Как объект административно-правового регулирования

Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования. Административное право называют правом организационным, правом управления, поскольку оно регулирует общественные отношения, складывающиеся главным образом в процессе организации и деятельности исполнительной власти. Следовательно, прежде чем рассматривать сущность административного права, необходимо обратиться к изучению предмета его регулирования – государственного управления. Последнее происходит от общего понятия «управление».

Получивший широкое распространение термин «управление» происходит от латинского слова «администрация» и в буквальном смысле означает деятельность по руководству чем-либо (или кем-либо). Поэтому всякое управление есть целенаправленное, упорядочивающее воздействие на организованные системы различной природы.

Выделяют три сферы развития окружающего нас мира:

· неживая природа;

· живая природа;

· человеческое общество.

Соответственно такой градации управленческому воздействию могут быть подвергнуты естественные явления (например, тренировка спортсмена с целью совершенствования тела, достижения результатов в соревнованиях); физические процессы (управление ядерной реакцией с целью получения тепла, а не взрыва); технические системы (транспорт); социальные системы (коллективы людей). Управление обеспечивает целостность этих систем и служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

Управление –процесс целенаправленного воздействия на систему, в результате которого достигается упорядоченность системы, ее развитие в соответствии с поставленными целями.

К самоуправляемым целостным и динамичным системам, в которых происходят процессы управления, относятся и социальные системы. В человеческом обществе эти процессы отличаются сложностью. Дело в том, что здесь действуют наделенные волей и сознанием люди, которые выступают в роли управляющих и управляемых.

Надобность в управлении возникает, когда налицо совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная или иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей для достижения целей.

Социальное управлениепредставляет собой общественно значимую деятельность, которая осуществляется с целью обеспечения согласованности и упорядоченности совместных действий людей, их коллективов в интересах достижения стоящих перед коллективами задач.

Итак, можно подвести итог:

· социальное управление называется таковым по той причине, что осуществляется в обществе, людьми в отношении людей, наделенных волей и сознанием;

· надобность в управлении обществом возникает там и тогда, где и когда имеется совместная деятельность людей;

· совместная деятельность людей предполагает организацию.

Одним из важнейших условий реальности управления является его властность. Это означает, что субъект управления должен обладать необходимой властью, чтобы иметь возможность успешно выполнять возложенные на него функции.

В управлении следует различать субъект управления, объект управления, содержание управления (цели, задачи, функции), управленческий цикл (или стадии процесса управления).

Субъектомуправления являются как отдельные лица (управляющие), так и определенным образом организованные коллективы людей.

Объектомуправления является поведение людей.

Социальное управление состоит из ряда функций, т. е. направлений деятельности.

Общими функциями управления являются:

· сбор и обработка (анализ) социальной информации;

· прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе полученных данных и достижений науки;

· планирование – определение направлений, целей, задач и результатов управленческой деятельности, а также способов и средств их достижения;

· организация – формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение их прав и обязанностей, порядка взаимоотношений, структуры и штатов органов, подбор и расстановка кадров и т. д.;

· регулирование – корректировка повседневной деятельности объектов, оперативное внесение изменений и дополнений в установленные задачи, устранение условий и ситуаций, нарушающих нормальный ход процесса управления;

· координация – обеспечение согласованности действий всех объектов управления, увязка их функционирования для достижения целей управления;

· контроль – постоянное наблюдение (надзор) за упорядоченностью управляемой системы, ее состоянием, соответствием заданным программам.

Субъект управления, объект управления, взаимосвязи между ними и функции составляют систему социального управления.

Процесс управления осуществляется в определенной последовательности. Он носит циклический характер и состоит из ряда стадий, основными из которых являются:

· анализ социальной информации;

· выработка и принятие управленческого решения;

· подбор и расстановка его исполнителей;

· организация исполнения управленческого решения;

· контроль за исполнением решения и подведение итогов.

В условиях государственности различают следующие виды социального управления:

· государственное;

· негосударственное (общественное).

Государственное управление(в широком смысле) – управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Государственное управление (в узком смысле) –подзаконная, юридически властная, организующая деятельность особой группы субъектов (органов, должностных лиц), состоящая в практическом исполнении задач и функций государства в процессе руководства экономической, административно-политической и социально-культурной областями.

Государственное управление базируется на основных положениях – принципах.

Принципы государственного управления –основополагающие начала, наиболее общие идеи, отражающие его сущность.

Принципы государственного управления, будучи научными категориями, отражают наиболее существенные стороны организации и деятельности управления. Их сущность состоит в том, что они выражают основу организации и деятельности системы органов государственного управления, определяют содержание сложных взаимоотношений внутри этой системы. Принципы управления придают системе органов государственного управления правовую стабильность и реализуются с помощью права.

В научной юридической литературе (исходя из практики) принципы государственного управления делятся на две группы:

· общие (социально-политические): приоритет прав личности, демократизм, объективность, научность, конкретность, оперативность, гласность, эффективность;

· организационные: отраслевой, линейный, территориальный, функциональный, двойного подчинения, сочетания единоначалия и коллегиальности.

Такое их деление предопределяется, во-первых, тем, что в любом государстве исполнительная власть и форма ее осуществления – государственное управление – имеют социально-политический характер; во-вторых, наличием организационных отношений, которые служат формой существования и развития экономических, социальных и политических отношений и в то же время обладают относительной самостоятельностью.

Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями.

Объекты государственного управленияделятся на коллективные(предприятия, организации и др.)и индивидуальные(граждане); они не имеют властных полномочий. Кроме того, в числе объектов управления следует различать:

· области государственного управления – сгруппированные на базе единства основного назначения (профиля) отрасли государственного управления (например, область социально-культурного строительства);

· сферы государственного управления – комплексы организационных отношений, связанных с осуществлением межотраслевых функций специального характера (например, учетно-статистических, финансовых);

· отрасли государственного управления – системы различного рода звеньев и отношений, объединяемых общностью профиля объектов и их конкретного назначения (например, промышленность, образование, наука, оборона, внутренние дела и т. д.);

· комплексы внутриотраслевого и межотраслевого характера (например, фирмы, концерны);

· трудовые коллективы – производственные, научные;

· отдельная личность – ее действия, поведение.

Государственное управление характеризуется следующими чертами:

· является организующей деятельностью;

· носит исполнительно-распорядительный характер;

· в процессе осуществления управленческой деятельности реализуются функции государства в социально-культурной, социально-политической, экономической сферах деятельности;

· осуществляется уполномоченными на то субъектами управления.

В Декларации Верховного Совета Республики Беларусь «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 г. в ст. 7 провозглашено разделение властей[1]. Это положение нашло закрепление также в ст. 6 Конституции Республики Беларусь: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную».

В связи с этим необходимо выяснить сущность исполнительной власти, ее соотношение с государственным управлением.

Исполнительная власть –ветвь государственной власти, выраженная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества на основе законодательства и реализующих государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера.

Поскольку исполнительная власть – одна из ветвей власти, то при ее характеристике целесообразно выяснить сначала место исполнительной власти в системе властей, т. е. определить взаимоотношение с другими властями. Затем надлежит обратиться к содержанию и внутренней характеристике исполнительной власти.

Основные организационно-правовые начала взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной властей:

· каждая власть имеет точно определенную компетенцию без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой;

· приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции и закону; не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности;

· гарантией же названных взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции Республики Беларусь.

Такое положение исполнительной власти в системе властей определяется Конституцией и законодательством, когда структура власти базируется на принципе разделения властей в правовом государстве.

Главные цели исполнительной власти:

· обеспечение безопасности граждан, общества, государства;

· создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;

· создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.

Признаки исполнительной власти:

· является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

· представляет собой систему специальных субъектов;

· обладает функциональной самостоятельностью;

· является составным элементом государственного механизма;

· ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер.

Основные принципы организации исполнительной власти:

· принцип народовластия. Закрепленный в Конституции Республики Беларусь (ст. 3) принцип народовластия означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно и через органы исполнительной власти. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется как со стороны органов законодательной и судебной властей, так и со стороны народа. С этой целью установлен порядок предоставления отчетности должностных лиц органов исполнительной власти населению;

· принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законы. Одной из основ поддержания законности и правопорядка является персональная ответственность должностного лица и гражданина за нарушение закона;

· принцип разделения властей выражает существование и самостоятельность трех ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них осуществляет свои функции в установленных пределах;

· принцип гласности. Конституцией Республики Беларусь установлено, что нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Кроме того, действующим законодательством предусмотрено, что нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения;

· принцип приоритета и гарантированности прав личности. Права человека являются высшей ценностью, и все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, несут ответственность перед гражданами. Права граждан должны быть защищены от произвола органов государства и должностных лиц;

· принцип сочетания централизации и децентрализации. Принцип централизации означает сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных республиканских органов исполнительной власти. Централизация вытекает из единства системы исполнительной власти. Принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

Исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности, так как последний – лишь форма ее практической реализации. В силу этого исполнительная власть не тождественна и государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид государственной властной деятельности.

Наши рекомендации