Общее понятие управления. Управление как социальное явление.

Права и обязанности граждан в сфере гос.управления

Деление прав и обязанностей гр-н опирается прежде всего на их систему, закрепленную Конституцией РБ. Права и обяз-ти гр-н по содержанию можно изначально подразделить на две группы: статутные и адекватные.Статутные права и обяз-ти указывают на поло­жение гр-на в соц. стр-ре страны. Адекватные права и обяз-ти соответствуют тем сферам, в кот.они могут реализовываться.

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются прежде всего следующие права, свободы и обязанности.

1. Право граждан участвовать в решении гос. дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37 Конституции).

2. Право граждан на свободу объединений (ст. 36 Конституции).

3. Право граждан проводить собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирования, не нарушающие правопорядок и права других граждан РБ. (ст. 35 Конституции).

4. Право граждан направлять личные или коллективные обращения в гос. органы (ст. 40 Конституции).

5. Гос-во обеспечивает право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 25 Конституции).

6. Неприкосновенность жилища (ст. 29 Конституции) означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных зак-м, или на основании судебного решения.

7. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РБ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих гос. тайну. Перечень таких сведений определяется Законом Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. «О государственных секретах».

9. Право граждан на возмещение гос-вом вреда, причин.незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Обязанности. Основные обязанности граждан изложены в ст. 52-58 Конституции РБ.

Каждый, кто находится на тер РБ, обязан соблюдать ее К., законы и уважать национальные традиции (ст. 52).

Каждый обязан уважать дост-во, права и свободы, зак. интересы др. лиц (ст. 53).

Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54). Охрана природной среды – долг каждого (ст. 55).

Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании гос. расходов путем уплаты гос. налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56).

Месныеораны гос. управления их с-ма,структура и

Компетенция

Местное управление – это форма организации

и деят-ти местных исп. и распорядительных

органов для решения вопросов местного значения

исходя из общегосуд. интересов и интересов

населения, проживающего на соответствующей

тер-рии. Единая система местных органов

управления на территории РБ слагается из

областных, районных, городских, поселковых

и сельских исполкомов, кот.входят в единую

систему органов исп. власти, являются органами

общей компетенции.

Исп. комитет подотчетен и подконтролен

вышестоящему исп. и распорядит. органу,

а также подотчетен соответ­ствующему

местному Совету депутатов по вопросам,

отнесенным к компетен­ции Совета.

Исполнительный комитет:

- разрабатывает и вносит в Совет схему

управления местным хозяйством и коммунальной

собственностью, предложения по организации

охраны общ.порядка и прав граждан;

- разрабат. и вносит в Совет проекты планов

экон. и соц. развития, местных программ,

местного бюджета; принимает меры по

осуществлению планов, программ и бюджета,

представляет Совету отчеты об их выполнении;

– распоряжается имуществом и фин. ресурсами

Совета в порядке и в пределах, установленных Советом.

Отделы, управления и службы исполкомов

— основной вид местных отраслевых и функ-ных

органов управления. Исполкомы поселковые,сельские отделов

и управлений не имеют. В исполкомах образуются различного рода

органы, осуществляющие ф-ции надзора и контроля за соблюдением

правил в области исп.

и распорядит. деят-ти. К ним относятся административные,

наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовер-них,

комиссии по б-­бе с пьянством, различного рода инспекции и др.

Местным органом гос. управления в городах с район­ным делением

явл. администрация района.На основании действующего зак-ва

местные исп. и распорядит. органы издают решения, имеющие

обязат. силу на со­отв. тер-рии. В системе исп.-распорядит.

органов имеются также местные органы гос. управления,

кот.е организационно не подчиняются исполкомам.

Это местные тер-ные органы министерств: обороны,

комитета гос. без-ти, министерства транспорта и коммуникаций и др.

28 понятия и виды предприятий, учреждений. Основы их административно-правового статуса

Предприятие — это разновидность организации, созданной собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Их можно разделить по организационно-правовой форме и по отраслевой производственно-технологической специализации.

По организационно-правовой форме различаются:

полное товарищество;

товарищество на вере;

общество с ограниченной ответственностью;

общество с дополнительной ответственностью;

акционерное общество;

производственный кооператив;

потребительский кооператив;

унитарные предприятия и др.

По отраслевой производственно-технологической специализации принято выделять:

промышленные предприятия (заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.);

сельскохозяйственные предприятия (фермерские хозяйства, крестьянские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы и артели, рыболовецкие артели, предприятия переработки сельскохозяйственной продукции и др.);

строительные предприятия (строительные и строительно-монтажные объединения, например строительные управления; строительные предприятия, в том числе строительные комбинаты; строительные кооперативы; дорожно-строительные предприятия; мостостроительные поезда и др.);

транспортные предприятия (железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо, товарные склады, ремонтные предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты, ремонтные предприятия водного транспорта; объединения гражданской авиации, аэропорты, авиационные отряды, ремонтные и другие предприятия гражданской авиации; автотранспортные объединения, автопредприятия, автокомбинаты, авторемонтные предприятия; объединения и предприятия трубопроводного транспорта и др.);

предприятия связи (узлы связи, почтамты, почтовые отделения, телеграфы, телефонные узлы, автоматические телефонные станции, компании сотовой телефонной связи, пейджинговые компании и др.);

предприятия торговли (универмаги, гастрономы, универсамы, иные магазины, торговые базы и склады, овощные базы, хладокомбинаты и др.);

предприятия общественного питания (столовые, кафе, рестораны, закусочные, буфеты, бары и др.);

жилищно-коммунальные предприятия (жилищно-эксплуатационные конторы, дирекции по эксплуатации зданий, комендатуры, гостиницы, общежития, ремонтно-эксплуатационные предприятия, дорожно-ремонтные предприятия, котельные, теплоэнергоцентрали, энергосети и др.);

Предприятие создается его собственником. Учредительным документом предприятия является устав или учредительный договор. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица1. Для осуществления отдельных видов деятельности предприятию необходимо получение специального разрешения государства — лицензии. Ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо их органа; по истечении срока, на который оно было создано; по решению суда (в случае признания его банкротом, деятельности, запрещенной законом, недействительной регистрации и др.). Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий осуществляет специальный государственный орган — Федеральная антимонопольная служба.

Административно-правовой статус предприятия определяется не только нормами административного права, но и нормами гражданского, трудового, финансового, муниципального и других отраслей права. И с этих позиций, в частности, имеются существенные различия в административно-правовом статусе государственных и негосударственных предприятий.

Государственные предприятия являются собственностью государства, поэтому и влияние государства на их деятельность больше, чем на негосударственные предприятия. Так, соответствующие государственные органы выступают учредителями государственного предприятия; определяют предмет и цели его деятельности; утверждают устав; управляют госпредприятием; назначают на должность и освобождают от должности их руководителей; в установленных случаях доводят государственные заказы; реорганизуют и ликвидируютгосударственные предприятия. Некоторые виды деятельности разрешены только государственным предприятиям, например производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ.

Административно-правовой статус негосударственных предприятий также имеет свои особенности. Такие предприятия действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Влияние государства на данные предприятия более ограничено, чем на государственные.

Роль государства заключается в создании административно-правового режима, связанного с регистрацией, лицензированием, налогообложением, и контроле за соблюдением этого режима. В вопросы направления работы предприятия (его профиля), организации управления, персонального состава руководителей и во многие другие проблемы деятельности предприятия государство не вмешивается (за исключением особых случаев, установленных законодательством). По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами.

Учреждение — это разновидность организации, образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций. К учреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного характера, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения, осуществляющие управленческие функции, — аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.

В зависимости от вида выполняемой ими социально-культурной или административно-политической деятельности различаются учреждения:

здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулаторные медицинские консультации и др.);

образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады, курсы, колледжи, институты, университеты и др.);

культуры (дома и дворцы культуры, дома творчества, театры, кинотеатры, филармонии, концертные залы, библиотеки, музеи, выставки и др.);

науки (научно-исследовательские институты, лаборатории, научные центры, экспериментальные и испытательные полигоны, опытные производства, научные станции и др.);

иностранных дел (посольства, консульства, торговые представительства) и др.;

другие виды учреждений.

учреждение представляет собой вид некоммерческой организации. Оно не является собственником имущества и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Различия между предприятиями и учреждениями заключаются в результатах их основной деятельности: первые производят материальные блага и получают прибыль; вторые создают ценности в основном непроизводственного характера или осуществляют управленческие функции. В реальной действительности такое разделение достаточно условно, так как нередко деятельности предприятий сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и наоборот, учреждения часто выполняют работу, свойственную предприятиям.

36/ Назовите особенности административно-правового принуждении. Охарактеризуйте сущность административно-предупредительных мер. Разъясните сущность следующих мер административного пресечения:

меры технического характера;

меры медико-санитарного характера;

меры, направленные на личность правонарушителя.

Административно-правовое принуждение, как один из видов государственно-правового принуждения — это правоприменительная деятельность, осуществляемая государством и заключающаяся в применении соответствующими органами и должностными лицами в рамках своих государственно-властных полномочий, мер принуждения для защиты правопорядка.

Особенности административного принуждения:

цель — соблюдение и

охрана административно-правовых норм и общественных отношений в сфере государственного управления;

объектом является поведение личности;

является внешним правовым воздействием;

как правило, является внесудебным принуждением;

применение строго регламентировано законом;

применяется только уполномоченными органами и должностными лицами;

применяется к лицам, не связанным отношениями служебной подчиненности;

применяется в отношении как физических , так и юридических лиц, за нарушение ими общеобязательных правил в сфере экономической и экологической деятельности;

Видами мер административного принуждения являются:

Административно-предупредительные меры;

Меры административного пресечения;

Меры административного обеспечения;

Меры административного взыскания.

Административно-предупредительные меры

являются средством предотвращения правонарушений, а также возможных нежелательных или вредных последствий. Они применяются еще при отсутствии факта противоправных действий. Они выступают в виде административных ограничений или административных действий. Их применение имеет профилактическую направленность и не влечет негативных последствий для лиц — объектов применения административно-предупредительных мер.

37. К административно-предупредительным относятся меры:

1) направленные на предупреждение правонарушений (проверка документов, таможенный досмотр);

2) направленные на предупреждение наступление вредных последствий (ограничение движения транспорта, введение карантина);

3) препятствующие уклонению лиц от исполнения ими возложенных обязанностей (принудительное медицинское освидетельствование, превентивный надзор);

4) лечебно-принудительного характера (помещение в лечебное учреждение лиц, страдающих душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией).

Меры административного пресечения — это способы и средства воздействия, применяемые в целях: 1) прекращения административного правонарушения;

2) предотвращения вредных последствий правонарушения;

3) создания возможности для привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Эти меры — наиболее распространенный вид административного принуждения. Они разделяются:

а) на общие меры административного пресечения, к которым относятся меры:

1. применяемые непосредственно к личности правонарушителя;

2. имущественного характера;

3. финансового характера;

4. технического характера;

5. медико-санитарного характера;

6. лицензионно-разрешительного характера.

б) на специальные меры административного пресечения, которым относится применение оружия, химических средств, резиновых палок, наручников, специальной техники и транспорта, служебных животных.

Меры пресечения технического характера заключаются в запрещении эксплуатации неисправного транспорта, прекращении ведения работ или эксплуатации объектов при нарушении технических или противопожарных правил и т.п.).

Меры пресечения медико-санитарного характера заключаются в отстранении от работы инфекционного больного, прекращении работы объектов ввиду антисанитарного состояния, принудительное лечение правонарушителя и т.п.).

Меры пресечения, направленные на личность правонарушителя, заключаются в предъявлении ему требования прекратить противоправное поведение, в физическом воздействии на него, в его административном задержании и доставлении и т.п.).

Общее понятие управления. Управление как социальное явление.

1. Понятие управления.

2. Виды социального управления.

3. Признаки социального управления.

4. Функции социального управления.

1. Управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей.

Управление обусловлено:

наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управления (тот, кем управляют);

• существованием между объектом и субъектом прямой (отдание команд, распоряжений) и обратной (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления) связи.

Управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект с целью:

• упорядочения системы;

• сохранения структуры системы;

• обеспечения функционирования системы.

2. Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:

• государственное (управление делами государства);

негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований и т. п.).

3. Признаки социального управления:

• социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей;

• главное назначение социального управления - упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности;

• объектом воздействия социального управления являются поведение участников совместной деятельности, взаимоотношения между ними;

социальное управление, регулируя поведение участников совместной деятельности, достигает этой цели в рамках общественных связей;

• базис социального управления - соподчиненность воли участников управленческих отношений;

механизм реализации социального управления олицетворяют субъекты управления (органы управления).

4. • В процессе осуществления социального управления выполняются следующие функции: сбор и обработка информации;

• прогнозирование (научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных);

планирование (определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения);

организация (формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления);

• координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;

2. Понятие и основные черты государственного управления

Административное право и государственное управление — тесно связанные явления. Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления, определяет принципы управления и его функции, т.е. содержание управления. Иначе говоря, государственное управление является объектом административного права. Именно регулирующее воздействие норм административного права направлено на государственное управление, на функционирование системы государственного управления в целях выполнения поставленных перед нею исполнительных задач.

Государственное управление — один из видов социального управления. Социальное управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих общественных отношений.

Следовательно, основными частями, составными элементами государственного управления являются:

1)организационные действия;

2) материально-технические действия;

3) издание правовых актов и совершение иных юридически значимых действий;

4) заключениедоговоров.

Принципыгосударственногоуправления

Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. Отличительные свойства диалектичность и системность.

3/ Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельнуюветвь.Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительство), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. 3. Исполнительная власть — непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями.4. Исполнительная власть, как и любое другое проявление властных полномочий, есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение; право и возможность подчинять других своей воле.5. Исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности.

Наши рекомендации