания юридических норм путем выхода за рамки их буквального смысла. Традиционно этот метод считается разновидностью формально-юридического подхода. Однако последний предполагает изучение нрава вне связи с другими социальными явлениями, в то время как метод толкования, напротив, ориентирован на использование в познавательном процессе информации, имеющей историческую и политическую значимость.
Сравнительно-правовой метод предполагает сопоставление юридических понятий, явлений и процессов, установление их сходства и различий. Этот метод позволяет сопоставить правовые системы разных государств, разные отрасли законодательства в пределах одной системы права и разные нормы в пределах одной отрасли. При разработке новых законопроектов сравнительный метод дает возможность использовать юридический опыт и практику законодательной деятельности государств с наиболее развитой правовой системой, определить пути совершенствования собственной системы права.
Структура ТГП.
Структура теории государства и права органично объединяет два блока - общую теорию государства и общую теорию права. Следует отметить, что и право, и государство - самостоятельные социальные явления и объекты исследования. Но имеется ряд факторов позволяющих объединить их изучение в рамках единой научной дисциплины. Это:
· единые категории, такие, как общество, публичная власть, социальное управление, реализующиеся в этих явлениях;
· общий генезис. Государство и право возникают более или менее одновременно в силу одних и тех же причин;
· общие закономерности развития государства и права;
· соответствие исторических типов государственных и правовых систем;
· государство и право неразрывно связаны между собой, не могут существовать изолированно, взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга. Право - атрибутивный признак государства. Государство не может существовать без соответствующей правовой системы. Права без государства тоже не бывает.
Указанные факторы позволяют изучать государство и право в их единстве и взаимодействии. С другой стороны, несмотря на взаимосвязь между собой, государство и право могут рассматриваться и как самостоятельные, достаточно автономные объекты исследования. Таким образом, государство и право изучаются как самостоятельные, но взаимосвязанные, взаимодействующие, органично дополняющие друг друга социальные явления.
ТГП и отраслевые науки.
ТГП по отношению к другим юридическим дисциплинам выступает теоретико-методологическим, философским уровнем.
Роль ТГП:
-Именно ТГП вырабатывает общие понятия, которые конкретизируются в отдельных отраслях
- Определяет предмет этих дисциплин
-Адаптирует методы, которые используются в других юридических дисциплинах
-Задает научную эвристику (открытие нового).
Отраслевые дисциплины оказывают обратное влияние на ТГП
- ТГП связано с практикой через отраслевые дисциплины
-Отрасли юридической дисциплины выступают в качестве критерия научности ТГП
-Отраслевые дисциплины предъявляют ТГП «социальный заказ» (формирование конкретной политической проблемы, которая требует решения).
Признаки права.
Признак– это то, что отличает одно явление от другого.
1.Нормативность( Нормативность : право – разновидность соц. норм. Норма – правило поведения.Н. – это правило, которое не устанавливается сверху, а проистекает из жизни, и выражается в распространенности среди широкого круга лиц, в многократном использовании и положительной оценке. Норма существует если она реально действует(многокр.используется и + оценивается)Нормы бывают социальные и технические)
2.Формальная определенность (право должно быть вполне определено в каких либо формах)
3.Общеобязательность( Общеобязательность ( праов обязательно для всех,за нарушение – санкции)Неисполнение обязанностей ведет за собой наказание тогда и только тогда,когда эта обязанность будет подведена под принуд.норму. Общеобязательность – это наибольшая функциональная значимость некоторых правил поведения по сравнению с другими)
Функции права.
Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику работы юридических норм.Общесоциальные функции: экономическая, политическая, воспитательная. Функциональное назначение права проявляется в следующих конкретных функциях:
1. Регулятивно-статическая - это функция закрепления, стабилизации общественных отношений, более четко выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц; правоспособности физических и юридических лиц.
2. Регулятивно-динамическая - с ее помощью право определяет, каким должно быть будущее поведение людей.
3. Охранительная - выделяет право из других систем социальной регуляции, т.к. осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которой гарантируется государственным принуждением.
4. Оценочная - позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чего-либо, решений поступков.
5. Воспитательная - с помощью этой функции право оказывает воспитательное воздействие на индивида и общество в целом.
Признаки правовых норм.
Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения. Норма права содержит в себе государственное веление, она рассчитана на регулирование не какого-то отдельного, единоличного отношения, а на неоднократное применение к заранее не определенным лицам, вступающим в определенные виды общественных отношений.
Правовые нормы имеют следующие признаки:
1.Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
2.Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
3.Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
4.Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
5.Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.
6.Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу.
Структура нормы права
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»).
Гипотеза (если…) — это модель жизненной ситуации, предшествующая диспозиции и еепорождающая.
Если позиция связана с волей и желанием человека – гипотеза действия (заявление, слова, жесты).
Если позиция не связана с волей и желанием человека, а закрепляется объективное событие – гипотеза события(достижение возраста, стихийное бедствие, естественная смерть)
Иногда законодатель комбинирует действия и события – юридический состав.
В зависимости от волевого ( возможность и желание совершить действие) и интеллектуального(осознание) моментов гипотезу можно подразделить на:
1)гипотеза-действия (или бездействия)/ деяния или другие приравненные к дейсвию явления (слово - гипотеза в приказе) - связано с волей, желанием, поведением человека
2)гипотеза-события - модель жизненной ситуации, которая не связана с волей, желанием, поведением человека (страховка, крайняя необходимость, наступление возраста, рождение
Сложная гипотеза допускает несколько действий или событий ("Для поступления на службу в … потребуется: высшее образование, гражданство и т.д.")
Диспозиция (то…) — само правило поведения, закрепляющее меру возможного, должного и запретительного.
По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
· управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
· обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
· запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.
По способу закрепления
· Простые (правило поведения не расшифровано)
· Описательные (правило поведения подробно расшифровано)
· Ссылочные (правило поведения расшифровано где-то в этом документе)
· Бланкетные (правило поведения расшифровано где-то в другом документе или тех без).
Санкция (иначе…) — модель наказания, которая предусматримается за нарушение запретительной диспозиции.
По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).
Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.
Гипотеза правовой нормы.
Гипотеза - модель жизненной ситуации (действия или события) при наступлении которой можно, должно или запрещено поведение субъектов. Условие предпосылки правила поведения. В зависимости от волевого ( возможность и желание совершить действие) и интеллектуального(осознание) моментов гипотезу можно подразделить на
1)гипотеза-действия (или бездействия)/ деяния или другие приравненные к действию явления (слово - гипотеза в приказе) - связано с волей, желанием, поведением человека
2)гипотеза-события - модель жизненной ситуации, которая не связана с волей, желанием, поведением человека (страховка, крайняя необходимость, наступление возраста, рождение
Сложная гипотеза допускает несколько действий илисобытий ("Для поступления на службу впо требуется: высшее образование, гражданство и т.д.")
Диспозиция правовой нормы.
Диспозиция - само правило поведения, мера возможного, должного или запрещенного поведения одного субъекта по отношению к другому. Диспозиция включает статус субъектов(адресат и адресант). Правило проведения может быть совершенно только субъектом как носителем статуса. В норме права субъект обезличен. Правовые статусы субъектов появляются в правомочиях и обязанностях. Правомочия и обязанности делятся на 3 вида (дионтические модальности- модель поведения):
1)управомочивающие - мера возможного поведения (договорное гражданское право, права чел-ка во 2 главе конституции)
2)обязывающие - мера должного поведения (административное право)
3)запретительные - мера запрещенного поведения (уголовное право) снабжены санкциями
Права и обязанности взаимокореспондируют друг друга: у обоих субъектов есть и права и обязанности, которые различаются, но дополняют друг друга.
По форме внешнего выражения:
1)описательные - правила поведения более или менее подробно описываются или оно очевидно
2)ссылочные (подвид бланкетные) - правило поведения не описывается но дается ссылка к другой статье этого же(ссылочная) или другого (бланкетная) нпа, где оно расписывается
Санкция правовой нормы.
Санкция - модель наказания предусматриваемая за несоблюдение запретительной диспозиции.
Их необходимо отличать от других видов мер принуждения: санкции (предусмотрены материальнымзак-вом); цель - наказание, реакция на правонарушение
1)меры пресечения - меры предусмотренные процессуальным зак-вом, направленные на прекращение длящегося совершаемого правонарушения; цель - пресечение; предшествуют санкции
2)меры обеспечения правосудия - меры направленные на сбор доказательств; цель - сбор док-в; предшествуют санкции; предусмотрены процессуальным нормами
3)предупредительные меры/ меры профилактики - меры направленные на недопущение совершения правонарушения, общественно опасного деяния (деяния совершенные лицом не достигшего возраста правонарушения или невменяемым лицом), общественно опасного явления (катастрофы и др объективные явления жизни) (пример досмотры при посадке в самолет, объявление карантина); цель - недопущение правонарушения
4)меры защиты - направленные в отношении лиц, нуждающихся в медицинском лечении (втч психиатрическом), включаются в состав предупредительных мер.
Личные
Имущественные
3)организационные - направлены на устройство и деятельность субъекта (в основном коллективного или должностного)
В зависимости от вида и меры наказания:
1)абсолютно определённые - предусматривается 1 вид и строго определенный размер (безбилетный проезд)
2)относительно определённые - предусматривается 1 вид, установлены границы от и до
3)альтернативные - предусматривается 2 и более вида, размер варьируется, на выбор правоприменителя
4)кумулятивная - включает основное и дополнительное наказания (дополнительные наказания сами по себе назначены быть не могут) (конфискация, лишение специального права)
Содержание правоотношений.
Содержание составляют взаимные права и обязанности участников правоотношения, реальные действия по осуществлению этих прав и обязанностей. Права, принадлежащие участникам правоотношений, как уже указывалось, принято называть субъективными правами, а обязанности — юридическими обязанностями.
Субъективное правопредставляет собой возможное, или разрешенное законом поведение. Его реализация целиком зависит от усмотрения лица, обладающего правом. Оно может отказаться от использования своего права. Эта возможность находится под защитой государства.
Юридическая обязанностьесть необходимое поведение обязанного лица. От выполнения обязанности нельзя отказаться. Лицо, обладающее субъективными правами, может требовать от обязанной стороны выполнения ее обязанностей. В противном случае оно имеет возможность обратиться в суд или иные государственные органы за защитой своего права.
Виды правоотношений.
По отраслям:
1.конституционные (отношение гражданства),
2.гражданско-правовые (купля-продажа),
3.административные (по уплате налога),
4.уголовно-правовые (ответственность за кражу),
5.трудовые (трудовой договор),
6.семейные (алименты) и т.д.
По содержанию:
1.общерегулятивные (конституционное право на труд конкретного лица),
2.регулятивные(трудовые права и обязанности по договору),
3.охранительные (уголовная ответственность за преступление).
По степени определенности сторон:
1.абсолютные (правоотношение собственности),
2.относительные (правоотношение купли-продажи).
По характеру обязанности:
1.пассивного типа (правоотношение собственности),
2.активного типа (налоговое отношение).
В зависимости от норм права, которые регулируют конкретные общественные отношения, правоотношения могут подразделяться на:
1.Гражданские правоотношения;
2.Административные правоотношения;
3.Уголовные правоотношения и др.
Юридические факты.
Юридическими фактами признаются жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Юридические факты устанавливаются, как правило, в гипотезе нормы права. Они разнообразны по своему характеру, поэтому их принято классифицировать по определенным критериям.
По характеру последствийюридические факты делят направообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.
В зависимости от воли участников правоотношения юридические факты делятся на события и действия. События не зависят от воли субъектов правоотношения (например, стихийные бедствия), а действия связаны с проявлением воли, например, заключение сделки займа, купли-продажи и др.
Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и правонарушения. Правонарушения бывают различных видов — уголовные, административные, дисциплинарные, гражданские, процессуальные, международные и др. Среди правомерных действий различаются юридические акты и юридические поступки.
Юридические акты — это правомерные действия, которые совершаются с намерением вызвать юридические последствия. Различные сделки всегда связаны с волей лица вызвать определенные юридические последствия. Например, покупка дома имеет целью приобрести в собственность объект недвижимого имущества.
Юридические поступки — это правомерные действия, которые не связаны с намерением вызвать юридические по следствия (например, написание для себя стихов, песни и др.). Но юридические последствия возникают в силу закона, если данное произведение опубликовано, исполнено и т.д.
Чаще всего для возникновения правоотношения требуется не один юридический факт, а их совокупность, которая носит название фактического состава.
Понятие системы права
Система права - нормы, которые в рез-те исторической эволюции, объединяются в институты → отрасли→общности.
Формирование системы права
1) мононормы в первобытном обществе (табу, обычаи, мифы, ритуалы) выполняли функции права сегодняшнего - древнее право. Нормы были единым, недиферецированными
2) выделение 3х самостоятельных сфер общ-ва [обусловлено соц статусами] в 11-12 вв (начало в Европе): экономическая сфера(когда складываются зачатки частной собственности и рыночной экономики как специализация), сфера управления(появление публичной власти, профессионализация и специализация людей занимающихся властью), сфера привлечения к ответственности за правонарушения: совершение правонарушения и установление запретов, привлечение к ответственности (профессионализация правосудия, появление пеницинцианной системы(учреждения исполнения наказаний))
=> появление 3х видов норм права: управомочивающие(эконом), обязвающие(управ), запретительные(ответств)
Эти отрасли отличаются
1)предметом правового регулирования,
2)методом правового регулирования (как,каким способом), какая группа норм преобладает в соответствующей отрасли права: диспозитивный/равноправия сторон (преобладуправомочиващие нормы), императивный/относительного равноправия (преоблад обязывающие нормы) [В.Д Сорокин выделил третий метод - охранительный/запретительный - привлечение к ответственности (преоблад запретительные нормы)] {Преобладание - не только количественное превосходство, а исходность, те в гп исходными являются управомочивающие, тк в основе - договор, охранительные вторичны, тк охраняют договор}
Понятие общности права.
Общности права - группа близких отраслей, отличающиеся предметом, методом и типом (конкретизирует метод) правового регулирования, а так же интересом, который выражается в соотв. отрасли.
Частное право
Публичное
Виды систематизации
1)Инкорпорация- систематизация нпа, без переработки нормативного материала; НПА объединяются в одну книгу по следующим критериям
* хронологический,
* тематический (по виду деятельности, по проблеме, по сфере общества, по отраслям права)
* алфавитный (в основном в США, но с использованием тематического критеря)
Субъекты правоотношений.
Субъектами правоотношениймогут вы ступать как индивидуальные, так иколлективные лица.
В качестве коллективных лиц обычно фигурируют государство, народ, население, юридические лица, а к индивидуальным субъектам относятся физические лица — граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства.
Государство— субъект международно-правовых отношений при заключении международных договоров. Кроме того, государство в качестве субъекта вступает в гражданско-правовые отношения по поводу федеральной собственности. Оно субъект государственно-правовых отношений, например, между Российской Федерацией и ее субъектами. И наконец, государство является стороной в уголовно-правовых отношениях при отправлении правосудия.
Народявляется субъектом в правоотношениях, связанных с проведением референдума, население — при реализации права на осуществление местного самоуправления.
Юридические лица выступают субъектами разнообразных правоотношений, главным образом гражданско-правовых. Юридические лица имеют следующие признаки: во-первых, они обладают обособленным имуществом; во-вторых, отвечают по своим обязательствам этим имуществом; в-третьих, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права (напри<