Постникова а.а., сухаркова а.и.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Учебное пособие
Минск 2003
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Академия МВД
А.А. Постникова
А.И. Сухаркова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Учебное пособие
Минск 2003
УДК 342.9
ББК 67.99(2)90
П 63
Рецензенты:
С.М. Забелов,доцент кафедры международного и сравнительного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук;
В.А. Кодавбович,заместитель декана факультета «Правоведение» Минского института управления, кандидат юридических наук
Постникова А.А., Сухаркова А.И.
П 63 Административное право: Учеб. пособие. – Мн.: Акад. МВД Республики Беларусь, 2003. – 191 с.
ISBN 985-427-197-8.
Даются основные теоретические понятия по курсу «Административное право». Материал, содержащийся в пособии, основывается на положениях административно-правовой науки и законодательства Республики Беларусь. В качестве приложений представлены образцы бланков административно-процессуальных документов и пример решения задачи.
Предназначено для курсантов и слушателей учебных заведений МВД, магистрантов, адъюнктов, преподавательского состава, а также практических работников органов внутренних дел.
ISBN 985-427-197-8 УДК 342.9
ББК 67.99(2)90
© А.А. Постникова, А.И. Сухаркова, 2003
Учебное издание
ПОСТНИКОВА Алла Анатольевна
СУХАРКОВА Анна Ивановна
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Учебное пособие
Редактор М.Г. Знак
Технический редактор А.В. Мозалевская
Корректор Ж.Л. Короленок
Оператор компьютерного набора Е.А. Маслер
Пл. вып. лит. Акад. МВД Республики Беларусь. 2003. Откр. Поз. 15.
Подписано в печать 18.03.2003. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Усл. печ. л. 12,0. Уч.-изд. л. 9,7. Тираж 150 экз. Заказ
Академия МВД Республики Беларусь.
ЛВ № 559 от 25.10.2002 г.
220771, Беларусь, Минск, Варвашени, 6.
Полиграфический центр МВД Республики Беларусь
220036, Беларусь, Минск, Грушевская, 7.
Предисловие
Нормы административного права нацелены на организацию, упорядочение, развитие и совершенствование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления. Административно-правовое регулирование распространяется на все стороны общественной жизни, являясь наиболее обширной областью применения норм права, охватывает разнообразные связи и отношения между людьми и их коллективами, опирается на многочисленные правила, регламентирующие их поведение. В связи с этим административное право является одной из профилирующих дисциплин в структуре учебного процесса Академии МВД Республики Беларусь. Целевое назначение этого курса состоит в формировании у обучаемых фундаментальных знаний, умений и навыков в области государственного управления.
Типовая программа по курсу «Административное право» определяет круг вопросов, подлежащих изучению по каждой теме, литературу и нормативный материал, поэтому постоянное пользование программой дает возможность последовательно и полно проработать весь курс данной учебной дисциплины.
Особенно большое практическое значение имеют такие разделы курса, как «Правовое положение субъектов управления» (граждан, органов государственного управления, государственных служащих, общественных объединений), «Формы и методы государственного управления», «Административно-деликтное право», «Административный процесс», «Механизм административно-правового регулирования в областях и сферах государственного управления», «Обеспечение законности и дисциплины в области государственного управления».
Административное право является мобильной отраслью права, ибо административно-правовое законодательство наиболее подвижно в сравнении с другими отраслями права. Это возлагает на курсантов, слушателей, студентов ответственные задачи по систематическому и глубокому изучению разделов учебного курса с учетом происходящих изменений в законодательстве.
Учебным планом по курсу «Административное право» предусмотрено выполнение слушателями контрольной и курсовой работ. Каждый слушатель во время экзаменационной сессии должен принять участие в семинарских и практических занятиях по рекомендуемым разделам учебного курса.
В новом учебном плане значительно сокращено количество часов, отводимых на установочные и итоговые лекции, семинарские занятия. Это возлагает на слушателей, курсантов ответственные задачи по самостоятельному изучению разделов учебного курса, нормативного материала.
Эффективность осуществления учебного процесса по административному праву, организация планомерной и успешной работы слушателей-заочников по самостоятельному овладению данной дисциплиной невозможны без соответствующего методического обеспечения. Решению этой задачи и призвано послужить настоящее учебное пособие, которое содержит:
· освещение основных теоретических положений курса «Административное право»;
· тематику контрольных и курсовых работ, методику их написания;
· планы семинарских занятий;
· темы рефератов и докладов;
· контрольные вопросы к экзамену;
· образцы бланков административно-процессуальных документов.
Данная работа призвана содействовать успешному освоению основных положений дисциплины. При подготовке учебного пособия авторы использовали как собственный опыт преподавания административного права в юридических вузах, так и ряд положений, содержащихся в работе А.П. Алехина, А.А. Кармолицкого, Ю.М. Козлова, Д.Н. Бахраха, А.П. Коренева и других известных ученых-административистов.
Раздел I
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Государственное управление
Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там экономическое и социально-культурное развитие. К ним относятся Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы, администрация района в городах с районным делением.
органы отраслевой компетенцииосуществляют руководство подчиненными им отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед этой отраслью (например, Министерство торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство архитектуры и строительства, Министерство культуры).
органы межотраслевой компетенциивыполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (например, Министерство экономики, Министерство промышленности); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого значения (например, Министерство труда и социальной защиты); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (например, Министерство по чрезвычайным ситуациям).
По порядку разрешения ведомственных вопросовразличаются коллегиальные и единоначальные органы.
коллегиальные органы – организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции органа. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Коллегиальными органами являются Совет Министров, исполкомы.
единоначальнымиявляются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю (например, министру).
По порядку финансирования – из республиканского бюджета и из местных бюджетов (в зависимости от места органа исполнительной власти в системе государственных органов).
Система органов государственного управления (исполнительной власти) представляет собой основанную на разделении труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев аппарата управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.
Основные задачи построения системы органов государственного управления (исполнительной власти):
· сгруппировать однородные отрасли экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, придав им организационное единство и единое управление;
· охватить все без исключения функции государственного управления (исполнительной власти);
· обеспечить быстрое и четкое прохождение административных дел с тем, чтобы каждое из них окончательно решалось, как правило, в одном органе и в том звене управления, в котором это наиболее целесообразно с точки зрения требований централизма и демократизма в управлении;
· обеспечить необходимую координацию и согласованность деятельности органов государственного управления (исполнительной власти) сверху донизу (для этого создаются специальные звенья координационного характера);
· четко определить задачи, функции, полномочия каждого органа государственного управления (исполнительной власти) в отдельности и систем отраслевых и функциональных органов. Юридически это закрепляется в специальных положениях об органах государственного управления (исполнительной власти).
Звенья в системе органов государственного управления (исполнительной власти):
· Совет Министров Республики Беларусь;
· республиканские органы исполнительной власти отраслевой и функциональной компетенции:
· министерства;
· государственные комитеты;
· комитеты при Совете Министров Республики Беларусь;
· местные органы государственного управления;
· администрация предприятий, учреждений, организаций – местные органы внутреннего управления.
Полномочия Президента Республики Беларусь
в сфере реализации исполнительной власти
Президент Республики Беларусь осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Его правовой статус закреплен в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 г. в редации от 7 июля 1997 г.»[10].
Президент олицетворяет единство народа, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечению политической и экономической стабильности, однако организационно не входит в систему какой-либо ветви государственной власти.
Президент Республики Беларусь обладает обширными полномочиями по отношению к исполнительной власти. Эти полномочия относятся к области как формирования ее организационной системы, так и содержательной части важнейших направлений ее функционирования.
Согласно Конституции Республики Беларусь Президент:
· с согласия Палаты Представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь;
· своими указами определяет систему органов исполнительной власти, назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
· своими указами влияет на различные стороны самого содержания деятельности Совета Министров и всей системы органов исполнительной власти;
· имеет право отменять акты Правительства, местных органов государственного управления (исполнительной власти).
Вместе с тем с точки зрения требований законности Президент Республики Беларусь не должен подменять органы исполнительной власти, представляющие собой самостоятельные звенья системы этой власти.
Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создана Администрация Президента Республики Беларусь, положение о которой утверждено Указом Президента № 97 от 23 января 1997 г.[11]
Администрация Президента Республики Беларусь
Администрация Президента Республики Беларусь:
· является республиканским органом государственного управления;
· обеспечивает проведение государственной кадровой политики и идеологии;
· координирует деятельность подотчетных Президенту государственных органов в области государственной кадровой политики и идеологии;
· обеспечивает взаимодействие Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной властей;
· осуществляет организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.
Структура Администрации Президента Республики Беларусь:
· Глава Администрации (назначается на должность и освобождается от должности указом Президента Республики Беларусь);
· заместители, в том числе первый, (назначаются на должность и освобождаются от должности указами Президента Республики Беларусь по представлению Главы Администрации Президента Республики Беларусь);
· помощники Президента, пресс-секретарь, главные инспекторы по областям (назначаются на должности и освобождаются от должностей распоряжениями Президента по представлению Главы Администрации Президента);
· Главные управления, управления, отделы;
· канцелярия Президента;
· секретариат Главы Администрации;
· пресс-служба Президента.
На основе Конституции Республики Беларусь и для обеспечения реализации функций Президента Республики Беларусь по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, по сохранению государственного суверенитета, территориальной целостности и конституционного строя Республики Беларусь, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан создан Совет Безопасности Республики Беларусь.
Совет Безопасности Республики Беларусь
Положение о Совете безопасности Республики Беларусь утверждено указом Президента Республики Беларусь № 24 от 5 августа 1994 г.[12]
Основными задачами Совета Безопасности являются:
· определение приоритетов жизненно важных интересов личности, общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
· определение основных направлений стратегии безопасности Республики Беларусь и организация подготовки государственных программ поддержания надлежащей безопасности Республики Беларусь;
· подготовка рекомендаций Президенту Республики Беларусь по вопросам формирования внешней, внутренней и военной политики, по выработке основных положений государства в отношении других стран;
· разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти по реализации принятых решений в сфере обеспечения безопасности и оценки их эффективности;
· подготовка оперативных решений по предотвращению и преодолению чрезвычайных ситуаций, которые могут нанести значительный ущерб интересам Республики Беларусь;
· предварительное обсуждение кандидатур на руководящие должности министерств и ведомств (согласно перечню, утверждаемому Советом Безопасности), от которых зависит эффективность мер по обеспечению безопасности Республики Беларусь;
· подготовка предложений Президенту Республики Беларусь по вопросам введения, продления, отмены чрезвычайного либо военного положения, использования контингента Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Состав Совета Безопасности:
· Председатель – Президент Республики Беларусь;
· Государственный секретарь;
· Постоянные члены и члены Совета Безопасности.
В целях совершенствования финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения деятельности высших органов государственной власти указом Президента Республики Беларусь № 19[13] от 4 августа 1994 г. создано Управление делами ПрезидентаРеспублики Беларусь.Оно подчиняется непосредственно Президенту Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь
Совет министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным органом государственного управления, который осуществляет исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и иными органами исполнительной власти[14].
В своей деятельности Правительство Республики Беларусь подотчетно Президенту страны и ответственно перед Национальным.
Состав Правительства:
· Премьер-министр;
· заместители премьер-министра, в том числе первый заместитель премьер-министра;
· министры;
· председатели государственных комитетов.
Состав Совета Министров утверждается Президентом Республики Беларусь.
Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Основные направления реализации компетенции Совета Министров:
· экономические вопросы;
· в социально-культурной сфере;
· в области охраны окружающей среды;
· в области обеспечения законности и правопорядка;
· в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства;
· в области внешнеполитической деятельности;
· в области кадровой политики.
Совет Министров руководит системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления, координирует, направляет и контролирует их работу.
В систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, входят министерства Республики Беларусь, государственные комитеты Республики Беларусь, комитеты при Совете Министров Республики Беларусь, объединения (учреждения), подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.
Осуществляя руководство подчиненными республиканскими органами государственного управления, Совет Министров:
· принимает меры по обеспечению реализации в полном объеме республиканскими органами государственного управления предоставленных им прав и полномочий в целях выполнения возложенных на них задач и осуществления своих функций, самостоятельного решения отнесенных к их компетенции вопросов;
· утверждает в установленном порядке положения о республиканских органах государственного управления, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь;
· утверждает состав коллегий министерств и государственных комитетов, если иное не предусмотрено актами Президента;
· при необходимости передает решение отдельных входящих в его компетенцию вопросов государственного управления республиканским органам государственного управления, за исключением тех, решение которых относится к исключительной компетенции Совета Министров;
· отменяет акты республиканских органов государственного управления, если они противоречат Конституции Республики Беларусь, законам Республики Беларусь, актам Президента, постановлениям Совета Министров, распоряжениям Премьер-министра, не соответствуют общегосударственным интересам или не имеют достаточного финансового и юридического обоснования, за исключением решений, которые могут быть отменены только Президентом;
· за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции, законов, актов Президента, постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, служебных обязанностей налагает в установленном порядке на министров, руководителей других республиканских органов государственного управления, а также на их заместителей дисциплинарные взыскания.
Исключительно на заседаниях Совета Министров рассматриваются:
· вопросы подготовки и исполнения государственного бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;
· основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь;
· проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь.
Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, в качестве постоянного его органа действует Президиум Совета Министров Республики Беларусь.В его состав входят Премьер-министр и заместители Премьер-министра, а также могут быть включены иные члены Правительства Республики Беларусь.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 578 от 24 сентября 2001 г., в состав Президиума Совета Министров Республики Беларусь входят: Премьер-министр, его заместители, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Министр экономики, Министр финансов, Министр иностранных дел.
Заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели и считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов Президиума. Решения принимаются большинством голосов от общей численности членов Президиума и оформляются в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь.
Для обеспечения деятельности Совета Министров Республики Беларусь создается Аппарат Совета Министров. Его возглавляет руководитель Аппарата, который назначается на должность Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки постановлений Совета Министров, а также для выполнения отдельных поручений могут создаваться постоянные или временные комиссии и иные формирования.
Государственные служащие
Государственная служба: понятие и принципы
Понятие «служба» употребляется по-разному: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т. д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.
Как указывалось в теме о предмете административного права, одной из трех областей административно-правового регулирования является внутриорганизационная деятельность, основу которой составляют государственная служба и служебные отношения.
Государственная служба –вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства.
Какие же особенности этой деятельности – службы – составили основания для выделения и обособления ее от других видов общественной деятельности?
Каждая социальная группа – рабочие, аграрии, ученые и т. д. – применительно к современным условиям отличается от другой:
· объектом воздействия в процессе труда со стороны участников (например, рабочим считается лицо, воздействующее на объект природы, служащий – на человека, личность как социально-биологическое существо, т. е. на волю человека, его здоровье, свободу, правовой статус в целом и т. д.);
· процессом труда:служащий в каждом отдельном случае воздействует на личность прямо и непосредственно, притом личность конкретную, заведомо, как правило, известную (обучение, здравоохранение, научная сфера и т. д.) или ставшую известной в самом процессе труда (административное задержание, арест и т. д.);
· особенностями в отношениях между участниками трудового процесса, в оплате труда.
Государственная служба, если рассматривать ее с точки зрения места, которое она занимает в государственной организации, начинается там, где устанавливается должность.
Государственно-служебная должность – это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции государственного органа (организации), предоставляемой лицу – государственному служащему – в целях ее практического осуществления.
В правовом статусе должности выделяются три блока:
· целевой (ее цели, задачи, функции);
· организационный (ее название; порядок учреждения, преобразования, ликвидации; место в служебной иерархии; порядок замещения должности и освобождения от нее);
· компетенционный (объем полномочий и функций занимающего ее лица).
Государственная служба опосредуется правом. Что же следует понимать под государственной службой как правовым институтом?
Государственная служба (как правовой институт) – совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе организации государственной службы и выполнения государственными служащими возложенных на них задач.
Общественные отношения, регулируемые данным правовым институтом, исключительно велики по своему объему и разнообразны по содержанию, что обусловлено ролью государства, широтой его функций. При характеристике их целесообразно разделить на две группы:
· отношения, складывающиеся в ходе организации государственной службы;
· отношения, складывающиеся в процессе практического осуществления государственной службы, т. е. служебная деятельность, осуществляемая каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.
Институт государственной службы относится к числу сложных правовых институтов. Он объединяет, хотя и на основе однородности регулируемых отношений, нормы различных отраслей права. Преобладающее число норм, регламентирующих государственную службу, входит в административное право – нормы, регламентирующие организацию государственной службы и ее осуществление. Следовательно, эта часть административно-правовых норм является и институтом административного права. Значительная часть правовых норм этого института относится к трудовому праву – нормы, которые регулируют общие для рабочих и служащих вопросы трудовой деятельности, например, общие правила дисциплинарной ответственности рабочих и служащих.
Часть норм, входящих в институт государственной службы, относится к финансовому праву – нормы, регулирующие должностные оклады государственным служащим, начисление и взимание налогов и т. д.
Таким образом, институт государственной службы тесно связан со многими другими правовыми институтами отраслей права. Связь эта обусловлена в конечном счете тем, что государственная служба как государственно-правовой и организационно-правовой институт охватывает отношения, складывающиеся во всех сферах государственной деятельности.
В Республике Беларусь в настоящее время нет единого правового акта, который бы регламентировал государственную службу во всех сферах деятельности госаппарата, отраслях и сферах управления. Общие основы государственной службы закреплены в ст. 39 Конституции Республики Беларусь: «граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах».
Государственная служба – это обычная трудовая деятельность, не являющаяся чем-то исключительным, которая регулируется, как правило, нормами трудового законодательства (Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г.).
Служба в государственном аппаратерегулируется Законом Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате» от 23 ноября 1993 г. В ст. 2 сказано, что под государственным аппаратом понимается система органов государства, через которые служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий. Но в ст. 9 закрепляется, что данный закон не распространяется на служащих, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование государственного аппарата. Следовательно, нет такого правового акта, который бы закреплял в полной мере правовой статус, например, министра и лаборанта, библиотекаря и учителя и т. д.
Специальными нормативными актами регламентируется служба в вооруженных силах и правоохранительных органах, например Законом Республики Беларусь «О статусе военнослужащего» от 13 ноября 1992 г., Законом «О милиции» от 26 февраля 1991 г., Законом «Об органах государственной безопасности» от 3 декабря 1997 г. и др.
Под принципами государственной службы понимаются:
· требования, которые являются обязательными для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе;
· распространяются на все виды государственной службы и являются всеобщими в рамках государственной службы;
· данные требования охватывают все организационные, правовые и другие стороны. Принципы государственной службы – это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем) исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства. Принципы государственной службы отражают объективные связи, возникающие в системе государственно-служебных отношений. Таким образом, формулировка и установление законодателями принципов государственной службы зависят от избранной (функционирующей в стране) модели государственной службы, от адекватности понимания внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования. Принципы являют собой также активное, динамическое начало, ибо они обусловливают устанавливаемую законодателем модель государственной службы.
Основные принципы государственной службы закреплены в Законе Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате»:
· законность;
· приоритет прав и законных интересов граждан перед интересами государства;
· подконтрольность и подотчетность служащих государственного аппарата;
· реальный доступ к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации;
· внепартийность государственной службы;
· обязательность для всех граждан и должностных лиц исполнения законных требований и поддержания правомерных действий служащих государственного аппарата;
· ответственность государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
· правовая, социальная, экономическая защищенность государственных служащих;
· стабильность государственной службы.
Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности. Поэтому выделяют следующие виды государственной службы:
· в органах ветвей власти;
· в контрольно-надзорных органах;
· специализированная.
В специальной литературе общепризнанно разделение государственной службы на два вида:
· гражданскую(например, служба в местных исполнительно-распорядительных органах);
· милитаризованную(например, военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных органах и др.).
Отличительные признаки милитаризованной службы, которые отличают ее от гражданской службы:
· профессиональной обязанностью служащих этой категории является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана правопорядка;
· отбор кандидатов на государственную службу милитаризованного характера осуществляется из числа лиц, достигших 18-летнего возраста;
· наличие специальных дисциплинарных уставов, положений о службе, обусловленных специфическими особенностями должностных функций милитаризованных служащих;
· особые условия поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения аттестации и прекращения службы;
· наличие установленного в специальных административно-правовых нормативных актах особого правового статуса милитаризованных служащих (права, обязанности, ответственность, специальные льготы и т.д.);
· особый порядок привлечения к правовой ответственности (особенно административной и материальной).
Понятие и виды государственных служащих
Поскольку государственная служба – это вид социально значимой деятельности, то необходимо осуществление ее конкретными людьми, которые именуются государственными служащими и являются субъектами административного права.
Государственные служащие –граждане, работающие в государственных организациях, занимающие в них должности в установленном законодательством порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, с определенной оплатой труда.
Признаки государственного служащего:
· действует в системе разветвленной государственной организации;
· занимает в этой системе должность, которая определяет содержание его деятельности, правовое положение (признак должности присущ и в системе негосударственных организаций, но здесь – государственная должность);
· занимает должность посредством определенного организационно-правового способа (назначение, выборность);
· труд оплачивается по количеству и качеству.
В зависимости от особенностей в правовом статусе государственные служащие могут быть подразделены на различные виды.
Прежде всего выделяются служащие:
· государственных органов;
· государственных предприятий, учреждений и организаций.
В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся на:
· должностных лиц;
· оперативный состав (его еще называют функциональный состав);
· вспомогательный персонал.
Должностные лица –государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования.
Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти.
Представители административной власти –это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к лицам, не находящимся в их подчинении (санитарные врачи, работники милиции, работники налоговой инспекции и др.).
Оперативный состав –это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов (например, экономисты, юрисконсульты и др.). Они, как правило, занимаются работой, связанной с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных познаний, опыта.
Вспомогательный состав –государственные служащие, служебная деятельность которых не пр