Гарантии прав граждан в сфере государственного управления.
В РБ действует система эконом., полит., организац. и юридич.х, гарантий прав и свобод граждан. Экономические и социальные гарантии – это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан. Они базируются на экономической системе РБ, основу кот.составляют частная, гос., коллективная и иные формы собственности. К политич.гарантиям относятся: принад-ть гос. власти народу; соблюдение и защита прав и свобод человека и граж-на гос-вом; широкие воз-ти для участия гра-н в управлении делами государства и общ-ва. Организационные гарантии состоят в том, что в своей деят-ти гос-во должно исходить из единства системы гос. власти, разграничения предметов ведения и полномочий между республиканскими и местными гос. органами, разделения гос. власти на зак., исп. и суд.. Организационные гарантии заключаются также в деят-ти гос. органов, прежде всего правоохранительных, по практическому претворению в жизнь прав и свобод граждан и возложенных на них обязанностей.В общем виде организационные гарантии можно подразделить на два вида: судебные и несудебные.Статус суд. власти и процессуальные формы ее осуществления выдвигают суды как гаранты прав и свобод на первый план. Юридические гарантии – это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод граждан, а также государства, их охраны и защиты. Ведущее место в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путем предоставления им права:-обжаловать решения и действия органов гос. власти, органов местного управления и самоуправления, общ. объединений и долж. лиц; на судебную защиту от посягательств на честь и дост-во, жизнь и здоровье, личную свободу и имущ-во.Закон может выполнять функции гаранта при соблюдении следующих условий:-он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным;
-отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном всей правовой с-мы;
-вместо деклараций содержать конкретные нормы и мех-мы реализации;
-определять круг органов и долж. лиц, на кот.возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод;
-предусматривать ответ-сть органов и долж. лиц, на кот.возлагается обяз-ть создавать условия для реализации прав и свобод.
15 Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.11) иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.
16 правовой статус-совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.
Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены:1) Совету Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления;2) Республиканским органам исполнительной власти отраслевой и функциональной компетенции:- министерства;- государственные комитеты;- государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь;3) Местным органам государственного управления:- областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты и местные администрации.4) иные государственные органы.
17/ Органы гос. управления (исп. власти) являются частью системы органов РБ и в то же время образуют свою систему, возглавляемую Советом Министров РБ.Занимая определенное место в системе других гос. органов РБ, взаимодействуя с ними, органы гос. управления (исп. власти) ввиду объективно необходимого единства управления сами в то же время являются целостной системой, т.е. такой организационной и функциональной общностью, в кот. все звенья, все составные части взаимосвязаны и объединены единством руководства.Следовательно, система гос. управления (исп. власти)представляет собой основанную на разделении управленческого труда сов-тьвзаимосвязанных и взаимодействующих звеньев исполнит. власти, каждая из кот. обладает относительной самост-тью и выполняет строго определенные функции.Система органов исп. власти не является неизменной. Методология решения вопроса о системе органов гос. управления (исполнительной власти) и его звеньях представляется следующей:1) каждый орган исп. власти в основе своей деят-ти обладает приз-ми единства со всеми другими органами, и в этом отношении все органы исп. власти едины: они осуществляют исполнительно-распорядительную деят-ть;2) при построении системы органов управления (исп. власти) преследуются следующие основные за-дачи:а) охватить все без исключения функции органов управления, четко определить организац. ячейку для каждого из них и при этом так, чтобы в аппарате исп. власти был по возможности один орган или одна система соподчиненных органов, полностью ответственных за тот или иной участок управления;б) обеспечить необходимую координацию и согласованностьдеят-ти органов исп. власти сверху донизу, для чего создаются спец. звенья координационногохар-ра;в) определить задачи, ф-ции, полномочия каждого органа управления (исп. власти) в отдельности и систем отраслевых и функциональных органов.Система органов гос. управления (исп. власти) представляет собой сов-ть тех или иных частей, эл-тов, кот. связаны между собой, взаимодействуют. Отсюда часто употребляемое понятие целостной системы.
Система органов исп. власти в РБь по своей стр-ре и содержанию выполняемых ф-цийопределяется прежде всего характером государства. Статья 1 Конституции РБ дает наиболее общую характеристику нашего государства. Так, РБ объявляется унитарным демократическим социальным правовым государством.