Иерархия нормативных правовых актов в системе национального законодательства
НПА Президента РБ издаются в форме декретов и указов, имеющих обязат-ую силу на всей тер. РБ. Ст. 15. НПА Парламента – Нац. собрания РБ. Решения Палаты представителей Нац. собрания РБ прин-ся в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей приним-ся по вопросам распорядит-го и контр-го хар-ра. Решения Совета Республики Нац. собрания РБ приним-я в форме постановлений. Палаты Парламента вправе принимать постановления, имеющ. нормативный характер. Ст. 17. НПА СовМина РБ. СовМин РБ на основе и во исполнение Конст. РБ, актов Президента РБ, законов РБ принимает в пределах своих полномочий НПА в форме постановлений. Принимаемые СовМином РБ иные НПА (положения, уставы, правила и т.п.) утвержд-ся постановлениями СовМина РБ. Постановления СовМина РБ принимаются по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и ин. законодат-ми актами РБ. СовМин РБ принимает НПА по вопросам, к-ые не м. б. решены мин-ми, др. республ-ми органами гос. упр-ия, областными и Минским городским исполнит-ми комитетами самост-но или совместно с иными мин-ми, др. республ-ми органами гос. упр-ия, местными исполнит-ми и распорядит-ми органами. Постановления СовМина РБ м. б. отменены актами Президента РБ. Ст. 18. НПА министерств, иных республ-их органов гос. упр-ия, Нац. банка РБ. НПА министерств, иных республ-их органов гос. упр-ия м. приниматься (издаваться) только в случ. и пределах, предусмо-ых Конст. РБ, НПА Президента РБ, законами РБ, положениями о соответствующих органах, а также НПА СовМина РБ. НПА министерств, иных республ-их органов гос. упр-ия принимаются в форме постановлений и приказов. НПА, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный хар-р, принимаются мин-вами, иными республ-ми органами гос. упр-ия коллегиально в форме постановлений. НПА Нац. банка РБ (постановления Правления Нац. банка РБ и постановления Совета директоров Нац. банка РБ) м. приниматься только в случаях и пределах, предусм-ых Конституцией РБ, Банковским кодексом РБ и ин. законодат-ми актами РБ. Принимаемые министерствами, иными республ-ми органами гос. упр-ия, Нац. банком РБ иные НПА (инструкции, положения, уставы, правила) утвержд-ся постановлениями или приказами. НПА органов исполнит-ой власти, Нац. банка РБ м. б. отменены Президентом РБ, НПА министерств, иных республ-их органов гос. упр-ия, подчиненных Прав-ву РБ, – СовМином РБ.Принятые НПА министерств, иных республ-их орг-ов гос. упр-ия, Нац. банка РБ подлежат обязат. юр-ой экспертизе, проводимой Мин-ом юстиции РБ.
Ст. 19. НПА местных Сов-ов депутатов, исполнит-ых и распорядит-ых органовМестные Советы депутатов, исполнит-ые и распорядит-ые органы в пределах своей компетенции принимают НПА в форме решений.
Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству РБ, отменяются вышестоящ. Советами депутатов и Советом Республики Нац. собрания РБ.
75 Пределы действия нормативного правового акта во времени. Обратная сила закона. Переживание закона
Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативного правового акта (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера.
Статья 67. Обратная сила нормативного правового акта
Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Придание обратной силы нормативному правовому акту не допускается, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность. Нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами РБ.
нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.
Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратнойсилы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: - по истечении срока действия акта, на который он был принят; - в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); - на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.
Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативного правового акта (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера
76 Пределы действия нормативного правового акта в пространстве. Экстерриториальное действие нормативного правового акта
Действие НПА в пространстве означает определение территории, на к-ой его нормы подлежат обязательному выполнению. Пространственное действие актов в первую очередь связано с понятием территории гос-ва. В международном праве под государственной территорией понимается часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство, т. е. которая находится под его суверенитетом. В состав территории государства входит суша в пределах его границ, включая недра, внутренние (национальные) и территориальные воды, воздушное пространство в пределах границ государства, военные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве, космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект территории посольств, миссий, консульств, находящихся за рубежом и др.В соответствии с положением о территориальном верховенстве, как составной части государственного суверенитета, нормативно правовые акты центральных органов государства распространяют свое действие на всю государственную территорию. Это означает, что власть государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории.Однако некоторые нормативно правовые акты центральных органов могут распространять свое действие не на всю территорию, а лишь на определенную ее часть. Что касается актов, издаваемых местными органами, то они действуют в пределах той территории, на которой распространяется их управленческие функции. Так, решения областных, районных, городских, сельских, поселковых Советов и исполкомов в Республике Беларусь распространяют свое действие соответственно на территорию этих административных единиц. Обычно на определенной территории действуют одновременно различные по юридической силе акты. В случае их противоречия действует акт высшей юридической силы.
Следует обратить внимание и на такую особенность действия нормативно правовых актов в пространстве, как возможность применения законов определенного государства к его гражданам, находящимся за границей. Так, в соответствии со ст. 6 УК Республики Беларусь ее граждане, совершившие преступление вне пределов своего государства, подлежат уголовной ответственности, если совершенное ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве. Постоянно проживающие в республике лица без гражданства так же попадают под действие данной статьи. Следует заметить, что в соответствии с Конституцией гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами (ст. 10).Что касается применения нормативно правовых актов одной страны на территории другой, то оно может осуществляться в соответствии с международными соглашениями постольку, поскольку определенные сами допускают возможность.
Экстерриториальное действие нормативного правового акта Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении:всех граждан;организаций;государственных органов;объединений.
Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;по причине фактической замены нормативного акта другим актом,регулирующим ту же группу общественных отношений.Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов:территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.«Экстерриториальные» действия законов. Суть этого действия заключается в возможности применения в действии совершенных на территории одного гос-ва нормативно-правовых актов другого гос-ва.Разновидностью экстерриториальности является экстерриториальность дипломатических работ, под которой понимается особые преимущества, неприкосновенность личности и жилища, неподсудность местных уголовного и гражданского суда, освобождение от налогов и повинностей, взаимно-предоставляемые гос-вом иностранным дипломатическим представителям.
77 Действие нормативного правового акта по кругу лиц
Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории РБ, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления – на соответствующей территории РБ.
Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами РБ, распространяется на граждан и юридических лиц РБ, а также находящихся на территории РБ иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
Особенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства. Нормативно-правовые акты гос-ва по общему правилу распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории данного гос-ва. Таким образом, под действие нормативно-правовых актов любого гос-ва подпадают граждане данного гос-ва (в том числе и лица с двойным гражданством -бипатриды), иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории гос-ва.
Граждане обладают общим правовым статусом. Его наличие не исключает особенностей правового положения отдельных категорий граждан (молодежь, пенсионеры, инвалиды, военнослужащие и т.д.), которые могут обладать специфическими правами, льготами, на которых могут налагаться особые обязанности, к которым могут применяться специфические меры ответственности. Действие нормативно-правовых актов внутреннего действия, принимаемых министерствами и ведомствами, распространяется только на сотрудников (рабочих, служащих) данного ведомства. Эти документы обычно регламентируют вопросы труда, служебной деятельности, заработной платы и т.д.
Имея в виду правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, принципиально важно уяснить следующее положение - они не могут быть участниками целого ряда правоотношений, они не имеют тех прав и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства. Иностранцы и лица без гражданства, к примеру, не обладают избирательным
правом, не могут быть служащими гос. аппарата, не
привлекаются к службе в вооруженных силах, не могут нести уголовную ответственность за измену государству и т.д. Кроме того, существуют особенности правового положения иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом. В случае совершения на территории Республики Беларусь преступлений лицами, пользующимися
дипломатическим иммунитетом, вопрос об их уголовной ответственности разрешается дипломатическим путем.
78 Порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов в Республике Беларусь
Ст. 62. Порядок офиц-го опубликования НПА
НПА РБ подлежат офиц-му опубликованию. Под офиц-ым опубликованием НПА понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста НПА в издании Нац. реестра правовых актов РБ и иных офиц-ых изданиях, определяемых Президентом РБ. -ое опубликование НПА осуществляется на том гос-ом языке, на к-ом они приняты (изданы). Опубликование НПА на др. языках допуск-ся только при налич. его офиц-го перевода на соответствующий язык, утвержденного соответствующим гос-ым органом (должностным лицом) в порядке, установленном для принятия этого акта. Датой офиц-го опубликования НПА считается день выхода в свет офиц-го издания, в к-ом помещен этот акт. В случае разновременного опубликования НПА в неск-их офиц-ых изданиях дата офиц-го опубликования НПА и срок вступления его в силу определяются по дате первоначального опубликования. Не подлежат опубликованию НПА или отдельные их положения, содержащие гос-ые секреты или иные охраняемые законодательством РБ сведения, если иное не предусмотрено законодательством РБ. Решение о том, что НПА или его отдельные положения не подлежат опубликованию, принимается в установленном законодательством РБ порядке уполномоченным гос-ым органом (должностным лицом), о чем на оригинале НПА делается соответствующая отметка. НПА публикуются с указанием их обязательных реквизитов: вида акта, даты его принятия (издания), порядкового номера и названия. Офиц-ое опубликование НПА в неполном изложении не допускается, за исключением случаев опубликования НПА, содержащих отдельные положения, не подлежащие опубликованию.Ст. 65. Вступление в силу нормативных правовых актов
Декреты Президента РБ и законы РБ вступают в силу через 10 дней после их офиц-го опубликования, если в этих актах не установлен иной срок.Указы Президента РБ, постановления СовМинА РБ и иные НПА, за исключением указанных в частях первой и третьей настоящей статьи, вступают в силу со дня включения их в НРПА РБ, если в этих актах не установлен иной срок.
Постановления палат Парламента – Нац. собрания РБ вступают в силу с момента принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.
НПА, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их офиц-го опубликования. При этом нормативные правовые акты публикуются после включения их в НРПА РБ, если иное не предусмотрено Законом.
В наст. вр. единственным ист-ом офиц-го опубликования правовых актов, включенных в Нац. реестр правовых актов РБ (НРПА РБ), является Нац. правовой Интернет-портал РБ – гос-ый интернет-ресурс в обл. права и правовой информатизации.