Сущность и задачи прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности
Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов получил законодательное регламентирование впервые за всю историю советского и постсоветского Казахстана только с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 года.
Ранее правоохранительные органы в основном руководствовались ведомственными приказами и инструкциями Самостоятельное направление данного вида надзора обусловлено тем, что органы уголовного преследования при осуществлении борьбы с преступностью проводят оперативно-розыскные мероприятия, существенно ограничивающие права и законные интересы граждан, гарантированные Конституцией Республики и другими законами. При этом в соответствии со ст. 5 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» не допускается осуществление оперативно-розыскных мероприятий, а также использование полученной в ходе их проведения информации для достижения целей и задач, не предусмотренных законом.
В практическом и научном обороте термин «оперативно-розыскная деятельность» как наиболее оптимальный стал использоваться после принятия в 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В Казахстане он окончательно утвердился с принятием УПК 1961 г., ст. 114 которого на органы дознания возлагалось принятие оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, его совершивших.
В правовых актах оперативно-розыскная деятельность определяется как научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций.
Сущность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется:
· исключительно в интересах защиты каждого гражданина и государства в целом от преступных посягательств, разведывательной и иной деятельности иностранных спецслужб и организаций, направленной на нанесение ущерба безопасности РК;
· от имени государства специально уполномоченными государственными органами и сотрудниками; в соответствии с правовыми предписаниями государства и требованиями законности.
В соответствии со ст. 2 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами этой деятельности являются:
1. защита жизни, здоровья, прав, свобод, законных интересов человека и гражданина, собственности от противоправных посягательств;
2. содействие в обеспечении безопасности общества, государства и укреплении его экономического потенциала и обороноспособности;
3. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
4. осуществление мер по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовной ответственности, без вести пропавших граждан и иных лиц в случаях, предусмотренных законом, а также идентификация обнаруженных неопознанных трупов;
5. выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций;
6. обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц;
7. обеспечение охраны государственной границы;
8. обеспечение защиты сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; содействие организациям в защите коммерческой тайны;
9. поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы;
10. обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в соответствии с принципами законности, соблюдения прав и свобод, уважения достоинства личности, равенства граждан перед законом, на основе конспирации, сочетания гласных и негласных методов, профессиональной этики.
Среди них принципы законности и уважения достоинства личности являются основополагающими. Необходимость соблюдения профессиональной этики при проведении оперативно-розыскной деятельности также имеет важное значение, так как оперативный работник зачастую действует негласно и вторгается в личную жизнь гражданина, при этом становясь обладателем различной информации самого широкого спектра. Поэтому недостаточный уровень правосознания и профессиональной этики отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности может привести к использованию средств и методов оперативной работы для достижения цели и задач, не предусмотренных законом, в частности, для шантажа и провокации, а также других действий, ущемляющих права и свободы законопослушных граждан.
В соответствии со ст. 6 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности» правом на осуществление розыскной деятельности наделены:
1. органы внутренних дел;
2. органы национальной безопасности;
3. органы военной разведки Министерства обороны;
4. органы финансовой полиции;
5. Служба охраны Президента Республики Казахстан;
6. органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции;
7. таможенные органы.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только законом.
В наиболее значительном объеме оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами внутренних дел. Обязанности этих органов по осуществлению оперативно-розыскной деятельности установлены ст. 10 Закона РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Согласно данной норме и Закону РК «Об оперативно-розыскной деятельности» они в пределах своей компетенции обязаны осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение, выявление и раскрытие преступлений, обеспечение безопасности системы органов внутренних дел. Перечень подразделений и сотрудников этих органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, устанавливается Министром внутренних дел.
Органы национальной безопасности в соответствии со ст.ст. 12 и 13 Закона РК «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан» осуществляют общие и специальные оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, расследование которых отнесено законодательством к ведению органов национальной безопасности.
Это - остальные органы, уполномоченные Законом РК «Об оперативно-розыскной деятельности» на ведение оперативно-розыскной деятельности, осуществляют ее также в рамках своих основных функций, определенных соответствующими законами. Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют общие и специальные оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), действия оперативно-розыскных органов и их должностных лиц по собиранию информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскные мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие и специальные оперативно-розыскные мероприятия проводятся всеми органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с возложенными на них задачами.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1. наличие возбужденного уголовного дела;
2. поступившая в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, информация о:
3. подготавливаемом, совершаемом или совершенном правонарушении;
4. лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или склоняющихся от уголовного наказания;
5. безвестном отсутствии граждан и обнаружении неопознанных трупов;
6. разведывательно-подрывных акциях специальных служб иностранных государств и международных организаций;
7. письменные поручения следователя по расследуемым им уголовным делам;
8. постановления Генерального Прокурора Республики Казахстан и его заместителей, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, а также письменные указания прокурора, данные в ходе осуществления надзора за законностью оперативно- розыскной деятельности;
9. судебные акты о розыске подсудимого по уголовному и ответчика по гражданскому делам, должника по исполнительному производству;
10. запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи;
11. необходимость получения разведывательной и контрразведывательной информации в интересах общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала
Основаниями для проведения проверок применения законодательства об оперативно-розыскной деятельности являются:
1. поручения Президента Республики Казахстан;
2. заявления, жалобы, сообщения и другие данные о нарушениях законодательства;
3. непосредственное выявление признаков нарушения законодательства;
4. поручения или запрос вышестоящего прокурора.
К основным направлениям прокурорского надзора в этой сфере правовых отношений относятся:
1. надзор за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, законных интересов организаций при осуществлении ОРД;
2. координация деятельности правоохранительных и специальных органов для эффективной реализации задач ОРД, а также управления законности и правопорядка;
3. надзор за законностью ОРД, направленной на борьбу с преступностью;
4. надзор за законностью ОРД, направленной на розыск обвиняемых, скрывшихся от органов следствия, дознания и суда, без вести пропавших лиц, а также лиц, уклоняющихся от исполнения решений судов, и установление личности неопознанных трупов;
5. защита конституционных прав и свобод человека и гражданина;
6. своевременное и качественное рассмотрение обращений физических и юридических лиц.
В связи с этим при осуществлении надзора прокуроры должны следить за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, обращать внимание на соблюдением норм других правовых актов, предусматривающих случаи ограничения их прав и свобод. К примеру, ст. 18 Конституции РК закреплено право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в случаях и в порядке, прямо установленных законом.
Ранее в уголовно-процессуальном законодательстве не было нормы, четко регулирующей деятельность оперативно-розыскной службы и порядок использования результатов научно-технических средств. Поэтому законом от 16 марта 2001 г. в ст. 130 УПК РК были внесены дополнения, в соответствии с которыми фактические данные, непосредственно воспринятые при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудником органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, могут быть использованы в качестве доказательств после допроса указанного сотрудника в качестве свидетеля. Фактические данные, непосредственно воспринятые лицом, оказывающим на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, могут быть использованы в качестве доказательств после допроса указанного лица в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого).
При необходимости и возможности непосредственного восприятия лицом, ведущим уголовный процесс, обстоятельств дела, выявленных в результате оперативно-розыскных мероприятий, эти обстоятельства фиксируются в протоколах следственного либо судебного действия, проводимого по правилам, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом.
Использование предметов и документов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, в качестве вещественных доказательств и документов осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, приобщение их к делу допускаются только при наличии достоверных данных об их происхождении.