Понятие административного права.
Любая отрасль казахстанского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному
праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием.
Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы Казахстана. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования.
Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого
характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешне организационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.
Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место. Административное право тесно связано также и с гражданским правом.
Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.
Предложенная тема интересна также тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы государственного управления и контроля сложнейшим искусственным организмом, созданного людьми в Республике Казахстан – ГОСУДАРСТВОМ.
Административное право – одна из базовых отраслей правовой системы Республики Казахстан. Оно призвано регулировать общественные отношения в сфере государственного управления, связанные с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Это одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы Казахстана, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, которые оно регулирует.
2. Предмет и метод административного права.
Вопрос о предмете той или иной отрасли права, отрасли науки или учебной дисциплины является интересным и в то же время сложным. Именно при его изучении можно столкнуться с многочисленными, а часто и противоречивыми высказываниями. Как правило, этот вопрос возбуждает самые горячие споры, является одним из более дискуссионных.
Объясняется это тем, что различные отрасли права тесно взаимодействуют, переплетаются в процессе регулирования общественных отношений. Нередко одни и те же отношения подвергаются одновременно воздействию норм ряда отраслей права и т.п. Все это, естественно, приводит к тому, что практически иногда бывает сложно определить четкие границы действий различных правовых норм.
Это обстоятельство оказывает несомненное влияние и на развитие правовой нормы мыслей, давая основания для содержательной дискуссии.
Особенно длительной являлась дискуссия о предмете административного права.
Определить предмет той или иной отрасли права, значит, выделить круг однородных общественных отношений, регулируемых данной отраслью.
Именно предмет правового регулирования дает необходимое представление о каждой отрасли права. Каковы же исходные методологические позиции, определяющие основу решения вопроса о предмете административного права?
По общему мнению всех администратистов административное право регулирует те общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления государственного управления или исполнительско-распорядительной деятельности.
Следовательно, круг общественных отношений, составляющих предмет административно правового регулирования, ограничен рамками одного из видов государственной деятельности, а именно государственного управления.
Вообще нужно сказать, что термин «администрация» (от латинского "administratio" - административная деятельность, с одной стороны, и управление, с другой стороны, фактически совпадают).
Конечно, нередко слово «администрация» употребляется и в несколько ином смысле. Так, например, говорят об администрации предприятия, учреждения, имея в виду, соответствующее звено государственного аппарата.
С учетом изложенного под предметом административной го права и понимаются общественные отношения управленческого характера. Следовательно, если «администрация» есть деятельность по управлению, то «административное право (филологическая ассоциация) регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления этой «административной деятельности».
Итак, административное право есть такая отрасль, котов рая регулирует общественные отношения в сфере государств венного управления.
Какие же это общественные отношения? Это отношения, которые могут возникать между:
а) различными органами государственного управления по вертикали, т.е. между вышестоящими и нижестоящими органами (например, между Правительством РК и Министерством внутренних дел, между городской администрацией и ее отделами);
б) различными органами государственного управления не связанными между собой отношениями подчиненности;
в) различными органами государственного управления и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (например, между министерством и заводом);
г) различными органами государственного управления и гражданами (например, акиматом и гражданином, подавшим заявление или жалобу).
Указанные виды общественных отношений наиболее типичны, характерны для сферы административного регулирования, ибо в административном праве главное - это регулирование отношений, складывающихся именно в процессе деятельности органов государственного управления, поэтому эти отношения и называются управленческими.
Далее, общественные отношения, составляющие предмет административно-правового регулирования, можно классифицировать по их характеру, содержанию. В этом смысле можно, как представляется, выделить следующие группы отношений:
а) отношения, связанные с осуществлением вышестоящими органами централизованного руководства административной и иной (производственной, хозяйственной и т.п.) деятельностью нижестоящих органов;
б) отношения, связанные с осуществлением органами государственного управления и должностными лицами функции непосредственного оперативного управления (например, администрация предприятия и администрация цехов);
в) отношения, связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования деятельности общественных организаций;
г) отношения, связанные с осуществлением сотрудничества органов государственного управления с общественными организациями (например, администрация предприятия и профсоюза);
д) отношения, связанные с осуществлением органами государственного управления деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав.
Перечисленные группы общественных отношений построены в соответствии с основными видами административной деятельности органов государственного управления.
Общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и регламентируемые административным правом, можно классифицировать по конкретным направлениям (отраслям) управлений деятельности, а также по их объему.
1. По направлениям административной деятельности складываются следующие основные виды общественных отношений:
а) связанные с подготовкой, принятием и исполнением актов управления, а также с исполнением законов и актов органов государственной власти;
б) связанные с осуществлением повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера как в правовой, так и в организационной форме;
в) связанные с осуществлением контроля за исполнением принятых решений;
г) связанные с осуществлением принуждения в административном порядке (т.е. без обращения в суд), являющегося одним из средств обеспечения необходимого правопорядка в сфере государственного управления.
2. По отраслям административной (управляемой) деятельности:
а) отношения в сфере управления народным хозяйством;
б) отношения в сфере управления социально-культурным строительством;
в) отношения в сфере административно-политического управления (охрана общественного порядка, оборона и т.п.);
г) отношения в сфере межотраслевого управления.
3. По объему управленческой деятельности можно выделить общественные отношения:
а) в сфере общего управления (руководство всеми или несколькими отраслями);
б) в сфере отраслевого управления;
в) в сфере осуществления специальных управленческих функций межотраслевого характера (например, контроль за деятельностью неподчиненных органов и лиц, координация).
Такова в основных чертах характеристика общественных отношений, составляющих предмет административного права.
Простое их перечисление уже свидетельствует, и весьма красноречиво, о том, что этот предмет имеет самостоятельное и важное значение, что административным правом охватываются разнообразные и широкие по своему характеру, содержанию и познанию общественные отношения.
Говоря о предмете административного права, следует также остановиться о науке административного права.
О методах административного регулирования. Они позволяют ответить на вопрос: как, каким образом, какими способами осуществляется регулирование.
Административному праву характерны, прежде всего, предписания (возложение прямой юридической обязанности что-либо сделать) и запрет (запрещение совершать определенные действия) как средства регулирования общественных
отношений. Хотя в процессе административно-правового регулирования используются и другие способы: дозволение, согласование, основанные на равенстве сторон, но они применяются в незначительной степени.